Дед зашел на кухню, где бабка смотрела по телевизору женское фигурное катание…
– Ой, ой, деточка упала. Все! Медали не будет…
Дед спрашивает:
– А где каша?
Бабка, не обращая внимания на деда, говорит:
– Ой, ой, деточка заплакала!.. Только третье место!..
Дед говорит:
– Бабка! Твой патриотизм должен состоять в том, чтобы приготовить деду кашу. И чтобы он был тобой доволен. Чтобы утром, когда у него происходит всплеск гормонов, он захотел тебя приласкать как «красотку», а не как «патриотку».
– Старый развратник! Ты ничего не понимаешь в фигурном катании, – сказала бабка и продолжила смотреть телевизор.
Дед сам приготовил кашу, поел и говорит:
– Мужики смотрят на женское фигурное катание только, если у девушки стройные и длинные ножки. Им нравится, когда она прогибается и отводит ножку. А что смотреть на фигуристку с детским лицом и фигурой пацанки?!
Дед сделал паузу и продолжил:
– Но если серьезно, то судьба этого ребенка, которого эксплуатируют во взрослом спорте, будет трагичной. Примеров предостаточно. Но ты, бабка, со своим «квасным патриотизмом» этого не понимаешь…
***
В гости к деду, бывшему спортсмену и тренеру приехал 19-летний внук, студент медицинского института, одновременно – спортсмен-фигурист. Дед стал его расспрашивать сначала об учебе и спорте. А потом спросил, как у него с девочками?
Внук сказал, что есть одна девчонка, которая ему нравится «личиком», но она вся в фигурном катании, тренируется по 6 часов в день. И ей не до него.
Дед только сказал, что «спортсменками лучше не увлекаться».
А спустя несколько дней, сознавая свою воспитательную функцию, написал внуку «служебную записку» (так он назвал свое послание) следующего содержания.
…Спорт произошел из охоты, которой занимались только мужчины. Первые состязания в меткости, ловкости, силе и выносливости стали проводиться еще в родовой общине во время праздников. Метание копья, стрельба из лука, стрельба из ружья – эти виды спорта напрямую связаны с охотой.
Другие виды спорта стали образовываться в процессе эволюции человека, но всегда оставались только мужским занятием.
На Олимпиадах в Древней Греции женщин не пускали даже посмотреть на спортсменов. «Гераклы» и «Аполлоны» состязались обнаженными.
«Спрашивается: Почему мужчины не побуждали женщин заниматься спортом?»
…Женщины (мускулистые!) «полезли» в спорт примерно 100 лет назад. К этому их «подбила» женская эмансипация, которая сегодня дошла до абсурда: женщины «футболят» мяч, поднимают штанги, «дубасят» друг друга до крови на ринге. Другие женщины смотрят на это с «феминистским возбуждением», а вот мужчины – либо снисходительно, либо со злорадством.
«Спрашивается: Какие женщины занимаются спортом и какие чувства, в том числе половые, они вызывают у мужчин?»
…Сегодня, чтобы достичь успехов в спорте, надо заниматься им непрерывно и напряженно около 10 лет. Правильный (ученый!) тренер развивает физические способности спортсмена последовательно: сначала развивает аэробные возможности (примерно до 15-16-летнего возраста), нужные человеку для повседневной жизни и укрепляющие его здоровье, а затем анаэробные возможности, необходимые для проявления максимальных физических усилий в экстремальных ситуациях, в том числе в спорте. Но если этот принцип нарушить, то есть начать преждевременно развивать в спортсмене анаэробные возможности в ущерб аэробным, то происходит форсирование его физического развития: он рано, уже в 15 лет достигает успехов, но потом останавливается в росте спортивных достижений. Тщеславные тренеры, нередко так и поступают: они выжимают из еще не созревшего организма спортсмена, образно говоря, «соки», нанося тем самым вред его здоровью, и потом освобождаются от него, как неперспективного.
