Еще будучи на прошлом месте работы, сидя в своей лаборантской я частенько слышал нелестные фразы учеников в адрес учителей. Вмешивался и старался это пресечь, так как молодым учителям, особенно девушкам, сложно давать отпор ученикам. Сам же я столкнулся с этим, только сейчас.
На днях, у меня возникла странная ситуация. Во время урока ученик встал и вышел из класса, затем вернулся, что-то взял и попытался выйти - я остановил его. На мою фразу "Присядь, идет урок, ты отвлекаешь не только меня, но и своих одноклассников. Дело подождёт до конца урока (10 минут осталось)" я услышал от ребенка "Завали е#б#*о, д#л#а#*б". Сказать, что я был ошарашен - ничего не сказать. А главное, за что? За просьбу соблюдать элементарные правила дисциплины и взаимоуважения?
Конфликта не вышло. Я попросил ребенка покинуть класс. Собрался с мыслями и продолжил вести урок.
Придя домой, я начал воспроизводить события и рефлексировать, что я сделал не так? И главный вопрос, который возник в моей голове - "Если ребенок так позволяет себе разговаривать с учителем, значит это не первый раз. Кто ему позволяет и почему, никто ничего не делает?"
Проблема оскорбления учителей имеет место среди зумерского поколения. И иногда, оскорбления могут иметь серьезные последствия для всех участников образовательного процесса. Известны случаи, когда учителя вступают в перепалки с детьми и даже доходит до рукоприкладства.
Причины такого поведения могут быть абсолютно разные, но среди них можно выделить три основных:
1. Ребенок преследует корыстные интересы: самоутверждение за счет безответного (учителя), повышение самооценки или авторитетности в классе.
2. Социальные и психические отклонения. Интернет-аддикции, игровые, алкогольные и наркотические зависимости также имеют неприятные "побочные эффекты" в виде неконтролируемых вспышек гнева.
3. "Просроченное воспитание". Родители имеют первостепенное влияние на ребенка и все паттерны поведения первоначально перенимаются от них. Второй и очень важный аспект – это негативная семейная обстановка.
Какие меры должны предпринимать образовательные учреждения для предотвращения и разрешения этой проблемы?
1. Разработка и внедрение программы по формированию уважительного отношения к другим людям и культурному разнообразию.
- Сюда можно отнести всевозможные тренинги и семинары для учителей и учеников по развитию эмоционального интеллекта.
- Включение родителей в процесс образования и сотрудничество с ними для предотвращения и решения проблем оскорблений.
2. Обозначение последствий для ученика, оскорбляющего своих одноклассников или учителей:
- Обязательное привлечение ученика к ответственности за свои действия в соответствии с школьными правилами и законодательством.
- Проведение беседы с учеником и его родителями для выяснения причин и последствий оскорблений, а также разработки плана исправления поведения.
- Возможное наложение дисциплинарных мер, таких как замечания, вызов родителей или отстранение от занятий (почему к этой мере перестали прибегать?).
Важно отметить, что меры должны быть жёсткими и выполняться в полной мере. К сожалению сейчас, все обходится лишь замечание учителя или руганью с родителями, которые ни к чему не приводят.
3. Поддержка учителей, сталкивающихся с оскорблениями от учеников:
- Проведение консультаций и тренингов для учителей по эффективным стратегиям реагирования на оскорбления (в рамках закона, разумеется) и предотвращения их повторения.
- Создание системы поддержки и обратной связи для учителей, где они могут обсудить свои проблемы и получить советы от опытных коллег.
В образовательных учреждениях иногда позволяют ответное проявление грубости на хамское поведение детей. Мол, родители не воспитают – воспитает, кто-то другой и не факт, что это понравится недородителям? Что вы об этом думаете? Что бы вы сделали (или уже сделали) если бы вас оскорбили?
Литература:
Интересная статья на тему «Что делать, когда вас оскорбил ученик?»
На чьей стороне закон, если ученик оскорбил учителя [Электронный ресурс] // URL: https://prava.expert/uk/oskorbleniya-kleveta/na-chej-storone-zakon-esli-uchenik-oskorbil-uchitelya.html (дата обращения: 23.09.23)