Найти тему
Соккар

Эпизод 14. Кашьяпа - внук Брахмы

Рассматривая события, связанные с Рамой Джамадагни, мы неоднократно отмечали его частые встречи с Кашьяпой. По нашей версии Рама — племянник внука Брахмы. Теперь самое время обратить внимание на разрозненные сведения о Кашьяпе, разбросанные в Адипарве и Араньякапарве. Постараемся из этих кратких сведений и упоминаний составить последовательное и логическое повествование.

1. Миф как он есть.

На страницах Махабхараты Кашьяпа встречается не так уж и часто. О детских и юношеских годах его жизни ничего не известно. Чаще всего он выступает в роли безликого мудрого старца. Но вот отец и дед его принадлежали к самой родовитой фамилии того времени.

Адипарва. Глава 59. Шлоки 9 — 13.

«Вайшампаяна сказал:

Известно, что у Брахмы было шесть духовных сыновей, великих мудрецов: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха и Крату. У Маричи был сын Кашьяпа, и от Кашьяпы (произошли) эти земные существа».

Кажется, что родных братьев у него не было, но не исключено, что были родные сестры. Зато у него имелись двоюродные братья. Наиболее часто текст Махабхараты говорит о трех сыновьях Ангираса: Брихаспати, Утатхье и Самварте. Кроме них эпос часто упоминает и Куберу ― владыку богатств, который являлся потомком Пуластьи.

Мы уже рассказывали о том, как Друпада, царь Панчалы, обратился за помощью к двум брахманам из рода Кашьяпы — Ядже и Упаядже. Речь шла об отмщении Дроне. Брахманы дали Друпаде по его просьбе приемного сына Дхриштадьюмну. Но главным подарком царю Панчалы от брахманов стала приемная дочь Кришна-Драупади, хотя о таком подарке царь Друпада и не просил. Эти события произошли в одной обители на Ганге, во владениях Калмашапады.

Араньякапарва рассказывает, что пандавы путешествовали по тиртхам и вместе с Ломашей пришли на берег реки Вайтарани. Здесь проводник братьев рассказал им, как Самосущий дал в дар Кашьяпе Землю с горами и лесами. Земля погрузилась в печаль оттого, что ее отдали в дар смертному. Но мудрец Кашьяпа умилостивил ее. Обрадованная его подвижничеством, Земля всплыла из-под воды и предстала в виде жертвенного алтаря.

Чуть позже Акритаврана рассказывает, что после победы Рамы Джамадагни над Арджуной Картавирьей Рама воздвиг золотой алтарь в десять вьяма шириной и девять высотой и передал его в дар великому духом Кашьяпе. С согласия Кашьяпы брахманы разделили его на части.

Еще раз речь о Кашьяпе заходит, когда Ломаша рассказывает пандавам о встрече с мудрецами Севера.

Араньякапарва. Глава 130. Шлоки 10 — 20.

«Ломаша сказал:

Посмотри вместе с братьями: то край Кашмира, благословеннейший из всех, о губитель врагов! Он населен великими святыми мудрецами. Тут, о бхарата, (происходила) беседа между Агни, Кашьяпой, всеми мудрецами Севера и сыном Нахуши. А вот сияют Врата Манаса, о великий царь!..».

Продолжая свой рассказ пандавам Ломаша перечисляет ближайшие географические ориентиры: Ватикашанду, север Видехи и оно же Уджанака, затем идет озеро Кушаван с лотосом Кушешая, затем проводник называет гору Бхригутунгу и реки Джалу и Упаджалу невдалеке от Ямуны.

Находясь на самой вершине властной пирамиды (внук Брахмы!), Кашьяпа должен был бы привыкнуть к покорности своих подданных. Тем удивительнее звучат слова Кашьяпы о смирении, переданные Юдхиштхирой. Покорность и смирение, по мысли Кашьяпы, должны быть постоянной чертой брахманов, стоящих на самом верху власти.

Араньякапарва. Глава 30. Шлоки 35, 36 —39.

«Юдхиштхира сказал:

Для пояснения обычно приводят здесь такую песнь .., спетую некогда... Кашьяпой:

Смирение — дхарма, смирение — жертва, смирение — Веды, смирение — шрути, кто знает, что это так, обязан во всем проявлять смирение. Смирение — Брахман, смирение — истина, смирение — все, что есть и будет, смирение — подвижничество, смирение — очищение, смирением поддерживается (существование) Вселенной. Выше тех (миров), где (обитают) знатоки Брахмана, выше даже тех, где подвижники и где знатоки жертвенной обрядности, (лежат) миры, обретаемые смиренными! Смирение — пыл наделенных пылом, смирение — Брахман подвижничающих, смирение — истина преданных истине, смирение — даяние, смирение — слава».

