Найти тему
5,3K подписчиков

Туркменские байки. Коварство пустыни

125 прочитали

В предыдущей статье я затронула тему безопасности наших полевых работ в пустыне. Научные сотрудники уезжали на несколько месяцев в весенний сезон. Но работали на голом энтузиазме без всякой подстраховки и соблюдения техники безопасности. Наверняка она существовала и была прописана в инструкциях Минприроды СССР. Но наш заповедник принадлежал Минприроды Туркмении. С вытекающими из этого обстоятельствами. Руководство заповедника совершенно не понимало, зачем мы едем в пустыню. Ведь зарплату можно получать, находясь на усадьбе в городе. И лесников, которые неделю раз в месяц проводили в пустыне на кордоне, "охраняя" границы заповедника, откровенно считали неудачниками. А те непременно ждали повышения статуса, чтобы прекратить поездки из дома в полевой домик. Хотя условия там были вполне приличные, вода всегда рядом (огромный сардоб Едихауз) и чабаны с мясом.

Черный саксаул на песках в Капланкырском заповеднике
Черный саксаул на песках в Капланкырском заповеднике

Отсутствие средств связи чуть не вылилось в катастрофу. И случилось это в начале мая 1984 года. На озере Сарыкамыш тогда была организована ещё одна точка. Володя Чернов занимался численностью животных, но в основном водной орнитофауной. А Лена Чернова, как ботаник, занималась фенологией, флористическим составом и продуктивностью растительных сообществ.

На стационаре Бурчлибурун в тот год было трое: Володя, Сергей и Людмила. Два орнитолога и энтомолог. И вот всем составом они поехали к озеру с целью учета воробьиных и хищных птиц и насекомых. Договорились, что к озеру пассажира везёт Володя, а обратно - Сергей. Выехали утром, днём поработали, переночевали у Черновых,. А следующим утром пустились в обратный путь. С этого момента я выложу рассказ от первого лица. Рассказ моего мужа, попавшего в нешуточную переделку.

"В ту сторону мы дороги не знали, страховали друг друга, ожидали, проверяли, всё ли в порядке. Но путь прошёл гладко. 110 км пути проехали без приключений, если не считать падений на подъёмах через песчаные гряды. Но я уже знал это, пассажиру приходилось спешиваться и подниматься самому. Но часа через три мы всё же добрались до Черновых.

На следующее утро Серёга жаловался на свою спину. Но всё равно поехал обратно с пассажиром, как и договаривались. Он ехал впереди, я сзади. Но поскольку он посчитал, что дорога уже знакомая, то и не дожидался меня. А примерно в сорока километрах от озера у меня мотоцикл сломался. Я думал, что сейчас быстренько разберусь, отремонтирую и поеду дальше. На дорогу у меня была припасена пол-литровая фляжка воды, а еды не было никакой. Я провозился с мотоциклом до вечера. Было жарко, я пил воду. И когда понял, что с поломкой мне в полевых условиях не справиться, то обнаружил, что во фляжке всего 150-200 мл осталось. Но надо было выбираться. Местность пустынная, ждать проезжих машин бесполезно, надо идти. Я спрятал мотоцикл метрах в ста от дороги, закидал его ветками саксаула, привязал на кусты метки, чтобы потом на машине забрать.

Надо было решать, куда идти. До озера 40 км, до Бурчлибурун и нашего вагончика 70 км. Если Серёга со своей больной спиной поедет меня искать, то лучше пойти ему на встречу. И потом, если я уйду к Черновым, то застряну там недели на две, до приезда машины. Вся моя работа и учёты остановятся, а проще - пропадут. Решил идти на наш стационар. Начал свой путь уже в сумерках. И шёл всю ночь. Сначала светила луна и следы от мотоцикла, который проехал утром, было хорошо видно. Но потом стало темно. Да так, что приходилось подсвечивать дорогу фонариком. Был у меня в рюкзаке динамо-фонарик, чтобы он светил, надо всё время нажимать на металлический рычаг. Свет такой агрегат даёт слабый, поэтому рассмотреть следы можно было только наклонившись на землёй. Часть пути так и пришлось идти. Там, где дорога выходила на равнину и отсутствовали приметные колеи.

