Сегодня 12 сентября 2023 года произошло уже очередное настоящее чудо. Пассажирский лайнер Airbus A320 авиакомпании "Уральские авиалинии" и выполнявший рейс из Сочи в Омск, совершил аварийную посадку на пшеничном поле около небольшого села в двухстах километрах от Новосибирска.
Чудо в том, что из 167 человек на борту, в том числе 6 членов экипажа и 23 ребенка никто не пострадал. В последние годы уже стало трендом считать современных пилотов лайнеров гражданской авиации чуть-ли не "операторами ПК". Мол, современные самолёты летают полностью на автопилотах, управляются джойстиками и при отказе компьютерных систем превращаются в "тыквы", которыми невозможно управлять. Да и самих пилотов обучают едва-ли не как водителей маршруток из Узбекистана.
Однако, это совершенное заблуждение, развеянное очередной успешной аварийной посадкой современного лайнера на обычное поле и у нас по прежнему обучают настоящих пилотов-асов для гражданской авиации.
Я собрал 10 случаев уникальных аварийных посадок пассажирских самолетов в истории за последние 60 лет, которые не повлекли за собой гибель людей. Интересно, что в пяти случаях это были советские самолёты, в одном - американский и в четырёх - европейские.
24 февраля 1962 года
Над Кипром у Ил-18В румынской авиакомпании Tarom (YR-IMB) отказали все четыре двигателя. Самолёт следовал из Бухареста в Тель-Авив с промежуточной посадкой на Кире в Никосии и тогда ещё там действовал аэропорт. Самолет совершил аварийную посадку без выпущенных шасси на грунтовую площадку бывшей базы Королевских ВВС Великобритании недалеко от Пафоса и никто из 100 человек на борту, не пострадал.
21 августа 1963 года
При взлете Ту-124 (регистрационный номер CCCP-45021) из Таллина у лайнера заклинило переднюю опору шасси. Аварийная посадка из-за погоды в Таллине была невозможна из-за тумана и пилоты приняли решение сажать самолёт не во Внуково (Москва), а в Пулково (Ленинграде). При выработке топлива над городом произошла остановка одного из двигателей и затем остановка второго двигателя. Второй пилот Василий Чеченев, ранее служивший в морской авиации, успешно совершил приводнение самолёта в акватории Невы буквально в нескольких десятках метров от Финляндского железнодорожного моста. Речной буксир оттянул воздушное судно к берегу, где и была выполнена успешная эвакуация. Никто из 45 пассажиров и 7 членов экипажа не пострадал.
12 апреля 1979 года
У пассажирского самолета Ту-154Б, следовавшего рейсом Ташкент - Красноярск, на эшелоне происходит отказ двигателей. КВС принял решение в режиме планирования садиться в ближайшем аэропорту - Чимкенте. Посадка проходила ночью в условиях плохой видимости и с полностью выключенным освещением полосы. Самолет успешно совершил посадку, выкатившись за пределы ВПП. Все 164 пассажира и члены экипажа не пострадали.
23 июля 1983 года
Пассажирский самолет Boeing 767-233 (регистрационный номер C-GAUN) авиакомпании Air Canada выполнял рейс по маршруту Монреаль - Оттава - Эдмонтон. В полете закончилось топливо и произошла остановка обоих двигателей. КВС имел опыт пилотирования планеров и пилоты смогли спланировать около 100 км до заброшенной авиабазы Гимли от места выключения двигателей, где и совершили успешную посадку. На борту находились 69 человек и все они выжили, а десяток человек получили незначительные травмы при эвакуации по надувному трапу.
12 июля 2000 года
У лайнера Airbus A310 (регистрационный номер D-AHLB) немецкой авиакомпании Hapag-Lloyd после взлета из Ханьи на о. Крит не смогли убраться стойки шасси из-за неисправности. Вместо Ганновера, экипаж принимает решение направить борт в Вену. Однако пилоты неверно рассчитали увеличившийся расхода топлива из-за возросшего сопротивления воздуха и в 22 км от Вены топливо закончилось. В режиме планера пилоты смогли спикировать практически до взлетно-посадочной полосы и приземлились в 600 метрах от торца ВПП. Из 151 человека на борту, незначительные травмы получили 26.
