Найти тему
Адъюнкт-профессор

О целях и достижениях в войне с Россией для украинских националистов и руководителей Запада

Комментарий к: https://vz.ru/opinions/2023/9/12/1229530.html

12.09.2023

Увы, автор проводит неуместную аналогию между на редкость кровопролитной для Парагвая войной, которую эта страна в 1864-1870 гг. вела с соседними странами, и боевыми действиями на Украине.

А кто сказал, что «нашим дорогим западным партнерам» и наиболее оголтелым националистам на Украине страшно потерять значительную или даже бóльшую часть украинских мужчин?

Главная проблема государства «Украина» до 2014 г. состояла в том, что основная масса жителей этой страны по своему языку и культуре никак не соответствовала тому, что бывает в любом нормальном государстве, где абсолютное большинство населения говорит на своём особом языке и/или обладает своей особой культурой и исторической памятью.

Дело в том, что ещё недавно существенно более половины населения Украины было фактически русскоязычным, встроенным в потоки информации на русском языке, причём в основном идущие из России, и поэтому они мало отделяли себя от русских и России. В этом смысле они действительно были частью "Русского мира" как культурно-языковой общности. А с начала 2000-х гг., благодаря быстрому росту экономики России, начались массовые трудовые миграции граждан бедной Украины в гораздо более богатую Россию. (Так, в 2013 г., наиболее успешном за весь постсоветский период как для Украины, так и для России, показатель ежемесячных доходов на душу населения в России, 9680 $, был без малого в 4 раза выше, чем на Украине – всего 2601 $: https://www.ceicdata.com/en/indicator/ukraine/annual-household-income-per-capita, там же - данные и по России.) Всё это серьёзно дискредитировало власти Украины и даже саму идею независимости Украины в глазах значительной части её жителей.

Зато теперь, как бы ни завершились идущие сейчас военные действия, – во всём будет выигрыш для Запада и украинской ультранационалистической верхушки.

Если бы Украина победила в войне, то тем самым Россия перестала бы привлекать к себе любых жителей Украины, даже русских и русскоязычных (ведь побитых и униженных никто не любит и себя с такими не ассоциирует), и поэтому последние очень быстро бы ассимилировались и окончательно стали украинцами.

Побеждает Россия, но за счёт гибели сотен тысяч и увечий многих сотен тысяч мужчин на Украине, в том числе этнически русских или бывших русскоязычных украинцев. Да, это трагично, но зато почти в каждой семье и почти у каждого жителя Украины теперь есть близкие и друзья, погибшие или изувеченные в боях с Россией. А это значит – нет у них более никаких причин испытывать к России какие-либо симпатии и ставить под вопрос необходимость существования пусть бедной, но независимой Украины, независимой прежде всего от России.

Так что идея необходимости и оправданности независимости Украины от России именно сейчас, и именно из-за огромных людских потерь украинской армии, становится действительно массовой на ранее русскоязычном Юге и Востоке Украины, то есть почти такой же массовой, какой она стала к 1991 г. на украиноязычной Западной Украине.

К сожалению, Россия в 2014 г. попала в полный тупик в своей украинской политике. Минские соглашения, как надежду на гарантии будущего нейтралитета Украины и её невступления в НАТО, сначала почти 8 лет саботировали Украина и поддерживающий её Запад, а потом они стали откровенно отказываться от их выполнения. Одновременно Украина последовательно и быстро интегрировалась во враждебный России военно-политический блок НАТО даже без формального в него вступления.

Начало «специальной военной операции» России на Украине было в таких условиях вполне понятным, нацеленным на предотвращение перспективы появления военных баз НАТО на границах Центральной России, под Харьковом или Черниговом. Но даже полная победа России, решив одну и самую важную проблему (предотвращение членства Украины в НАТО и её военного сотрудничества с этим блоком), породит другую – окончательное психологическое и культурно-языковое отделение от русских и России миллионов прежде русскоязычных и ориентированных на русскую культуру жителей Юга и Востока Украины.

Но худшее, что может ожидать Россию – её согласие на частичную победу или на «ничью», с формальным признанием перехода всех или части контролируемых ныне российской армией территорий в состав России, но при сохранении полной независимости оставшейся Украины. Последняя тогда вступит в НАТО и окончательно станет частью враждебного Запада, и при этом всё её население будет настроено крайне враждебно по отношению к России и русским.