«Спрашивается: Если спортсменка достигла больших побед в подростковом возрасте, не значит ли это, что имело место форсирование ее физического развития? Что ждет ее в будущем? И как это скажется на ее соматическом и психическом здоровье?»
…Спорт укрепляет волю, но в то же время он формирует в спортсмене эгоизм. Связано это с тем, что спортсмен постоянно озабочен своим текущим состоянием, а, следовательно, и едой, и отдыхом, от которых сильно зависит его работоспособность. Поэтому сознание спортсмена полностью и постоянно направленно на самого себя, причем, в течение многих лет. И от этой «установки» ему бывает трудно избавиться даже после завершения карьеры.
«Спрашивается: Способна ли профессиональная спортсменка после окончания карьеры проявлять качества доброй женщины, стать отзывчивой женой и заботливой матерью?»
…Многочасовые изнуряющие тренировки, особенно в детстве и отрочестве, требующие серьезных восстановительных, в том числе, медикаментозных, процедур, которые также занимают много времени, а еще эгоизм, формируют у спортсмена специфический образ жизни, в котором практически не остается времени и сил на учебу, культурные занятия и половые отношения. Это особенно пагубно сказывается на женщине-спортсменке. У нее «скукоживается» психика, не развиваются многие компоненты мозговой деятельности и сексуальности.
«Спрашивается: Как это может сказаться в будущем на ее семейной жизни и детородной функции?»
Ответить на вопросы и сделать выводы дед предоставил самому внуку.
P.S. Прошло несколько лет, и внук пришел к деду в гости с девушкой (она училась в медицинском училище), которая ему нравилась не только своим личиком, но и характером.
Дед спросил девушку: Какая самая лучшая «профессия» для женщины? И получил ответ: Быть отзывчивой женой и заботливой матерью. Тогда дед задал второй вопрос: Какая самая лучшая «должность» для жены? И получил ответ: Быть «ассистентом» своего мужа.
Такими ответами дед был полностью удовлетворен…
***
<Про любовь лучше знает папа>.
В 7 лет он влюбился в свою учительницу – молодую деревенскую девушку с «высохшей» рукой. Ему стало ее очень жалко, и он подумал: «Будь я взрослый, женился бы на ней и сделал счастливой».
Но однажды был диктант. Учительница диктовала быстро. Он не успевал написать одно предложение, тем более проверить, как она диктовала другое. За диктант учительница поставила ему «двойку».
И его любовь прошла.
В 13 лет он влюбился в девочку из своего класса. Сначала он тихо ею любовался, потом угощал конфетами. Наконец, решил дотронуться. Но она не допустила. Тогда, чтобы узаконить отношения, он написал ей записку, что согласен быть ее слугой. Но она рассмеялась ему в лицо и сказала, что он «плюгавый», и к тому же «троечник».
И его любовь прошла.
Неудачная любовь к однокласснице заставила его лучше учиться. Любимым предметом он выбрал биологию. И не только потому, что биология была про жизнь, но и потому, что обожал учительницу. Учительница была обаятельная и привлекательная, а главное – не стеснялась рассказывать школьникам о половом поведении не только животных, но и людей.
На большой перемене он любил пойти за ее ножками и притаиться под лестницей, по которой она поднималась. А еще он часто предавался мечтам: мысленно увозил любимую учительницу куда-нибудь очень далеко... Но однажды он встретил учительницу на улице с мужчиной спортивного вида, к которому она прижималась.
И его любовь прошла.
В 19 лет к нему привязалась сокурсница – бледнолицая особа, похожая на гусеницу, которая стала его аккуратно обхаживать – сначала «подкармливать», потом покупать недорогие вещи, необходимые в мужском гардеробе. И у него возникло чувство. В его день рождения она подарила ему большой шарф, о котором он мечтал. И тогда он пригласил ее домой, чтобы показать родителям.
Но на следующий день папа сказал: «У этой девочки рыхлое тело и редкие волосы. Она поздний ребенок и будет постоянно болеть. Ты будешь всю жизнь ее лечить».