24 августа 2001 года
Пассажирский самолет Airbus A330 (регистрационный номер C-GITS) канадской авиакомпании Air Transat, выполнявшего трансатлантический перелёт из Торонто в Лиссабон, из-за утечки топлива остановились все двигатели над Атлантикой. На борту было 306 человек, но пилоты успешно посадили воздушное судно на американской авиабазе Лажеш на Азорских островах. Это было самое протяженное в истории авиации планирование на самолете с неработающими двигателями (примерно 120 км с высоты 10,5 тыс. м). Погибших не было, а при эвакуации пострадало 18 человек.
14 января 2002 года
Лайнер Ту-204 (регистрационный номер RA-64011) авиакомпании "Сибирь", следовавший из Франкфурта-на-Майне в Германии в Омск уже готовился к заходу на посадку. При снижении на высоте в 1000 м у самолета произошёл отказ двух двигателей. Экипажу удалось успешно спланировать на ВПП, но из-за обледенения самолёт выкатился за пределы полосы на 450 м. Никто из 145 человек на борту не пострадал.
15 января 2009 года. "Гудзонское чудо"
Пассажирский самолет Airbus A320 (регистрационный номер N106US) американской авиакомпании US Airways, следовавший по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт при взлёте столкнулся со стаей птиц на высоте около 900 м. Произошёл отказ двух двигателей и экипажу удалось успешно приводнить самолет на реку Гудзон едва-ли не в центре Нью-Йорка. Все находившиеся на борту 155 человек выжили, но 100 получили ранения разной степени тяжести.
7 сентября 2010 года
У самолета Ту-154М(регистрационный номер RA-85684)российской авиакомпании "Алроса" , летевшего из города Удачный (Якутия) в Москву, в полете над тайгой в Республике Коми вышла из строя система энергоснабжения и отключились топливные насосы. Возможности долететь до ближайшего работающего аэропорта в Воркуте или Сыктывкаре не было и КВС Е. Новосёлов приняли решение сажать лайнер на давно заброшенную взлетно-посадочную полосу в бывшем аэропорту села Ижма. Полосу экипаж обнаружил с воздуха, планируя над тайгой.
Трагедии удалось избежать только благодаря бывшему начальнику аэропорта, Сергею Сотникову, который по собственной инициативе поддерживал остатки полосы в удовлетворительном состоянии, вырубая подлесок на остатках бетонных плит. Никто из 81 человек на борту не пострадал, а самолёт после аварийной посадки был отремонтирован и позднее перегнан летчиком-испытателем и героем РФ - Рубеном Есаяном на ремонт в Самару.
Самолёт в дальнейшем летал до 2018 года и сейчас установлен как памятник в Новосибирском аэропорту.
15 августа 2019 года. "На солнце, вдоль рядов кукурузы"
Пассажирский самолет Airbus A321 (регистрационный номер VQ-BOZ) авиакомпании "Уральские авиалинии", следовавший из Москвы в Симферополь, при взлете из Жуковского столкнулся со стаей птиц. Оба двигателя вышли из строя и авиалайнер совершил жесткую посадку в кукурузном поле близ Раменского. На борту самолета находились более 230 человек. В результате аварийной посадки жертв удалось избежать, но пострадали 76 человек. Самолет восстановлению не подлежал, его распилили на части, а кабина ещё пару лет валялась недалеко от места посадки.
Можно долго рассуждать о причинах происшествий, есть ли вина в действиях пилотов или нет, но в любом случае - это высшее мастерство и героизм.
Да, следственные органы будут проводить расследования, разбирать причины и действия всех участников этих событий.
Но у нас победителей никогда не судят, а пилоты этого рейса совершенно точно победители.
А вы как считаете?