Найти тему
GigaScience

Космолёт-подражатель. Часть 3, Перевоплощение.

Оглавление

<<< Предыдущая часть.

Мы остановились на 1983-м году: во время испытаний космоплана БОР-4, аэроразведчик западных служб получил ряд шпионских фотографий советской техники. Но как именно США и их научные институты воспользовались этими материалами?

Как мы писали ранее, полученные разведкой США в 1983 году фотографии вызвали у американской стороны наибольший интерес с точки зрения аэродинамики и теплозащиты советского тестового орбитального самолета БОР-4.

Фотографии, полученные американской стороной с борта самолета-разведчика Orion.
Фотографии, полученные американской стороной с борта самолета-разведчика Orion.

Стоит понимать, что работы по основному космоплану NASA Space Shuttle, уже вышли на финишную прямую: атмосферные испытательные полеты американский челнок совершал начиная с 1977 года. Первый испытательный космический полет в полной конфигурации был совершен 12 апреля 1981 года, в тот день шаттл вышел на стабильную орбиту под управлением двух астронавтов, и благополучно вернулся на Землю спустя двое суток. Однако специалисты из NASA параллельно рассматривали и другие проекты многоразовых космических кораблей - ведь на тот момент не было известно, будет ли полностью успешна программа шаттлов, и будут ли эти корабли отвечать всем запросам американской астронавтики.

Поэтому, полученная информация о БОР-4 стала стимулом для новых разработок. Основываясь на визуальных данных с фотографий, американские инженеры начали работу над своим проектом компактного многоразового космического челнока. Он получил название PLS HL-20 (Personnel Launch System, "система запуска персонала").

Полногабаритный прототип NASA Personnel Launch System HL-20.
Полногабаритный прототип NASA Personnel Launch System HL-20.

Непосредственно разработкой занимался Исследовательский центр им. Сэмюэла Лэнгли (Langley Research Center) — одно из ключевых подразделений NASA. Здесь специалисты анализировали фотографии БОР-4, изучая его аэродинамические характеристики и конструктивные особенности. Сначала, по образу и подобию советского аппарата были смоделированы и изготовлены малогабаритные макеты, предназначенные для тестов в аэродинамической трубе.

Далее, в процессе разработки было создано несколько полногабаритных макетов для различных испытаний (также, как и в программе СССР, размер корабля составлял около 9 метров в длину). Кроме аэродинамики, исследовались и другие аспекты: эргономика кабины, удобство размещения экипажа, оценка наиболее выгодного расположения систем корабля, таких как топливная система, системы жизнеобеспечения, электронные компоненты и прочее. Отдельной задачей было изучение наиболее эффективного расположения внешних теплозащитных покрытий, необходимых для безопасного возвращения корабля при входе в атмосферу.

В качестве основного назначения космоплана, руководство NASA планировало создание небольшого, эффективного и многоразового космического челнока, который мог бы стать дополнением к Space Shuttle. Проект предполагал, что PLS HL-20 будет способен перевозить до десяти астронавтов к космическим станциям и обратно на Землю.

Испытания аэродинамического макета HL-20 в 1989 году.
Испытания аэродинамического макета HL-20 в 1989 году.

Хотя проект Personnel Launch System изначально выглядел достаточно перспективно, и мог стать прекрасным дополнением к своему крупногабаритному собрату, "грузовику" Space Shuttle, но он не был реализован в своем первоначальном виде - и был заморожен.

Возникает закономерный вопрос - почему так произошло?

С одной стороны, в истории освоения космоса многие проекты оставались на бумаге или не доходили до завершающего этапа. Космонавтика вообще располагает достаточно ограниченными ресурсами, и почти никогда не приносит прямой выгоды. Это коснулось и программы Спираль в СССР, так случилось и с HL-20 в США.

С другой стороны, если говорить об этих двух орбитальных самолетах, то национальным космическим программам по обе стороны океана просто пришлось расставлять приоритеты и делать выбор между двумя похожими проектами.

Возвращение челнока Space Shuttle после первой орбитальной миссии STS-1. 14 апреля 1981. Пилотируют - Джон Янг и Роберт Криппен.
Возвращение челнока Space Shuttle после первой орбитальной миссии STS-1. 14 апреля 1981. Пилотируют - Джон Янг и Роберт Криппен.