Поразительные слова Кашьяпы трудно объяснить. Как следует понимать эти слова? Зачем же тогда власть, если следует так смиряться? И кто из людей будет признавать власть человека, достигшего такой крайности в самоумалении? Сможет ли он быть авторитетом для неграмотной части населения — земледельцев и пастухов? Чем же тогда отличается положение человека, находящегося на вершине властной пирамиды, от положения человека из социальных низов?

2. Где в мифе история.

Биография Кашьяпы, положенная в основу эпизода, далеко не полна. Выше мы привели факты, позволяющие определить происхождение Кашьяпы, его положение в иерархии, а также контакты — постоянные с Рамой Джамадагни и брахманами и такой исключительный, как встреча с мудрецами Севера. Этими данными не исчерпывается жизнь Кашьяпы, богатейшая по своему содержанию и во многом ключевая для нашего повествования. По ходу нашего исследования мы неоднократно будем касаться различных сторон жизни Кашьяпы и его мировоззрения, а также его отношений с Кришной Васудевой, Кришной Двайпаяной и другими персонажами.

Дед Кашьяпы описан в Махабхарате как авторитетнейший мудрец, принимающий решения, определяющий судьбы («дары Брахмы»), разрешающий конфликты. Но не действующий! Он восседает, но не ходит, не ест, не пьет. Он излагает, но не спрашивает, не спорит. То есть, ему около семидесяти лет, он уважаемый всеми брахманами патриарх. Тогда его сыновьям около пятидесяти лет. Но и они предстают статистами, маловыразительными фигурами. Чаще всего о них сообщается, что они являются участниками жертвоприношений и бесед, занимаются тапасом. Это, а также тот факт, что Брахма и его сыновья обитают где-то в Гималаях, а не в городах на равнине, заставляет поставить вопрос: что это за экстраординарные события произошли, что «боги» покинули города и людей? В основе и ведического и эпического ритуалов бесконечные жертвоприношения, а они немыслимы без людей. Если исходить из предположения, что после нашествия кочевников с севера (они же шаки и гандхары) «боги» не добровольно покинули города и людей, а вынуждены были это сделать под давлением обстоятельств, то становятся понятны и оправданы и жизнь «богов» в неприступных горах, и характер их повседневной деятельности — занятия тапасом (аскетизмом). Эти самоограничения во многом вынужденная мера. Ни одна власть не стремится себя ограничивать добровольно. Она это делает только под давлением обстоятельств. Сыновья Брахмы еще успели пожить в прежней стране, привыкли к тепличным условиям жизни, они могли только повелевать, опираясь на действующую структуру власти, слуг, чиновников, стражников... И вот вся эта государственная структура рухнула. Это была Катастрофа! В новых условиях, когда старая иерархия разрушена, связи утеряны, исполнителей нет, они работать не могут. Есть повелители, но нет слуг. Рухнула денежная система. Есть потребители, но нет созидателей. Власть привыкла к удовольствиям, а за них нужно платить деньги. Но люди готовы выполнять приказы только за золото. А вот с ним большие проблемы. Большая часть досталась победителям, часть разворовали свои чиновники на местах. И только из столицы удалось увезти казну. Как жить в таком мире? Что делать, когда власть делать ничего не умеет и не может? Можно ли вернуть власть?

Большинству сыновей Брахмы около пятидесяти лет. Их жизнь клонится к закату. И у детей Сваямбху нет ответов на такие вопросы. Их мировоззрение сложилось в таком милом, но уже недостижимом прошлом, когда легко выполнялись любые желания мудрецов. Настоящее чуждо и непонятно. Будущее страшит. Мир пришел в неустойчивое положение. Он живет по чужим законам, не по дхарме. Каждый день приносит какое-то несчастье, разруху, горе. Везде царит хаос.

Внукам Самосущего от двадцати до тридцати лет. Они не имеют опыта жизни в условиях стабильности, большинство из них не помнит, как жилось при прежней системе. Детство их прошло при становлении новой власти. Они не успели закостенеть в своем мышлении. Именно им легче адаптироваться к новым условиям. Они гибче своих отцов и способны быстро усвоить новые обычаи, чужой язык и порядки этой власти.

