Привет друзья!
Сегодня напишу про маркировку рекламы в Яндекс Директ и о грядущих штрафах.
20 июня закон был принят в третьем чтении, потом одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.
И с 1 сентября 2023 года нас ожидают штрафы, но только если вы еще не соблюдаете законы по маркировке рекламы.
Штрафы за его невыполнение впечатляют:
- Штраф для физлиц до 30 тысяч рублей
- Для должностных до 100 тысяч рублей
- Для ИП до 200 тысяч рублей
- А для юридических лиц до 500 тысяч рублей
- Штраф за нарушение закона оператором рекламных данных будет достигать 700 тысяч рублей.
Должен сразу сказать, что я не юрист и пишу информацию так, как я ее понял исходя из текста законопроекта и открытых источников, в том числе и от Яндекса.
А с чего же все началось?
Началось все с того что с 1 сентября 2022 года вся реклама, запускаемая с таргетингом на территорию Российской Федерации должна маркироваться особым образом и при этом все данные должны передаваться в Единый реестр интернет-рекламы он же ЕРИР.
Здесь нужно понимать ключевой момент: реклама с таргетингом на территорию Российской Федерации. Это означает, что в какой стране вы бы не находились, если вы запускаете рекламу на территорию России, то соответственно рекламу маркировать нужно.
Исключением являются
- Социальная реклама
- Email рассылки
- и еще некоторые виды уведомлений.
Но все что касается контекстной рекламы, все должно быть промаркировано согласно закону. Для чего необходимо в ЕРИД передать следующую информацию:
- Информация о рекламных креативах
- Информация о конечном заказчике
- Информация о всех участниках цепочки размещения рекламы
- Информация о расходах и статистике с точностью до площадки.
Передать информацию напрямую сразу в ЕРИР не получится. Для этого необходимо использовать операторов рекламных данных, они называются ОРД.
На текущий момент большинство ОРД бесплатные, но некоторые уже начали вводить плату за свои услуги.
Так например
Оператор рекламных данных МедиаСкаут и 1ORD с 1 июля берут плату за свои услуги.
И это процент от бюджета рекламной кампании.
Вполне ожидаемо, что ОРД Яндекса, который непосредственно передает данные из директа и сейчас бесплатный для всех рекламодателей, которые размещаются в директе тоже станет платным.
По непроверенным данным с нового года.
Поэтому будем следить за ситуацией.
Так вот, после передачи данных в ОРД, ОРД передает эти данные в ЕРИР, а уже в ЕРИР к этим данным получат доступ все участники цепочки рекламного размещения.
Помимо этого, к ним получит доступ Роскомнадзор, ФАС и ФНС.
"ЯDветы": Полезные советы и рекомендации по работе с Яндекс.Директ.
Теперь давайте разберемся как это работает в Яндекс директе.
Обратите внимание, что разбираем схему, в которой вы размещаете рекламу в директе как конечный рекламодатель или как фрилансер, который не участвует в цепочке размещения.
Как понять, что фрилансер не участвует цепочке размещения и не должен ничего маркировать?
Здесь все просто!
Если вы запускаете рекламу на аккаунте рекламодателя и не принимаете рекламные бюджеты на свой счет, вы не участвуете в цепочке и реклама маркируется в директе как конечный рекламодатель.
Это подтверждает Яндекс на одном из своих вебинаров и это же сообщают саппорте Яндекса.
Об этой схеме конечного рекламодателя мы еще вспомним немножечко позже, а вот если рекламодатель перечисляет рекламный бюджет и стоимость услуг директолога на расчетный счет фрилансера или агентства, и вы потом пополняете рекламный бюджет, то тут как раз и возникает посредничество, и цепочка сильно усложняется тем, что надо указывать регистрационные данные всех её участников.
А как происходит маркировка рекламы
Когда вы добавляете объявление в Яндекс Директ, он автоматически отправляет данные в ОРД Яндекса, там вашему объявлению присваивается так называемый токен и информация о токене возвращается обратно в рекламный кабинет и привязывается к вашему объявлению.
Также вся эта информация отправляется в ЕРИР.
По сути это и есть первый этап маркировки рекламы.
Второй этап маркировки - это отчетность по окончанию календарного месяца.
Если не ошибаюсь, в течение 20 дней необходимо отправить отчет со статистикой расходов и разлокации статистики вплоть до площадок.
Если вы работаете по схеме как конечный рекламодатель, то здесь для вас хорошая новость - Яндекс делает все за вас и вам ничего делать не нужно!
А вот если вы посредник, то есть фрилансер участник цепочки или агентство, то есть принимаете деньги рекламного бюджета на свой счет, вам придется сдавать отчет через партнерский кабинет Яндекса.
Что нужно сделать чтобы данные присваивались и передавались автоматически в директе,
Для этого нам необходимо заполнить некоторые данные на страницах Яндекса.
Я немножечко подробней сейчас напишу, как это делать.
Итак, чтобы нам правильно маркировать рекламу, необходимо указать некоторые данные уже непосредственно в интерфейсе Яндекс.Директ.
Для этого нам нужно зайти в Директ, нажать на свой логин и выбрать «мои настройки».
У нас открывается страница, на которой мы и будем заполнять данные.
Вам нужно указать Фамилию, Имя и Отчество, номер телефона, указать вид организации. То есть, кто вы физическое или юридическое лицо, ИП и так далее.
То есть, указываете кто вы и как будете оплачивать рекламную кампанию.
Кто ведет рекламу как физлицо, далее нужно указать ИНН.
