Найти в Дзене

Домашняя среда ребенка

Барбара Кан

Домашняя среда ребенка так же индивидуальна, как и сам ребёнок. Здесь следует описание реального места, которое было создано для конкретного ребёнка.
Домашняя среда ребенка так же индивидуальна, как и сам ребёнок. Здесь следует описание реального места, которое было создано для конкретного ребёнка.

Спроектировать или перестроить ваш дом, чтобы учесть потребности вашего ребенка, может быть так же просто, как убрать ящик с игрушками и заменить его ярко раскрашенными досками и кирпичами. Или это может включать в себя серьезные изменения в вашей позиции относительно прав детей и их сопутствующих обязанностей. Три года назад в Италии я нянчилась с пятилетним американским мальчиком, чей дом представлял собой смесь итальянского отношения к детям с уважением и изобретательности янки.

Комната Джонни находилась в самом тихом уголке дома с видом на заросший зеленью двор. Окна со ставнями были такой высоты, чтобы он мог самостоятельно выглядывать наружу, открывать их и закрывать. Выключатели и дверные ручки тоже были на его уровне. Кровать Джонни была небольшого размера и представляла собой матрас, положенный на основание из пружинных блоков — как раз подходящая высота для свободы, комфорта и безопасности. Спальный мешок вместо простыней и одеял позволял ему легко застилать постель каждое утро. На небольшой вешалке для шляп в виде пиноккио размещались его пижама и верхняя одежда. Большой кусок войлока над кроватью служил доской объявлений с изображениями животных, флагов, людей и рисунками Джонни.

Полки для книг и игрушек занимали целую стену. Тем не менее вид был скорее умеренным, чем загроможденным, потому что такое внимание было уделено нахождению подходящих ёмкостей. Все было в какой-то коробке, корзине, на подносе или даже в полиэтиленовом пакете. В деревянном ящике лежали кубики. Был один базовый набор, а из обрезков древесины было много дополнительных и необычных предметов. Фермерский сарай, сделанный Джонни и его матерью из толстого картона, был выкрашен в ярко-красный цвет с белой надписью «Ферма Джонни» над чердаком. Небольшая коробка с сельскохозяйственными животными и другая коробка с людьми могли сочетаться с этими игрушками без конкретного назначения, создавая множество различных сцен. Его кубики Lego были в плетёной сумке с крышкой и ручкой, чтобы он мог легко брать их с собой в путешествие. Крошечный красный столик и стулья отражали текущий проект — строительство аэропорта из картона и бумаги.

В длинном комоде лежала одежда Джонни. Ящики были такой высоты, чтобы он мог открыть их и заглянуть внутрь. Четыре ящика были помечены Джонни: носки, рубашки, брюки, нижнее белье. В боковом отсеке была выдвижная полка для его единственного нарядного костюма. Один отец построил такой шкаф для своего ребенка и предусмотрел круглое отверстие для приема грязной одежды. Маленькая плетёная корзина для белья в комнате могла бы служить той же цели. Поистине, если сензитивный период, когда ребёнку хочется одеваться и заботиться о себе, встречают с терпением, любовью и подготовленной средой, не может быть никаких препятствий для его независимости.

Постоянное ощущение, которое возникало у меня в этой комнате, было такое, что это не «детская комната», а «комната Джонни», и она отражала его нынешние интересы и занятия. На тот момент у него был особый интерес к самолетам, моделям, авиации, авианосцам и общий интерес к животным и всем видам транспорта. Порядок преобладал. Каждая игрушка была автономной и возвращалась на своё место на полке. (Отступление: многие родители жаловались мне на то, что их попытки упорядочить игрушки для своих детей — кубики здесь, машины — здесь, все части игры в нужной коробке — подрываются более расплывчатой концепцией порядка со стороны другого родителя, которая выглядит так: с дороги и в любую доступную коробку.) Этот внешний порядок нужен детям, особенно в 3,5 года и младше.

Чу
вствительность к упорядоченному расположению вещей, к их взаимному расположению современна простому восприятию, т. е. первому восприятию впечатлений от среды. И в своих целеустремленных действиях ребенок может поддерживать их только при соблюдении точного порядка действий, и никак иначе он не может прийти к концентрации и постоянству в своей работе.
Мария Монтессори, Впитывающий разум ребёнка


Очень важно, чтобы ванная комната была подготовлена для нужд ребенка. Могут ли они дотянуться до раковины, включить воду и достать зубную щетку и зубную пасту без посторонней помощи? Могут ли они добраться до мыла? Есть ли специальное и постоянное место, куда они могут дотянуться за своими полотенцем и мочалкой? Могут ли они дотянуться до туалетной бумаги, когда сидят на унитазе? Большинство родителей предоставляют табуретки для ванной, но маленькие шаткие табуретки часто не обеспечивают достаточно безопасного и удобного места для туалетных функций. Некоторые школы Монтессори, столкнувшиеся с помещениями для взрослых, строят деревянные платформы высотой 6-8 дюймов, которые подходят для установки вокруг унитаза и обеспечивают пространство размером 3 на 3 дюйма перед раковиной.

Монтессори считала, что в каждой комнате дома должен быть детский уголок. В гостиной у маленького плетёного стула и стола стояли пластинки и проигрыватель Джонни. В углу комнаты его матери лежали камни из музея, найденные окаменелости и две бабочки. В большом коридоре была устроена художественная зона с длинным низким столом и полкой со всевозможными художественными принадлежностями. В отдельных контейнерах хранились волшебные маркеры, цветные карандаши, паста, бумага, обрезки ткани и переработанные предметы домашнего обихода для коллажа: бумажные трубки, крышки от бутылок, пробки, старая подарочная упаковка, ленты, подносы для мяса, коробки для яиц и т. д. Разделенные чашки Tupperware сохраняли его краски свежими и всегда готовыми. Одна часть стены была оклеена моющимися обоями. Здесь Джонни мог писать или рисовать на стене, и для очистки стены было организовано упражнение с щеткой, мылом, губкой, тряпкой для вытирания и ведром.

Все дети в возрасте от 2,5 до 6 лет получают удовольствие от заботы об окружающей среде, от уборки пыли, мытья и натирания полов, чистки и полировки, и им должно быть легко делать это — нет, дома даже должно быть легче, чем в школе.

Это отношение по включению детей в вашу жизнь таким образом, чтобы в каждой комнате, где есть мебель для взрослых, была удобная мебель для них, поддерживалось итальянской культурой. Привлекательная, легкая детская мебель в широком ассортименте дизайнов и цветов была доступна по ценам, которые мог себе позволить каждый. Насколько я помню, стулья стоили 2-5 долларов, а столы чуть дороже. Дети хотят быть рядом со взрослыми, которые любят их и заботятся о них, а красиво оформленная спальня на втором этаже со всеми их вещами мало привлекает ребенка, когда его родители находятся на кухне. Семейные комнаты рядом с кухней или пространство внутри кухни идеально подходят для различных центров деятельности, если только просмотр телевизора не является основным занятием.

Монтессори верила в конкретные подходы. Основное выражение ваших чувств к ребенку проявляется в том, какой дом вы создаете для него - не только с точки зрения содействия его независимости, но и в плане передачи вашего осознания его меньшего, но не менее важного «я».

Текст предоставлен
http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)