Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Брат сестру приглашает гулять..." Два городских романса о запретной любви

И снова возвращаюсь к теме городского романса - и тема сегодня нетипичная. Запретная любовь между братом и сестрой - как оказалось, есть несколько песен совершенно разного стиля и характера. Сегодня расскажу о лишь о двух...

Руди Наппи. Художник американский, но, во-первых, я ничего подходящего из соцреализма не нашла, а во-вторых, и не хотела бы, чтобы один из невинных сюжетов ассоциировался с текстами сегодняшней статьи...
Руди Наппи. Художник американский, но, во-первых, я ничего подходящего из соцреализма не нашла, а во-вторых, и не хотела бы, чтобы один из невинных сюжетов ассоциировался с текстами сегодняшней статьи...

Первая песня называется "Что случилось с тобою, мой мальчик..." и существует в нескольких вариантах, в большинстве - это диалог матери и сына о том, что она полюбила когда-то хулигана, а хулиган, как водится, её бросил. Но... сюжет имеет и иное развитие (за текст благодарю читательницу Ганну Д.)

"Что случилось с тобою, мой мальчик,
Может, нам обратиться к врачу?
Мама, мама, мне врач не поможет,
Я влюбился в девчонку одну.
У девчонки короткая стрижка,
Голубые, как небо, глаза
Не похожа она на мальчишку
И счастливая как стрекоза.
Разрешаю любить тебе, мальчик
Голубые как небо глаза
Но ещё я скажу тебе, мальчик
Это дочь твоего же отца.
Замолчите, проклятые струны
Дайте сердцу немного покой
Той же ночью убил он девчонку,
А на утро покончил с собой.
Это ландыши все виноваты.
Это ландыши - белый букет.
Хорошо их дарить неженатым
На рассвете семнадцати лет"

Датировка неизвестна, но сдается мне, песня послевоенная. Финальная строфа о ландышах встречается в песнях традиционного любовного сюжета о разделенной/неразделенной любви.

Зато следующий текст гарантированно довоенный, и, судя по стилистике и деталям, явно отдает двадцатыми - началом 30-х годов,...

...Греховная страсть наказуема - и одновременно непреодолима. Рок.

Неразрешимое противоречие между низменными, плотскими чувствами - и моралью...

Зачин песни традиционный - обращение к публике, обозначение темы:

Что вы, граждане, припечалились?
Начинаю я вам запевать,
Как несчастные были случаи,–
Брат сестру приглашает гулять.

Поздно вечером со спектакиля
Возвращалася Нюра домой,
Отпустил ее брат от публики
И кричит: «Нюра, Нюра, постой!»
Подошел он к ней аккуратненько
И хотел только ручкой обнять,
И сказал он ей: «Нюра, милая,
Давай тайно со мною гулять!» –

Здесь стоит обратить внимание, как буквально в нескольких строках возникает объемная картинка принарядившейся веселой толпы, и страшным контрастом - чудовищное и непристойное предложение...

«Что ты, брат родной, не с ума ль сошел?
И не стыдно тебе говорить!
От народу–то будет совестно
Да и люди–то будут судить!»

Девушка - обычная колхозная девчонка, закономерно напугана и растеряна... И ещё страшнее от вкрадчивого, коварного предложения, что только подчеркивает контрастирующее с простонародными "спектакилем" и "возвращалася" "культурным" словом "аккуратненько".

И сказал он ей: «Нюра милая,
Давай станем со мною гулять!»
Что–то страшно ей показалося
И пустилась от брата бежать.
Отца с матерью дома не было:
Увезли продавать они рожь.
Брат узнал про то и схватил ее
И сказал: «От меня не уйдешь!»

Неразрешимое разрешается единственным возможным для народного романса способом - неизбежной смертью. Жертва умирает от стыда и страха. Преступник... тоже от стыда и страха.

Получилося преступление –
Разрыв сердца, она померла.
Очумел брат тут, пишет грамотку
И оставил ее на столе.
Взял веревочку и повесился
На просторном своем чердаке.

Этот "просторный чердак" ещё одна удивительная находка - вроде и логики в нем особой нет, а вот есть от этих слов какая-то особая тоска и безнадежность. Трагедия.

Возвращаются отец с матерью,
Нюре платье они привезли...
А зашли они – Нюра мертвая,
И записка лежит на столе.
А в записке–то было сказано:
«Прости сильно меня, мать–отец;
Ни в чем Нюрочка не виновная,
А виновен во всем я, подлец!
Слезы брызнули по щекам отца,
Без сознания сделалась мать.
«Помогите–ка, люди добрые,
Хулигана из петли вымать!»

Страшно? Ещё как. Зато возмездие за злодейство - практически обязательный финал, отвечающий за какую-то высшую справедливость. Хотя бы - в песне.

Подобные песни со "страшным" сюжетом можно соотнести и с античной трагедией, и увидеть в них потребность в "необыкновенных" эмоционально сюжетах (нынче эту потребность успешно закрывают сериалы, раньше - женские романы в мягких обложках).

Возможно, в этих песнях - мораль-предостережение. Некоторые исследователи пишут о том, что причина любви к трагическим сюжетам - в отсутствии песен, позволявших бы "выпеть" горе, какое бы оно ни было. А горя хватало... Вдовства, сиротства, бесприютности - если мы говорим о фольклоре 20-х. Могли ли бодрые песни новой власти помочь в создании песен-плачей, свойственных народу?..

Нет.

Однако эти песни были, скорее, для иного исполнения, не для хорового пения, когда вечерами женщины собирались вместе на посиделки. Эти песни плотно вошли в репертуар калек и нищих, промышлявших исполнением песен по поездам, вокзалам, рынкам как после Гражданской, так и после Великой Отечественной... Как раз для такого исполнения и подходили классические зачины «Да что вы, граждане, припечалились», «Вот сейчас, друзья, расскажу я вам» и подобные.

А как вы думаете, в чем причина бытования песен подобного трагедийного характера? Слышали ли вы песни на подобные сюжеты? И... продолжить ли эту морально-скользкую тему? (А то у меня в запасе есть ещё более замысловатый сюжет!)

Текст второй песни песни приведен по книге Кулагина А. В., Селиванов Ф. М., Городские песни, баллады,романсы. М., 1997

С культуртрегерским приветом - как всегда, ваша, - Умная Эльза!