Брахма по возрасту, а его сыновья из-за гордыни и страха не могут вступить в переговоры с этими ужасными завоевателями. Условия будущего мира могут быть для них слишком жесткими. Они опасаются гнева остальных мудрецов, поэтому дорожат остатками авторитета. На переговоры с «мудрецами Севера» отправляют Агни, Кашьяпу и сына Нахуши — Яяти.

Здесь, в верховьях Ямуны, представители Брахмы встретились с завоевателями, новыми хозяевами страны. Впервые Кашьяпа увидел этих людей. Он был поражен их видом, речью, запахом. Их одежда издавала неприятный запах, они говорили на непонятном языке, из-за чего приходилось пользоваться услугами переводчика, кожа их была белой, как снег в Гималаях в зимнюю пору. Но во всем остальном они были такими же как все люди, а, значит, их можно было убивать, с ними можно было договариваться, с ними можно было торговать. Они так же имели жен, детей. И это вызывало целый рой мыслей, от которых захватывало дыхание.

Переговоры закончились в целом неудачно. Сыновья и внуки Брахмы окончательно потеряли власть над страной. Но кое-что они все-таки добились от пришельцев, а именно ― гарантии того, что завоеватели не пойдут в горы. Потомки Брахмы остались повелителями небольшой области в предгорьях Гималаев, которая прежде, когда они были владыками огромной страны, служила, по нашим понятиям, курортной зоной, местом отдыха знати прежнего государства. Здесь, в верховьях Ганги, располагался Кашмир, за горной цепью Канакхала ― «любимое пристанище святых мудрецов». Город Каши («город Солнца») стал последним приютом потомков Солнечной династии Икшваку, их столицей.

Кашьяпа размышлял. Требуется время и терпение. Чтобы вернуть власть над страной своему роду, следует постепенно создавать структуру, которая в будущем сможет эффективно противостоять пришельцам. Следует создавать свои опорные пункты на завоеванной территории, искать верных людей, налаживать новые связи вместо разрушенных прежних, осторожно и постепенно убирать непримиримых врагов. Требуется составить развернутый план действий на длительное время, а для осуществления такого плана потребуется много золота, потребуются надежные исполнители. И первый из них, несомненно, Рама Джамадагни. Ведь, когда Арджуна Картавирья отобрал у семейства Брахмы последние спасенные от захватчиков остатки богатств династии, именно Рама Джамадагни, разгромив грабителей, вернул золото законному владельцу и расправился с мятежником.

Надо запастись смирением, понять, чем сильны пришельцы, перенять от них самое полезное, искать компромисс с новой властью, склонять знатных людей завоевателей к смешанным бракам с представителями местной знати, создавая таким путем новую аристократию, поколение молодых людей, которое объединит пришельцев и местных и создаст новое государство, основанное на принципах и традициях государства прежнего, но обладающее военной силой и организованностью пришельцев. Вот в чем смысл песни о смирении! Самоограничение — это средство выжить в изменившемся мире. Надо забыть о власти, ее атрибутах и преимуществах. Перестать быть «богами»! Все решат тапас и кала — терпение и время. Они должны стать главными условиями для победы в этой долговременной войне.

Дед — Питамаха — оценил ситуацию правильно. После разгрома и гибели государства, после длительного периода неуверенности, шатаний и разброда внутри семьи Самосущий передал власть над остатками государства внуку Кашьяпе. Многим из окружения Брахмы было трудно это понять. Особенно тяжело это было сделать дядям Кашьяпы — Ангирасу и Пуластье. По их мнению наследник был слишком молод. Но Самосущему, «видящему оком разума», открылось — молодость в данных обстоятельствах не есть недостаток, а преимущество. Юный избранник Брахмы будет отныне «вечно живым, вечно юным» — Санаткумарой. Время сделает его «отцом всех тварей» — все будут уважать его авторитет. Он войдет в состав Тридцатки: станет членом совета судей, решавших все спорные вопросы. Молодость не знает слов «не могу». Пятидесятилетние сыновья Брахмы не смогут восстановить государство, а внукам Самосущего эта задача будет по плечу.

Молодой наследник — Кашьяпа — ясно видел: растерянность и уныние охватили всех сыновей Сваямбху. Все они боялись проявить инициативу, никто не знал, что нужно делать именно сейчас. Кашьяпа понимал, что никакой помощи от них ждать не приходится, скорее, наоборот, каждый будет ждать момента, когда он совершит ошибку. Каждый из сыновей Брахмы будет только рад ей. В таких условиях был только один выход: надо работать! Не бояться! В этом его мысли совпали с оценкой Брахмы. Самой большой ошибкой было ничего не делать! И он ее не совершит!

