К теме пассажирского транспорта Норильска и НПР на страницах нашего канала мы обращались неоднократно. В основном, разговор шёл об автобусах и электричках. Но в планах перспективного развития города Норильска ещё в 1940х годах рассматривалась возможность открытия трамвайного движения. Если обратить внимание, то на этом эскизе планируемой застройки будущей площади Октябрьской мы можем увидеть и трамвайный состав из трёх вагонов, который остался только в рисунке.
Но к возможной организации троллейбусной сети подошли несколько более серьёзно. Город и комбинат издали совместное Постановление «О строительстве троллейбусного транспорта в Норильске», согласно которому проект троллейбусной сети разработал проектный институт «Гипрокоммундортранс», который относился к Министерству коммунального хозяйства РСФСР. Данный проект был даже одобрен городской властью, которая отметила высокое качество выполненных работ.
Из совместного Постановления:
2. Признать целесообразным в первую очередь проектирования троллейбусных линий выполнение:
Линия I — от дороги на 80 квартал по улице Орджоникидзе, Ленинскому проспекту, Октябрьской улице до площади Завенягина.
Линия II — от улицы Октябрьской по улице Заводской, Горной и далее по автомобильной дороге до подъёмника на карьер «Угольный ручей».
К сожалению, точной даты принятия этого совместного постановления я не нашёл. Но даже в таком небольшом фрагменте есть хорошие подсказки. Проспект Сталина и прежняя улица Орджоникидзе были объединены в единый Ленинский проспект от площади Октябрьская до будущей площади Металлургов в декабре 1961 года. Улица Орджоникидзе была застроена заново и повторно получила своё название на новом месте в 1962 году. Под словосочетанием "дорога на 80 квартал" подразумевается улица Красноярская, которая получит своё название в 1966 году.
Для проведения троллейбусных линий главному архитектору города Любови Назаровой (занимала эту должность в 1957-65 годах) поручили подготовить материалы для отвода земельных участков. Следовательно, проект троллейбусных линий был заказан и принят к рассмотрению в 1962-1965 годах.
Планировалось построить троллейбусное депо с закрытой стоянкой и мастерскими. Поначалу оно должно было вмещать 50 машин, однако план был перспективным — парк мог вырасти до 100 троллейбусов. Депо рассчитывали возвести на месте бывшего стадиона на улице Октябрьской (имелся в виду бывший стадион Динамо/Труд, на месте которого в начале 1970х построили цех металлоконструкций Механического завода).
Учитывая, что троллейбусам требовалось электропитание, вторым и третьим объектами строительства должны были стать две тяговые подстанции площадью около 600 квадратных метров каждая. Их намеревались построить в районе путепровода по улице Горной (т.е., примерно, возле БОФа) и на Гвардейской площади (во дворе гостиницы или одного из универмагов?).
Параллельно с этим институту «Гипрокоммундортранс» поручили провести топогеодезические изыскания для строительства всех необходимых объектов норильской троллейбусной сети.
А сейчас просто представьте себе, что после реализации проекта между городом и промплощадкой ходили-бы такие красавцы-троллейбусы, как СВАРЗ ТС-1! Огромные сочлененные красавцы, полной вместимостью от 180 до 200 пассажиров - безусловные флагманы советского троллейбусного движения 1960х годов!
Яркий и солидный внешний вид с обилием хрома и двухцветной окраской.
Большой объём остекления. На какое-то время СВАРЗ ТС-1 стал одной из визитных карточек Москвы.
Обратите внимание - для улучшения манёвренности двухосный прицеп оснащен поворачивающимися колёсами!
Редкое фото - один из двух ленинградских экземпляров.
А вот начиная с серии ТС-2 началось упрощение и удешевление - исчезли панорамные лобовые стекла и хром...
Москва.
Всё равно троллейбус притягивал взгляд.
Кроме Москвы и двух ленинградских экземпляров, семь троллейбусов было передано в Тбилиси.
Три слайда с техническими характеристиками и схемами.
С кормовых ракурсов фотографий традиционно существенно меньше.
За вместительность троллейбус получил прозвище "пылесос" - в час пик "засасывал" всех пассажиров с переполненной остановки.
СВАРЗ ТС-1 с кормы.
СВАРЗ ТС-2.
Но будем реалистичны - для относительно небольшого Норильска 1960х такой огромный троллейбус был-бы слишком избыточным.
Настоящим украшением Норильска мог бы стать троллейбус СВАРЗ МТБЭС (ТБЭС), имевший оригинальный дизайн.
Огромные панорамные лобовые стёкла, большой объём остекления салона, хром и низкорасположенные в бампере фары освещения - на фоне такого дизайна остальные советские троллейбусы и даже автобусы выглядели достаточно консервативно. Правда, барельеф и надпись ретро-шрифтом смотрелись не очень современно. Однако согласитесь, что герб города и стильная надпись "Норильск" смотрелись бы очень круто!
Увы, какие-то проблемы с панорамными лобовыми стёклами испортили облик троллейбусов поздних серий и экземпляров, прошедших капитальный ремонт.
Слайд с эскизом и техническими характеристиками.
И очень классно, что в Москве восстановили экземпляр с оригинальным историческим дизайном и поставили его на ход!
Правда, если сравнить с исходным историческим фото в цвете, то барельеф и надпись должны быть бронзового, а не серебристого оттенка. При этом пятиконечная звезда в бампере должна была быть, естественно, красной и, возможно, с подсветкой.
Вид с передней части.
Вид с кормы.
В качестве техпомощи, скорее всего, использовался бы ТГ-3. Это гибрид, сочетавший электродвигатель с бензиновым мотором от ГаЗ-51.
Однако представляется, что более востребованы были-бы варианты с передним снегоотвалом. Но будем объективны, при наших ветрах и метелях обслуживание протяженной контактной сети было-бы очень затруднительным, т.е. троллейбусы не могли иметь в Норильске явных преимуществ по сравнению с автобусами и электричками.
При написании данной заметки использована статья Мечты, не ставшие реальностью из газеты "Заполярная правда".
ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год