Найти в Дзене
Петербургский странник

Валаамские "самовары". Как Советская власть избавилась от инвалидов ВОВ: история одного предательства. Впечатления после поездки в Карелию

Оглавление

Я много слышал об острове Валаам, расположенном на севере Ладожского озера, его древнем православном Валаамском монастыре. После посещения различных интересных достопримечательностей Сортавалы и ее окрестностей, я отправился на остров. Добраться туда можно на скоростном судне «Метеор», ехать около часа, расстояние примерно около 40 километров.

Монахи, которые встретили нас на монастырской пристани, рассказали нам об истории скитов и самого монастыря. Когда речь зашла о советском времени, один из них упомянул о том, что здесь когда-то находился лагерь инвалидов ВОВ. Эта новость заинтриговала меня, и я решил после осмотра монастыря узнать у монахов подробности об этой малоизвестной странице истории острова.

Валаам – архипелаг в Ладожском озере

В тишине северных широт, на волнах Ладожского озера, раскинулся остров Валаам – место, где вековые сосны склоняются над скалами, а история тесно переплетается с настоящим. Из Петербурга, города на Неве, Валаам отделяет всего несколько часов пути, но посетив его, я как будто перенесся в совершенно другой мир.

Яркие краски карельской природы, устремленные к небу купола древнего монастыря, и таинственные артефакты прошлого – все это оставило неизгладимое впечатление. Но в этой красоте и спокойствии скрыта темная страница истории, о которой мне рассказали монахи Валаамского монастыря – история о «самоварах»

Остров Валаам: первые впечатления и исторический контекст

Валаам – остров с богатой историей, которая уходит корнями вглубь веков. Его карельское название Valamoi или финское Valamo переводится как «высокая, горная земля». Много веков назад он служил языческим капищем, местом обрядов финно-угорских племен. Некоторые из этих древних святилищ до сих пор можно обнаружить на архипелаге, например, каменный лабиринт на острове Дивный и мегалитические памятники неизвестного происхождения.

Однако, наиболее известным сокровищем архипелага является Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Первые упоминания о нем датируются X-XI веками, хотя точная дата его основания остается предметом споров. Монастырь, воплощающий в себе величие русского зодчества, славится своими красивыми скитами, величественной Спасо-Преображенской собором и мощью, излучаемой всем местом.

Внутри монастырского комплекса, каждое здание и каждый камень дышат историей. Однако, одна страница этой истории отличается трагичностью и горечью – история о «самоварах».

"Самовары" Валаама: трагическая страница истории монастыря

После экскурсии по монастырскому комплексу, я подошел к монаху, с которым разговаривал у пристани, и попросил рассказать больше о лагере инвалидов. Он поведал, что в 1950 году по Указу Верховного Совета Карело-Финской ССР в стенах бывшего монастыря был создан лагерь для инвалидов Великой Отечественной войны. Сюда начали свозить увечных ветеранов из крупных городов страны, включая Ленинград и Мурманск. Некоторые из них были либо без ноги, либо без руки, а тех, у кого не осталось рук и ног, презрительно называли "самоварами", из-за их специальных протезов напоминающих ручку самовара. Этот термин, хоть и нес в себе некую иронию, стал принятой формой обращения к инвалидам в лагере. Они составляли основную массу заключённых этого лагеря.

Некоторые из них были либо без ноги, либо без руки, а тех, у кого не осталось рук и ног, презрительно называли "самоварами
Некоторые из них были либо без ноги, либо без руки, а тех, у кого не осталось рук и ног, презрительно называли "самоварами

По документам тех лет в Валаамском доме инвалидов насчитывалось более 900 человек. Среди них были не только воины, потерявшие конечности на фронтах войны. Но и мирные жители, ставшие инвалидами во время бомбежек и обстрелов. У заключенных в лагерь инвалидов отбирали документы, лишали гражданских прав.

По утверждению сотрудниц дома-интернета для инвалидов: Ипатковой Зинаиды Николаевны  и Барминой Евгении Ивановны, на фото  красноармеец Волошин Григорий Андреевич, 1910 года рождения, умер в 1974 году и похоронен на о. Валаам. (общался с внешним миром он только глазами)
По утверждению сотрудниц дома-интернета для инвалидов: Ипатковой Зинаиды Николаевны и Барминой Евгении Ивановны, на фото красноармеец Волошин Григорий Андреевич, 1910 года рождения, умер в 1974 году и похоронен на о. Валаам. (общался с внешним миром он только глазами)

По словам монаха, первые годы пребывания инвалидов на острове были испытанием. Монастырские здания не были приспособлены для жилья инвалидов, отсутствовали элементарные условия. Даже электричество появилось только через несколько лет. Из-за плохого содержания и отопления, многие инвалиды, особенно "самовары", погибали от переохлаждения и болезней. Точное количество погибших неизвестно, документы об их судьбах в основном утеряны.

По словам монаха, первые годы пребывания инвалидов на острове были испытанием
По словам монаха, первые годы пребывания инвалидов на острове были испытанием

Инвалидов кормили с ложечки, переодевали, как младенцев. Выносили гулять в корзинах, как животных в зоопарке. Подвешивали в этих корзинах на деревьях. Зачастую забывали на ночь на улице, и люди умирали от переохлаждения. Жестокость персонала порой превосходила все границы.

Инвалидов кормили с ложечки, переодевали, как младенцев. Выносили гулять в корзинах, как животных в зоопарке
Инвалидов кормили с ложечки, переодевали, как младенцев. Выносили гулять в корзинах, как животных в зоопарке

Местным жителям и туристам категорически запрещали не только посещать этот лагерь инвалидов, но даже расспрашивать о нем. Вся информация замалчивалась. До 1980-х годов общественности ничего не было известно об этом страшном месте на Валааме, куда свозили умирать героев войны.