Шёл я до десяти утра не останавливаясь, даже не присел, чтобы отдохнуть. Иначе бы уснул. Но идти по пустыне можно было только ночью. Когда солнце поднялось, я нашёл хорошие заросли саксаула, накидал ещё сверху веток, чтобы была какая-то тень. А поскольку воды во фляжке было уже на несколько глотков, стал добывать воду, как читал в умных книжках. На случай дождя в рюкзаке был полиэтилен. Я большим ножом вырыл яму глубиной около 50 см и размерами метр на полтора. После слоя сухого песка внизу после примерно 20 см был влажный слой. Накидал ещё веток саксаула в яму, в центр поставил стаканчик пластиковый (крышку от фляжки), всё закрыл полиэтиленом. Придавил его по краям песком и в центр положил коряжку так, чтобы вода стекала в стакан. Ещё были у меня три полиэтиленовых пакета. Я надел их на густые ветки саксаула, завязал и наклонил так, чтобы вода скапливалась в пакете. После всего этого лёг спать. Примерно в два часа дня я проснулся от невероятной жары и жажды.

В стаканчик с полиэтилена накапало примерно 20 мл, столько же удалось слить с мешочков. Выпил эту воду и стал ждать, когда солнце спустится к горизонту. Около пяти вечера я всё же пошёл дальше. Уже хотелось не только пить, но и есть. По пути я нашёл гнездо саксаульной сойки. Там была свежая кладка. Но я оставил яйца. Не мог разорить гнездо. А потом ещё раскопал и зарисовал гнездо каменки плясуньи. Хотя конечно силы надо было экономить. Но мозги пока работали, как у орнитолога-профессионала, а не как у зомби.

Может быть надежду в скорое окончание пути давал силуэт останца Бурчлибурун на горизонте. Его я увидел ещё засветло. После него - всего 6 км до вагончика. Но до этого поворота ещё надо добраться. Стемнело быстро, и началась вторая ночь моего пути. Последние километры проходили по глинистой местности, с глубокими колеями. Но я шёл не по ним, а по горбам между ними. Силы уже оставили, кружилась голова. Я думал, что если уж я упаду, то надо упасть сверху, а не в колее, потому что проезжающая машина в колее меня точно не увидит.

Взошла луна, я повернул уже на свой участок, где проводил учеты. Взлетали слева и справа авдотки. В мыслях промелькнуло: надо бы сюда вернуться, надо запомнить место... И тут мне показалось, что слева и справа от меня движутся по две тени. То ли это были отсветы луны, то ли уже галлюцинации. Я не ел уже двое суток. Да можно сказать, что и не пил. Стоит ли считать питьём 550 мл воды за двое суток при почти нулевой влажности. Добрался я до вагончика в два часа ночи. Получается что прошёл 70 км (по карте) за 25 ночных и сумеречных часов.

Потом я восстанавливался три дня. Совсем не было сил работать. "

Володя долго не рассказывал мне подробности этого путешествия. Только наверно спустя полгода, когда вспоминал тех птиц, которых видел по дороге. Но в каких обстоятельствах! До этого в апреле мы благополучно проехали с ним примерно 100 км до ближайшей метеостанции, чтобы посадить меня на самолёт и отправить в город. Но тогда и жары не было особой, и дожди были. А вот май в пустыне уже очень жаркий месяц. Только молодой организм и крепкое здоровье позволили преодолеть мужу дорогу в 70 км в это время.

Другие рассказы, мои и наших коллег по заповеднику, можете прочитать в подборке "Туркмения":

Приятного чтения! С уважением, Елена.

#Туркмения #пустыня #Заповедники_Туркмении #работа_в_Туркмении #жизнь_в_СССР