Араньякапарва. Глава 32. Шлоки 37 — 40.

«Юдхиштхира сказал:

«Всякое деяние приносит свой плод!», а также: «Эта дхарма вечна!» — вот что изрек Брахма своим сыновьям и прозрел святой мудрец Кашьяпа...».

Неудивительно, что слова, сказанные Брахмой сыновьям, понял только внук. Сыновья были совершенно не готовы жить и действовать в бурлящем, подобно кипящей воде в котле, мире полном перемен. Власть всегда опирается на исполнителей. На кого опираться сыновьям Самосущего? Нет исполнителей, нет власти. Необходимо найти их, заставить всех работать по единому плану. Молодой же наследник полон сил, не боится риска, не боится даже перспективы умереть прежде, чем будет осуществлено задуманное. В этом его преимущество перед старшим поколением.

Кашьяпа начал строить свою организацию с восстановления связей среди брахманов на тиртхах. Он привлекал и прежних чиновников, и раджей, не брезговал и простолюдинами из среды вайшьев. Забыты все прежние запреты, только действуя нетрадиционными методами можно добиться успеха. Сначала нужно добиться от завоевателей возвращения прав брахманов на совершение необходимых жертвоприношений. Он понимал, что восстановить все жертвоприношения в полном объеме не удастся. Да это и не нужно. Империя Икшваку и развалилась из-за их чрезмерного количества. Но совсем без них власть не вернуть. Пусть инициатива исходит от простолюдинов, это они должны просить новую власть разрешить им поклоняться и приносить жертвы старым богам. Создаваемая Кашьяпой структура была тайной, подпольной. Вот почему ближайший сподвижник молодого наследника, его двоюродный брат Кубера, говорит о тайном совете богов. Только так можно добиться значительных результатов.

Араньякапарва. Глава 158. Шлоки 51 —59.

«Вайшравана сказал:

В Кушавати, о владыка богов, собирался тайный совет богов, и я также отправился туда...».

Богам нет смысла прятаться, ведь они и без этого недосягаемы для простых смертных. А если они прячутся от людей, то это свидетельствует об их страхе перед последними, об уязвимости и возможности умереть. Боги привыкли повелевать и не бояться наказания за свои действия. Если же им приходится скрываться, их дела плохи! Либо они бессильны защитить даже самих себя, либо замышляют что-то недоброе и не хотят, чтобы об этом узнали раньше времени. Смирение для богов равнозначно унижению. Тайна ― это способ защиты слабых, позволяющий им навязать свою волю более сильному и защищенному большинству. Тайна позволяет скрыть свои планы от большинства и почти гарантирует приемлемый результат. Цель оправдывает средства, а цель Кашьяпы была власть. Но путь будет очень долгим, это он понимает.

Что делать, наступили такие времена, когда даже боги не должны были сообщать людям, где они собираются. Местом встречи была назначена местность в Гималаях.

Сеть, создаваемая Кашьяпой, со временем покроет всю страну. Основу ее составят брахманы в местах жертвоприношений, то есть, в тиртхах, расположенных на берегах рек и озер. Руководство сети ― «совет богов» — составляли потомки Брахмы: сыновья, внуки, правнуки... . Несмотря на то, что часть местной знати перешла на сторону завоевателей, из стана последних тоже появились перебежчики. По разным мотивам на сторону местной знати переметнулись Индра и Друпада. Убийце своего отца не было дороги назад. Он готов был убивать всех, кем были недовольны брахманы. Индра привел с собой и марутов-гандхаров. Появилась возможность обучать местную молодежь боевым искусствам пришельцев.

Организация приняла определенный план развития. С течением времени она имела ряд крупных достижений. Но и ошибок избежать не удалось. Некоторые из них привели к тому, что стратегия Кашьяпы не привела его к полному торжеству его идей.

Друпада сам искал встречи с преемником Брахмы. На берегу Ганги он встретился с двумя отшельниками, которые были представлены ему, как члены рода Кашьяпы. Царь Панчалы хотел отомстить Дроне и Дхритараштре. Союз был заключен. Гарантом его стал свой человек брахманов при дворе царя Панчалы — «приемный сын» Дхриштадьюмна. Жрецы предложили Друпаде и «приемную дочь» — Кришну-Драупади. Так дочь брахмана родилась в новой семье во второй раз. Ее судьба оказалась связанной с будущим возвышением пандавов. Но как ни странно ко всему этому Кашьяпа не имел никакого отношения!

В следующем эпизоде мы будем говорить о человеке, который контролировал все действия пандавов и стоял в тени нового союза с Друпадой.