В 1981 году США начали активную эксплуатацию космического челнока Space Shuttle — мощного и многоразового орбитального корабля. Его возможности и многозадачность сделали его главным инструментом освоения космоса со стороны США на протяжении многих лет. За 30 лет эксплуатации шаттлы совершили более 130 космических миссий, позволяя штатам надежно закрепить свое присутствие в космосе. В СССР аналогичную роль планировалось отдать космическому челноку Буран - но, несмотря на успешные испытания, этому проекту было не суждено осуществиться.

Именно такая роль американского шаттла и привела к тому, что финансирование других проектов, в том числе PLS HL-20, осуществлялось по остаточному принципу. Таким образом, этот космический аппарат, так же как и Спираль, был заморожен в своем развитии "до лучших времен".

Корабли, пришедшие на замену Space Shuttle - слева Crew Dragon, справа CST-100 Starliner.
Корабли, пришедшие на замену Space Shuttle - слева Crew Dragon, справа CST-100 Starliner.

Однако, примечательно, что лучшие времена в случае с этим "многострадальным" космопланом действительно наступили. Время не стоит на месте - и в 2004 году было объявлено о постепенном сворачивании программы Space Shuttle. Причин этому было несколько. Во-первых, толчком к этому послужила катастрофа Space Shuttle Columbia в 2003 году, повлекшая за собой гибель астронавтов - во второй раз за все время эксплуатации шаттлов. Во-вторых, для этих челноков снизилось число задач, для которых их использование было бы эффективным - для примера, большая часть крупногабаритных модулей МКС уже была выведена на орбиту, а использовать этот тяжелый "грузовик" только для доставки экипажа на орбитальную станцию было неоправданно дорого. Наконец, пришло понимание, что технология многоразовости в этом конкретном случае была несовершенна, и вместо экономии средств, шаттлы представляли собой достаточно дорогую систему - цена одного пуска могла доходить до 500$ миллионов. Это положение дел вынудило NASA искать альтернативы. Ведомство объявило конкурс на разработку новых пилотируемых кораблей для доставки экипажей и грузов на орбиту.

Руководство NASA составило достаточно продуманную стратегию: они поручили проработку сразу нескольких вариантов различным подрядчикам, и такая диверсификация дала свои плоды. На момент 2023 года, в США успешно функционирует система пилотируемых кораблей Crew Dragon от SpaceX, и на подходе запасной вариант - компания Boeing проводит завершающие испытания своего корабля CST-100 Starliner.

Проверка механизированных крыльев Dream Chaser в цеху сборки.
Проверка механизированных крыльев Dream Chaser в цеху сборки.

В рамках этой программы и была вновь поднята идея компактного космоплана PLS HL-20. Компания Sierra Nevada Corporation выиграла грант на разработку этого корабля и получила от NASA всю техническую документацию по проекту HL-20. Это стало отправной точкой для разработки многоразового космического корабля под новым названием - Dream Chaser. Фактическая работа над Dream Chaser была начата в 2010 году, и он стал наследником концепции небольшого орбитального самолета, задуманного в рамках проекта Спираль еще в 60-х годах XX века.

Так что же собой представляет Dream Chaser на текущий момент?

Для вывода этого аппарата на орбиту планируется использовать ракету-носитель Vulcan, разработанную компанией United Launch Alliance (ULA). Это новая ракета-носитель, в качестве маршевых двигателей на ней используются метановые BE-4, разработанные компанией Джеффа Безоса Blue Origin. Запуск будет происходить по классической схеме с наземного космодрома, в отличие от предположительного воздушного старта в программе Спираль. Что касается многоразовости ракеты-носителя, изначально Vulcan не предполагает реиспользования - первая ступень не сможет безопасно возвращаться на Землю так, как это делают ракеты Илона Маска. Однако, у компании ULA есть планы внедрения технологии повторного использования двигательной установки: проект, называемый SMART (Sensible, Modular, Autonomous Return Technology), предполагает возвращение двигателей первой ступени с помощью парашюта после отделения от топливного бака.