Местным жителям и туристам категорически запрещали не только посещать этот лагерь инвалидов, но даже расспрашивать о нем
Местным жителям и туристам категорически запрещали не только посещать этот лагерь инвалидов, но даже расспрашивать о нем

Лишь в 1990-е годы, после передачи Валаама Церкви, стали известны подробности трагедии "самоваров". Выяснилось, что сотни инвалидов похоронены в безымянных могилах на островах. Эта жуткая история - еще одно свидетельство бесчеловечности и лицемерия советской системы, которая так жестоко отблагодарила героев Победы.

Лишь в 1990-е годы, после передачи Валаама Церкви, стали известны подробности трагедии "самоваров"
Лишь в 1990-е годы, после передачи Валаама Церкви, стали известны подробности трагедии "самоваров"

Эти иллюстрации выше нарисовал русский художник Геннадий Добров, который родился в далёком Омске, портреты он рисовал на Валааме приехав туда в 1974 году. В 1980-м он закончил последний сороковой портрет. Эту серию портретов он назвал «Автографы войны». Они указываются в каталогах, но их нигде не выставляют в экспозициях, ибо наша история по умолчанию победоносная, красивая и причёсанная. Геннадий Добров умер 16 марта 2011 года после тяжелой болезни, оставив нам серию рисунков-напоминаний о всех ужасах войны, чтобы больше не смели даже думать о том, что "можем повторить".

чтобы больше не смели даже думать о том, что "можем повторить"
чтобы больше не смели даже думать о том, что "можем повторить"

Какие последствия были для тех, кто ответственен за существование лагеря на Валааме?

К сожалению, практически никаких последствий для ответственных за существование лагеря инвалидов на Валааме не было:
• Ни один из руководителей лагеря или сотрудников, причастных к жестокому обращению с инвалидами и их гибели, не понес наказания.
• Деятельность лагеря тщательно засекречивалась, поэтому общественности ничего не было известно о происходящем.
• После распада СССР и рассекречивания информации никакого расследования преступлений на Валааме проведено не было.
• Виновные уже умерли естественной смертью к тому времени. А рядовые исполнители, охранники и персонал лагеря остались анонимными.
• Память о жертвах Валаамского лагеря фактически предана забвению. Нет мемориала, точных списков погибших. Лишь в последние годы установлен памятный крест.
• Страшная история лагеря для инвалидов ВОВ на Валааме так и осталась одной из самых трагичных и постыдных страниц истории СССР, о которой до сих пор мало кто знает.

Таким образом, фактически эта трагедия осталась безнаказанной, а виновные прожили долгую и счастливую жизнь. Память о "валаамских самоварах" по-прежнему забыта и замалчивается.

Таким образом, фактически эта трагедия осталась безнаказанной, а виновные прожили долгую и счастливую жизнь. Память о "валаамских самоварах" по-прежнему забыта и замалчивается.
Таким образом, фактически эта трагедия осталась безнаказанной, а виновные прожили долгую и счастливую жизнь. Память о "валаамских самоварах" по-прежнему забыта и замалчивается.

Подводя итоги: они никогда бы не сказали "можем повторить"

Рассказ монаха о повседневной жизни этих несчастных людей на Валааме вызвал у меня чувство жалости и одновременно возмущения. Те, кто принесли нашей стране победу над фашизмом, были брошены как ненужный мусор, чтобы не портить имидж строящегося коммунизма.

Мемориальный комплекс воинов ВОВ
Мемориальный комплекс воинов ВОВ

Меня охватило желание узнать больше подробностей об их судьбах. Хотя лагерь был расформирован в 1984 году, и большинство свидетелей тех событий уже ушли из жизни, я надеюсь, что мои дальнейшие поиски помогут реконструировать эту трагическую страницу истории острова и увековечить память его безымянных жертв.

Поклонный крест на Валааме установлен по благословению Патриарха Кирилла в 2022 г.
Поклонный крест на Валааме установлен по благословению Патриарха Кирилла в 2022 г.

Посещение Валаама было для меня не просто путешествием, но и глубоким погружением в историю нашей страны. Изучение истории «самоваров» позволило мне лучше понять не только великий подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, но и ту цену, которую наша страна продолжает платить за эту победу.

Остров Валаам – это не только место уединения и молитвы, но и место, где история жива и ощутима. И хотя некоторые страницы этой истории тяжелы и печальны, они являются неотъемлемой частью нашего общего прошлого и важным напоминанием о том, что мы должны ценить и уважать наших героев.

Остров Валаам – это не только место уединения и молитвы, но и место, где история жива и ощутима
Остров Валаам – это не только место уединения и молитвы, но и место, где история жива и ощутима

Монахи Валаама сохраняют историю «самоваров», рассказывая о ней посетителям монастыря. Это напоминание о том, что независимо от того, какое сейчас время и ситуация в стране, мы всегда должны помнить об этих героях.

Поэтому я и решил написать эту статью. Чтобы не забывать о тех, кто отдал свою жизнь за мир, в котором мы живем сегодня. Чтобы память о них жила не только на Валааме, но и в сердцах всех нас.

А вы что думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.

PS. Читайте по теме: "Карелия глазами петербуржца: что посмотреть и как отдохнуть по полной. Рускеала, Кижи и 10 озер, куда поехать в красивейшем регионе страны"

Карелия глазами петербуржца: что посмотреть и как отдохнуть по полной. Рускеала, Кижи и 10 озер, куда поехать в красивейшем регионе страны
Карелия глазами петербуржца: что посмотреть и как отдохнуть по полной. Рускеала, Кижи и 10 озер, куда поехать в красивейшем регионе страны
-20