И его любовь прошла.
В 23 года на соревнованиях по стрельбе он познакомился с девушкой. Ему понравилась ее «стойка», тихий голос и безмятежное лицо, даже когда ее награждали, как победительницу. Он влюбился и решил на ней жениться.
Папа, когда узнал, сказал, что со спортсменками лучше не связываться – они думают только о себе и победах. Но он не послушался.
Скоро он убедился, что папа был прав.
Она ложилась спать с винтовкой, просыпалась поздно и еще полчаса сидела в кровати и целилась. Потом она просила принести кофе в постель. А когда он приносил, говорила: «Это не кофе, а какое-то варево!». И целый день была недовольной.
Когда он рассказал об этом папе, тот сказал: «У твоей жены ленивая душа и нет любви. Ты станешь искать любовь в других женщинах».
Папа оказался опять прав.
И его любовь прошла.
Последний раз он влюбился в 60 лет. И любил ее по-честному, как последний раз. Целовал руки, покупал дорогое белье. А она оказалась продажной девкой.
Когда он рассказал папе, тот сказал, что женщины продавались испокон веков. А еще он сказал, что в 60 лет лучше медитировать: «Концентрируешь свои ощущения на половом органе, пока не пойдет электричество». Он попробовал, и вскоре понял, что, действительно, лучше медитировать. И баб не хочется и простатит вылечился. Видимо, неслучайно йоги обходятся без женщин и живут долго. Он даже подумал, что его папа – йог.
Больше он не влюблялся.
P.S. Внучок послушай дедушку: «Большинство девочек глупы и ветрены. Но любить кого-то надо. А поскольку ни одна из них не сознается в своей ветрености, лучше любить ту, которая готова признать себя глупой».
***
В подростковом возрасте Машка стала засматриваться на себя в зеркале. Она себе очень нравилась. В школе ее называли «Машка-модель» сначала ученики, а затем и учителя. Машка уверовала в судьбу «модели» и стала вести себя соответственно. Училась без стараний и эмоций. Ни с кем не дружила, подчеркивая тем самым свою «особенность». Регулярно посещала только тренажерный зал.
Жила Машка с матерью, которая работала продавщицей. Отец Машки исчез в неизвестном направлении, когда ей было 3 года. Мать, заметив красоту и статность дочери, стала внушать ей мысль, что она может обратить на себя внимание богатого жениха в столице. Понятное дело – мамочке очень хотелось переехать в Москву и хорошо устроиться в доме будущего зятя.
Окончив школу, Машка отправилась в Москву. Нет, не учиться. Понятное дело – на конкурс «моделей».
Как проходит отбор на конкурс, подготовка и сама процедура, знают только его организаторы и участники. Мероприятие, говорят, пошленькое. Посещают его мужчины разного социального положения и возраста с деньгами.
Здесь образуются «связки»: «Модель и бизнесмен», «Модель и продюсер», «Модель и футболист»…
Вот здесь Машка и встретила Мишеньку – футболиста с миллионной зарплатой, не знающего, что делать с деньгами.
Мишка прошел похожую траекторию взросления: безотцовщина, унижения в школе с кличкой «футболист», эксплуатацию организма в спортивной школе, а затем в футбольном клубе. Когда неожиданно стали платить миллионы, у него кроме «чувства мяча» стало образовываться ложное «чувство особенности». Перво-наперво он купил «Порше», затем захотелось иметь рядом «модель». Этого хотят все футболисты.
Они скоро поженились. Любви к Мишеньке Машка не испытывала, но и отвращения – тоже. Вышла замуж, как и планировала «по расчету».
Мишка же пленился Машкиной красотой, почувствовал влечение и женился, как и принято у футболистов, на «модели».
Машка с мамочкой сразу взяли Мишку в оборот: особняк на «Крутовке», дом на острове с постоянным летом. Мишка – с мячом на стадионе, а Машка – на море.