Компоновка системы Vulcan - Dream Chaser.
Компоновка системы Vulcan - Dream Chaser.

Сам космоплан Dream Chaser будет располагаться в головной части ракеты под обтекателем - в этом ему помогут складные крылья. Габариты корабля составляют 9 метров в длину, с размахом крыльев 7 метров, однако при складывании крыльев его ширина значительно уменьшается. Особенностью орбитальной конфигурации Dream Chaser является специализированный сервисный модуль, размещённый в его хвостовой части. Модуль содержит системы жизнеобеспечения, топливо и ракетные двигатели для манёвров и другие важные компоненты, необходимые для функционирования космоплана в открытом космосе. После выполнения своей миссии на орбите Земли, сервисный модуль будет отделяться и падать, сгорая при входе в атмосферу. Сам планер с экипажем на борту, как и положено орбитальному самолету, будет приземляться на специальном аэродроме. Теплозащитные материалы на корпусе корабля, в свою очередь, обеспечивают возможность безопасного возвращения космоплана через атмосферу.

По своей вместимости Dream Chaser способен перевозить до семи астронавтов. Если говорить о грузовой версии, то его грузоподъемность составляет до 5 тонн. Многофункциональный интерьер позволяет адаптировать космоплан под требования различных миссий - в разработке находятся как грузовые, так и пассажирские версии.

Таким образом, новый американский космолет, хоть во многом и наследует внешний вид своих предшественников, аппаратов БОР и PLS HL-20, но все же является совершенно обновленным перевоплощением этой идеи. Что касается вопроса, будет ли Dream Chaser введен в полноценную эксплуатацию, на момент написания этой статьи, Dream Chaser еще не совершал ни одного выхода на орбиту. Первый полет по текущим планам должен состояться 17 декабря 2023 года.

Атмосферные испытания прототипа Dream Chaser - он был сброшен с вертолета, чтобы отработать маневры и посадку.
Атмосферные испытания прототипа Dream Chaser - он был сброшен с вертолета, чтобы отработать маневры и посадку.

В начале первой публикации мы задались вопросом - является ли описанный пример с кораблем Dream Chaser кражей технологий? Мы надеемся, что Вы внимательно ознакомились с подробной и многогранной историей этой машины, и получили представление о том, насколько сложным и неоднозначным может быть ответ.

С одной стороны, существуют прямые доказательства "шпионажа" — фотографии с самолетов-разведчиков, которые и стали стимулом для разработки американской стороной. Однако с другой стороны, нет никаких достоверных данных, что, помимо внешнего вида аппарата БОР, американцы получили какую-либо другую ценную информацию. Несмотря на различные теории о возможных утечках информации в связи с развалом Советского Союза, нет документальных свидетельств того, что техническая документация или научные специалисты из СССР были задействованы в работе над этим проектом в США.

Да, разведка дала понимание основных аэродинамических характеристик корабля, но проект Dream Chaser в конечном итоге получил множество значимых отличий от Спирали.

Так будет выглядеть Dream Chaser на орбите Земли. В хвостовой части - сервисный модуль.
Так будет выглядеть Dream Chaser на орбите Земли. В хвостовой части - сервисный модуль.

Так что что же это, плагиат или вдохновение? Промышленный шпионаж, безусловно, существует. Однако когда речь идет о таких сложных и дорогостоящих проектах, как космические корабли, простое копирование не является решением. Понимание аэродинамики или внешний вид — лишь верхушка айсберга. Разработка такой технологии требует глубоких знаний, квалифицированных специалистов, развитой промышленной базы и многих лет исследований и испытаний.

В заключение следует сказать, независимо от отношения общественности к изложенным событиям, оба проекта — и советская Спираль, и американский Dream Chaser — являются великолепными примерами инженерного искусства и технического мастерства. Оба проекта стали результатом труда тысяч людей, их усилий, амбиций и стремления к новым горизонтам освоения космоса.

Пожалуйста, подпишитесь на наш канал, чтобы регулярно видеть наши новые посты и не пропустить интересные темы! Это очень поможет развитию канала и позволит нам регулярно выпускать материалы.