Если работаете как Российское юридическое лицо указываете ИНН.
Здесь важно, что вы должны указывать ИНН корректный, потому что если вы указываете ИНН некорректный, то у Яндекс проходит валидация ИНН и сохранить на данной странице ничего не выйдет.
Второй момент, который нужно знать про ИНН, то вы должны указать ИНН и соответственно вид организации именно того человека или той организации, которая будет производить оплату рекламных кампаний. Потому что мы рассматриваем схему работы как конечный рекламодатель. Поэтому тот, кто платит и должен быть здесь указан.
После того как вы это все указали, нажимаете «сохранить» и у нас открывается следующая страница.
При корректном вводе данных, она будет предзаполнена. Там будет указан вид организации, потому что мы его заполняли на предыдущем шаге, номер телефона должен подтянуться.
Если вы юридическое лицо или ИП, вам нужно указать ОКВЭД, то есть ОКВЭД - это вид вашей деятельности, который Вы можете посмотреть в своих реквизитах, например, в выписке.
Оттуда можно взять и заполнить сюда полное наименование организации, если вы юридическое лицо или ИП.
Если вы физическое лицо то, соответственно, Вы должны указать здесь свою Фамилию, Имя, Отчество и далее код страны регистрации.
Российская Федерация соответственно 643
Если вы не конечная рекламодатель, то вы должны у вас появится еще дополнительные атрибуты, которые нужно будет заполнить.
Это атрибуты конечного рекламодателя.
То есть, вы здесь должны будете указать атрибуты договора с конечным рекламодателем и так далее его реквизиты, как я описывал выше.
Что еще важно к заполнению в директе
Наверняка вы уже видели в объявлениях checkbox напротив фразы «автоматически формировать описание для передачи в ЕРИР.
Согласно закону, в ЕРИР требуется передавать и описание объекта рекламы.
Вот тут возникает вопрос, если этот чекбокс установлен, то Яндекс автоматически передает данные и как правило, это только заголовок и текст объявления.
Но при этом Роскомнадзор рекомендует передавать бренд описание, что это за товар или услуга, описание характеристики товара или услуги.
Выходит, если мы передаем данные автоматически, то заголовок и текст не очень-то соответствуют рекомендациям Роскомнадзора.
Если мы снимаем этот чекбокс, то появляется рекомендация от Яндекса как это должно выглядеть и вот эта рекомендация уже выглядит примерно так как рекомендуют делать Роскомнадзор.
Поэтому здесь я бы хотел получить какой-то комментарий от Яндекса.
Будет ли достаточно заголовка и текста объявлений или все-таки это будет считаться каким-то нарушением и придется все переписывать руками.
Ещё очень интересно, появится ли какая-нибудь опция в команде или интерфейсе для массовой обработки объявлений, потому что прописать руками в каждом объявлении эти данные, это можно просто тихо сойти с ума.
Попробую в ближайшее время выяснить этот момент и напишу об этом.
Интересен вопрос про разных плательщиков на одном в этом аккаунте
Думаю, так делать категорически нельзя.
Нужно выстраивать работу так, когда у вас один плательщик = одному аккаунту.
В противном случае могут быть какие-то ошибки в отчетах. Яндекс просто передаст с ошибками и это будет уже нарушением закона со всеми вытекающими.
Второй момент – это указание юридического лица в кабинете и на сайте.
Здесь я вообще не смог найти как это будет все работать, но рискну предположить несколько гипотез.
Во-первых, мы не знаем, как будут собирать и обрабатывать данные и будет ли какая-то информация вообще сравниваться между кабинетами и сайтами и объявлениями соответственно. Если будет, то по идее плательщик должен будет иметь какой-то агентский договор. А вот уже то юр лицо, которое на сайте, должно выступать в роли конечного заказчика и оплачивать другому юрлицу размещение рекламы. Иначе получается, что это как бы нарушение маркировки рекламы. Ну и конечно, привет штраф.
Второй вариант.
Если Роскомнадзор не будет сравнивать информацию, то тут со стороны Роскомнадзора может каких-либо претензий и не быть.
Однако, давайте не будем забывать, что доступ к данным будет и у ФНС, которая может сравнивать эти данные, чтобы найти аффилированные юридические лица.
Если это будет происходить, то будьте готовы в любой момент объяснить ФНС почему у вас одно юридическое лицо оплачивает рекламу другому юридическому лицу и как бы тут надо будет как-то оправдываться.
Нужно понимать, что ключевой момент здесь кроется в том, что мы не знаем, как эти данные будут обрабатываться и для чего они вообще там собираются. Что с ними будут делать.
Чисто теоретически, если эти данные просто соберутся в этом ЕРИРе и с ними ничего происходить не будет, то, наверное, без разницы какое юридическое лицо где указано, но вот если их будут как-то склеивать, то скорее всего, какая-то ответственность будет наступать в этом случае.
Вопросы эти достаточно интересные. Я попробую выудить эту информацию Яндексе.
Подведем итог
Видим, что если работать в режиме конечного заказчика, то все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Нужно только заполнить данные непосредственно в интерфейсе директа. Дальше Яндекс сделает все за вас, и вы как бы свободны.
А вот страдать придется тем, кто будут работать в режиме агентства или фрилансера, которые прогоняют бюджеты рекламодателей через свои счета. Потому что придется сдавать отчеты и это, наверное, самая сложная часть из всей маркировки рекламы.
Ну а какой вариант работы вы выбираете, решать конечно же вам.