Чтобы теснее привязать Мишеньку к себе, Машка, по совету мамочки, родила «по-быстрому» деточку.
И жизнь потекла в тотальном материальном благополучии. И казалось, навечно…
Здесь надо сделать остановку и сказать о том, кто из людей способен любить, как любовь возникает и как она развивается, делая двух людей достойными друг для друга партнерами, укрепляя их брачный союз.
<Социально зрелые люди (подчеркнем, социально зрелые) вступают в брак по любви. Друг к другу их влечет похожесть. Чем больше похожести у них на соматическом, психическом и социальном уровне, тем сильнее влечение и теснее узы любви. Поженившись, у них автоматически включается процесс взаимообогащения (также на трех уровнях – соматическом, психическом и социальном), в результате которого семейные узы крепнут, и приходит ощущение счастья>.
Конечно, такой любви, как массового явления, нет. Главная причина – психологическая, сексуальная и социальная незрелость, а подчас и ущербность людей, что обусловлено их неполноценным воспитанием в семье, в том числе, отсутствием отца, и в школе, в которой учебно-воспитательный процесс построен на принуждении, деформирующем психику учащихся.
Так вот, если соотнести траектории развития и воспитания Машки и Мишки с вышеописанными закономерностями зарождения счастья, то становится понятным, что они по причине своей неполной воспитанности, незрелости и ущербности не способны любить друг друга и их брачный союз не будет крепким. Будут возникать ссоры, наступать кризисы и, наконец, произойдет разрыв.
Разрыв (развод), скорее всего, случится, когда в карьере Мишки начнется «падение». Из команды Премьер-лиги он перейдет в команду классом ниже, соответственно, с более низкой зарплатой, и будет вынужден «футболить» на периферии до полного «отупения», ведь ничего другого он делать не умеет. Машка не захочет мириться с такой тенденцией. И, конечно, она не станет жить с Мишкой, когда тот бесславно закончит карьеру, не сумеет найти подходящего гражданского занятия и начнет выпивать.
Но разрыв может произойти и раньше, если Машка найдет Мишке замену – мужчину с высоким социальным статусом, а главное – в материальном плане более обеспеченного и перспективного, чем ее муж. Психологически она к этому всегда готова.
Конечно, исход взаимной жизни может быть и иным – учесть все особенности характеров людей невозможно.
P.S. Винить молодых людей в неспособности любить и обустроить свою семейную жизнь можно только в последнюю очередь. Большая доля вины лежит на их негодных воспитателях (родителях, учителях, тренерах, других взрослых), которые, конечно, с этим не согласятся. И в определенной мере будут правы, так как по большому счету вся вина за социальную незрелость и ущербность молодого поколения лежит на системе общественного воспитания и образования, которая не справляется со своей главной задачей – подготовкой молодежи к жизни.
АВТОР: профессор педагогики ЗАЙЦЕВ Георгий Кирович.
Тексты из книги:
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
Научная часть книги написана на основе мотивационной концепции воспитания академика РАН РФ П. В. Симонова (Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987). К сожалению, концепция академика (заметим, всемирно известного ученого) до сих пор (преступно!) игнорируется консервативным «педагогическим сообществом», которое настойчиво (как рецидивисты!) продолжает реализовывать принудительно-рутинный метод обучения, деформирующий мотивационную сферу личности школьников, провоцируя у них вредные привычки и преступные действия (о чем свидетельствует социальная статистика).
Книга написана под влиянием научно-художественной повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца», в которой писатель выступает в качестве психоаналитика своей несчастливой жизни. Следуя методу Зощенко, авторы с позиции эволюционной психологии (главный тезис: эволюция человека – это эволюция его потребностей) и мотивационной педагогики (главный тезис: воспитание – это мотивирование) описывают основные этапы жизни современных людей с рождения до старения, обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
Главная мысль произведения – счастье доступно только людям воспитанным.
Основной метод письма – научно-художественный метод Михаила Зощенко.