Найти тему

КАТЮША: РОССИЙСКИЕ РЕАКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ. Часть II

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

БМ-13

В 1940 - начале 1941 гг. велись работы по танковым, санным и прицепным пусковым установкам с использованием ракет различных размеров. Непосредственно перед вступлением во Вторую мировую войну Советский Союз решил сосредоточиться на производстве БМ-13. Производство началось на заводе имени Коминтерна в Воронеже, затем на ряде других предприятий, в том числе на заводе "Компрессор" в Москве. Компрессорный завод в Москве, который стал заводом, наиболее тесно связанным с производством БМ-13. наиболее тесно связанным с производством РСЗО. Гусеничный вариант пусковой установки был принят на вооружение осенью 1941 года на тракторе СТЗ-5, что позволило повысить мобильность пусковой установки и компенсировать нехватку грузовиков ЗиС-6. Одной из особенностей установки было то, что она имела возможность наведения на нулевой градус, что позволяло использовать ее для стрельбы прямой наводкой.

По мере поступления в Советский Союз западных грузовиков по программе Ленд-Лиз пусковая установка была стандартизирована таким образом, чтобы ее можно было устанавливать на любое шасси грузовика.

В качестве шасси для РСЗО использовались несколько моделей грузовиков, в том числе Chevrolet GMC, International, Fordson и др., причем наиболее часто использовался Studebaker US6. В 1943 году стандартизованная система получила обозначение БМ-13Н. С грузоподъемностью, дальностью и точностью стрельбы у М-13 по-прежнему были проблемы.

Для решения этих проблем Советский Союз создал ракеты М-20 которая была длиннее (2 090 мм против 1 415 мм), чем М-13, и имела более мощную боеголовку за счет за счет уменьшения дальности до 5 км.

Это означало, что ракета может безопасно запускаться только с верхней части пусковой направляющей. В результате количество ракет, которые можно было выпустить одним залпом, сократилось вдвое. Кроме того, их осколочное действие оказалось ниже, чем ожидалось, и производство было прекращено в середине 1944 г.

Еще одна дальнобойная 132-мм ракета - М-13ДД - поступила на вооружение в конце 1944 года. Она имела две уложенные друг на друга секции двигателей М-13, соединенные промежуточным разъемом, которые сгорали одновременно, что обеспечивало дальность стрельбы 11,8 км. Как и в случае с М-20, увеличение массы означало, что можно было использовать только верхнюю часть пусковых направляющих.

Отвод газов от верхнего двигателя осуществлялся через косые отверстия. Однако вращательное движение ракеты при стрельбе повреждало направляющие, поэтому ее запуск должен был осуществляться с БМ-13СН. В М-13УК для создания стабилизирующего вращения использовался ряд косых вентиляционных отверстий в верхней части двигательной секции. Использование для этой цели газообразного топлива снизило дальность стрельбы до 7,9 км, но выигрыш в точности компенсировал это, и ракета была принята на вооружение.

Вращение можно было передавать и с помощью ракеты-носителя, и конструкторы завода "Компрессор" представили новую ракету-носитель с 10 ракетами, получившую обозначение БМ-13СН. Пусковая установка состояла из четырех рам коробчатой формы, на которых располагались спиральные направляющие стержни, раскручивающие ракеты при запуске. Это позволило повысить точность ракет на следующие величины: ракеты М-13 - 3,2; М-13УК- 1,1; М-20 - 3,3; М-13ДД - 1,47. Как видно, ракеты, в которых отсутствовал не имевшие штатного механизма стабилизации вращения, получили гораздо больший выигрыш от этой модификации.

Пусковые установки М-13 устанавливались на бронированные железнодорожные вагоны для обороны Москвы и впоследствии входили в состав бронепоездов, 57-го отдельного батальона бронепоездов под номерами 686 и 697.

М-13 также использовался на плаву. Первые модели, М-13-М1 и M-13-M2, представляли собой адаптацию наземной пусковой установки. M-13-M1 имела один комплект из восьми направляющих, рассчитанный на запуск 16 ракет, а М-13-М2 имела два комплекта направляющих, вмещающих 32 ракеты. Прототип был установлен на бронекатере проекта 1124, а в конце 1942 года установка была принята на вооружение. Опыт эксплуатации РСЗО на море выявил необходимость ее усовершенствования, например, более надежного устройства для фиксации ракет на пусковых направляющих. В 1945 году на вооружение поступила усовершенствованная сквозная палубная установка - 16-М-13. Всего на вооружение ВМФ было поставлено 65 пусковых установок серии М-13-М и 16-М-13.

Происхождение прозвища БМ-13 "Катюша" утеряно для истории, но существует ряд теорий. Из них, пожалуй, наиболее убедительной является та, что оно было заимствовано из одноименной песни, популярной в то время. Кроме того, название использовалось обобщенно для других МРЛ, применяясь также к ВМ-8, а иногда и ВМ-31.

Продолжение следует…