Найти в Дзене
severok1979

Норильский тролейбус.

К теме пассажирского транспорта Норильска и НПР на страницах нашего канала мы обращались неоднократно. В основном, разговор шёл об автобусах и электричках. Но в планах перспективного развития города Норильска ещё в 1940х годах рассматривалась возможность открытия трамвайного движения. Если обратить внимание, то на этом эскизе планируемой застройки будущей площади Октябрьской мы можем увидеть и трамвайный состав из трёх вагонов, который остался только в рисунке.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Но к возможной организации троллейбусной сети подошли несколько более серьёзно. Город и комбинат издали совместное Постановление «О строительстве троллейбусного транспорта в Норильске», согласно которому проект троллейбусной сети разработал проектный институт «Гипрокоммундортранс», который относился к Министерству коммунального хозяйства РСФСР. Данный проект был даже одобрен городской властью, которая отметила высокое качество выполненных работ.

Из совместного Постановления:

2. Признать целесообразным в первую очередь проектирования троллейбусных линий выполнение:
Линия I — от дороги на 80 квартал по улице Орджоникидзе, Ленинскому проспекту, Октябрьской улице до площади Завенягина.
Линия II — от улицы Октябрьской по улице Заводской, Горной и далее по автомобильной дороге до подъёмника на карьер «Угольный ручей».

К сожалению, точной даты принятия этого совместного постановления я не нашёл. Но даже в таком небольшом фрагменте есть хорошие подсказки. Проспект Сталина и прежняя улица Орджоникидзе были объединены в единый Ленинский проспект от площади Октябрьская до будущей площади Металлургов в декабре 1961 года. Улица Орджоникидзе была застроена заново и повторно получила своё название на новом месте в 1962 году. Под словосочетанием "дорога на 80 квартал" подразумевается улица Красноярская, которая получит своё название в 1966 году.
Для проведения троллейбусных линий главному архитектору города Любови Назаровой (занимала эту должность в 1957-65 годах) поручили подготовить материалы для отвода земельных участков. Следовательно, проект троллейбусных линий был заказан и принят к рассмотрению в 1962-1965 годах.

Планировалось построить троллейбусное депо с закрытой стоянкой и мастерскими. Поначалу оно должно было вмещать 50 машин, однако план был перспективным — парк мог вырасти до 100 троллейбусов. Депо рассчитывали возвести на месте бывшего стадиона на улице Октябрьской (имелся в виду бывший стадион Динамо/Труд, на месте которого в начале 1970х построили цех металлоконструкций Механического завода).

Учитывая, что троллейбусам требовалось электропитание, вторым и третьим объектами строительства должны были стать две тяговые подстанции площадью около 600 квадратных метров каждая. Их намеревались построить в районе путепровода по улице Горной (т.е., примерно, возле БОФа) и на Гвардейской площади (во дворе гостиницы или одного из универмагов?).
Параллельно с этим институту «Гипрокоммундортранс» поручили провести топогеодезические изыскания для строительства всех необходимых объектов норильской троллейбусной сети.

А сейчас просто представьте себе, что после реализации проекта между городом и промплощадкой ходили-бы такие красавцы-троллейбусы, как СВАРЗ ТС-1! Огромные сочлененные красавцы, полной вместимостью от 180 до 200 пассажиров - безусловные флагманы советского троллейбусного движения 1960х годов!

Яркий и солидный внешний вид с обилием хрома и двухцветной окраской.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Большой объём остекления. На какое-то время СВАРЗ ТС-1 стал одной из визитных карточек Москвы.

Обратите внимание - для улучшения манёвренности двухосный прицеп оснащен поворачивающимися колёсами!

Редкое фото - один из двух ленинградских экземпляров.

Экземпляр, в количестве двух единиц собранный их машинокомплектов в Ленинграде, обозначен как ТБЭС-ТС-1, боровой номер № 04, 1960 год, источник фото transphoto.org
Экземпляр, в количестве двух единиц собранный их машинокомплектов в Ленинграде, обозначен как ТБЭС-ТС-1, боровой номер № 04, 1960 год, источник фото transphoto.org

А вот начиная с серии ТС-2 началось упрощение и удешевление - исчезли панорамные лобовые стекла и хром...

Москва.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Всё равно троллейбус притягивал взгляд.

Кроме Москвы и двух ленинградских экземпляров, семь троллейбусов было передано в Тбилиси.

Три слайда с техническими характеристиками и схемами.

С кормовых ракурсов фотографий традиционно существенно меньше.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

За вместительность троллейбус получил прозвище "пылесос" - в час пик "засасывал" всех пассажиров с переполненной остановки.

СВАРЗ ТС-1 с кормы.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

СВАРЗ ТС-2.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Но будем реалистичны - для относительно небольшого Норильска 1960х такой огромный троллейбус был-бы слишком избыточным.

Настоящим украшением Норильска мог бы стать троллейбус СВАРЗ МТБЭС (ТБЭС), имевший оригинальный дизайн.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Огромные панорамные лобовые стёкла, большой объём остекления салона, хром и низкорасположенные в бампере фары освещения - на фоне такого дизайна остальные советские троллейбусы и даже автобусы выглядели достаточно консервативно. Правда, барельеф и надпись ретро-шрифтом смотрелись не очень современно. Однако согласитесь, что герб города и стильная надпись "Норильск" смотрелись бы очень круто!

Увы, какие-то проблемы с панорамными лобовыми стёклами испортили облик троллейбусов поздних серий и экземпляров, прошедших капитальный ремонт.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Слайд с эскизом и техническими характеристиками.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

И очень классно, что в Москве восстановили экземпляр с оригинальным историческим дизайном и поставили его на ход!

Правда, если сравнить с исходным историческим фото в цвете, то барельеф и надпись должны быть бронзового, а не серебристого оттенка. При этом пятиконечная звезда в бампере должна была быть, естественно, красной и, возможно, с подсветкой.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Вид с передней части.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Вид с кормы.

Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

В качестве техпомощи, скорее всего, использовался бы ТГ-3. Это гибрид, сочетавший электродвигатель с бензиновым мотором от ГаЗ-51.

Отреставрированный троллейвоз ТГ-3. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.
Отреставрированный троллейвоз ТГ-3. Изображение из свободного доступа в сети Интернет.

Однако представляется, что более востребованы были-бы варианты с передним снегоотвалом. Но будем объективны, при наших ветрах и метелях обслуживание протяженной контактной сети было-бы очень затруднительным, т.е. троллейбусы не могли иметь в Норильске явных преимуществ по сравнению с автобусами и электричками.

При написании данной заметки использована статья Мечты, не ставшие реальностью из газеты "Заполярная правда".

ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2022 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2023 год