Найти тему
Роман Нарейко

Можно ли изменить свою карму? Закон кармы, часть 4

Итак, друзья, сегодня мы продолжим разговор про карму и затронем очень важный вопрос, можем ли мы ее изменить? Чтобы глубже разобраться в сегодняшней теме, будет очень полезно прочитать предыдущие статьи, найти их можно в этой подборке.

Роман Нарейко в паломничестве к священной горе Кайлас
Роман Нарейко в паломничестве к священной горе Кайлас

Из предыдущих статей вы знаете, что само слово «карма» переводится как «действие», и на ее силу и значимость влияют несколько факторов:

  • Само действие.
  • Мотивация. Один и тот же поступок, совершенный с разной мотивацией, даст абсолютно разные плоды.
  • Объект, по отношению к которому было совершено действие. Существует три весомых объекта, действия по отношению к которым многократно усиливают карму — это духовные учителя (гуру), родители и просветлённые личности.
  • Есть ли у действия завершение.

То есть, для того, чтобы карма была максимально сформирована и зафиксирована, должны присутствовать все четыре аспекта: действие, мотивация, значимый объект, завершение.

В ведической астрологии Джьотиш есть такое понятие, как дритха-, и адритха-карма.

Дритха-карма — это жёстко зафиксированная карма, которая практически не поддаётся изменению. Создается, когда присутствовали мотивация, действие, завершение и, возможно, весомые объекты.

Адритха-карма — это мягкая карма, которая может быть изменена другими действиями, усилием воли или незначительными вещами.

Так же есть средний вариант — дритха-адритха, которая поддаётся частичному изменению.

Таким образом, то, насколько мы можем повлиять на последствия нашей кармы зависит от многих факторов. Но во всех традициях для работы с ними даются определённые инструменты. Например в буддизме такими инструментами являются:

  • Раскаяние, когда человек искренне сожалеет и понимает вред своих поступков.
  • Принятии прибежища у просветлённой личности, в учении о просветлении и в монашеской общине.
  • Совершение «противодействий», которыми может быть чтение мантр, совершение аскез и благих дел.
  • Твёрдое решение больше не совершать подобных действий.

Раскаяние, аскеза и твёрдая решимость не повторять ошибок упоминается так же в христианстве, которое больше знакомо большинству из нас. Давайте рассмотрим пример: человек голодает, держит пост день, неделю или сорок дней; отказывается от привычной ему пищи, чем обычно является мясо, рыба, яйца, молочные продукты; приходит на службу в храм, где присутствует определенно положительно влияющая энергия; совершает причастие, что является ничем иным, как раскаянием; получает благословение священника. Очень важно обратить внимание, что все это делает обычный человек, мирянин, не продвинутый практик или монах. То есть, благодаря учениям, духовный процесс и работа с кармой может быть интегрирован в жизнь любого человека.

Роман Нарейко в паломничестве к священной горе Кайлас
Роман Нарейко в паломничестве к священной горе Кайлас

Для того, чтобы глубже разобраться в том, можем ли мы повлиять на свою карму, давайте рассмотрим еще одну классификацию видов кармы, которая описывается в Ведах:

  1. Прарабдха-карма. В целом, когда мы произносим слово «карма», то чаще всего имеем в виду именно ее.
    Это та карма, которая проявляется в данный момент. Условно, это плоды, которые мы получаем здесь и сейчас, это «созревшая» карма, которую мы так или иначе должны пережить.
    Если человек в моменте болен или здоров, богат или беден, счастлив или несчастен — это та карма, которая уже проявляется в данный момент и предотвратить ее,
    повлиять на нее уже практически невозможно.
  2. Крийямана-кармакарма, которую мы генерируем в моменте, здесь и сейчас, и которая создаёт наше будущее.
    Давайте еще раз вспомним, что карма переводится, как действие. Каждый момент жизни мы фактически создаём новую карму, так как каждое мгновение совершаем какое-то действие: телом, речью, умом, эмоциями, энергией. Несмотря на то, что есть моменты, когда можно карму не создавать, дойти до этой глубины очень сложно, поэтому примем как факт — каждое мгновение жизни мы создаем карму.

    Давайте разберем пример: человек переходит дорогу по пешеходному переходу и выезжающая из-за поворота машина чуть-чуть его цепляет. Эта ситуация, ощущение боли, обиды и агрессии — прарабха-карма, реализовавшаяся в моменте и которую человек должен просто отработать. И есть интересный нюанс — водитель может выйти и извиниться, никак не отреагировать, или же наоборот взбеситься. И так же пешеход может посмотреть на происшествие и понять, что, вероятно, это отработка кармы, или же из-за боли вытащить водителя из машины и завязать драку. А в ответ тот может оказаться сильнее, покалечить в еще большей степени. Или наоборот, победа будет за пешеходом, но его заберёт полиция, и придется сидеть сутки в тюрьме.

    Оба человека создают новые действия, из которых складывается целая цепочка последующих. Либо человек может извиниться и измениться, либо в моменте создать новую карму.
    Задача прожить и проработать пришедшую в жизнь прарабха-карму, не создав новые негативные отпечатки.

    В писаниях часто можно встретить пример с двумя стрелами: прарабха-карма — это стрела, которая уже выпущена, летит и попала в человека. Но наша реакция на событие подобна второй стреле, которую мы выпускаем в себя сами, и которая приносит нам гораздо большие страдания. Это и есть та вторая стрела, которую человек пускает в себя сам, или крийямана-карма, которую человек создаёт, формируя новые причины переживаний.

    И согласитесь, в зависимости от состояния, в котором вы сейчас находитесь, одно и тоже событие переживается по-разному. В уравновешенном состоянии мы можем даже не заметить что-то, что в нестабильном может вызвать целую бурю эмоций и действий. Поэтому говорится, что важно утвердиться в йоге и войти в такое состояние, которое позволит пройти достойно через любую жизненную ситуацию.
  3. Санчита-карма — хранилище, где находится вся накопленная, еще не проявленная карма.
    В примере со стрелой, этот вид кармы представлен, как колчан, из которого периодически можно доставать стрелу и пускать её. Но вопрос — какую стрелу человек достанет? Это зависит от многих факторов, поскольку мы накапливаем невероятное количество различной кармы, и она вся хранится в одном «колчане».
    Каждая карма созревает в зависимости от условий жизни, которые мы создаем. И вот тут, оказывается, очень важно, какую жизнь мы моделируем, совершая действия или выбирая, как поступать — созреванию какой кармы способствуем этим. Более того, логично, что чем меньше стрел будет в колчане, тем легче идти. Именно на это направлены разные практики —попробовать пережечь карму, чтобы этот колчан становился всё легче, как и движение по жизненному пути.

В одной из прошлых статей про основы йоги я рассказывал, что Патанджали в йога сутрах говорит следующее: «йогическая дисциплина практикуется для достижения самадхи, и устранения причин страданий». А причины страданий — это пять омрачений ума (ниваран): неведение, гнев, привязанность, эго и цепляние за жизнь.
Далее он говорит, что причины страданий могут быть устранены посредством медитации. А последствия поступков (то есть санчита-карма, наш колчан со стрелами) коренятся как раз в этих причинах страданий. И они должны быть изжиты в нынешнем или в будущем рождении.

Далее Патанджали говорит про еще один важный момент — что страдание, которые ещё не пришло, должно быть предотвращено. То есть то, что происходит в данный момент — Прарабдха-карму, нужно просто пережить, мы уже не можем ее предотвратить. Но мы можем и должны предотвратить наполнение Санчита-кармы. Это очень важно понять.

Если то, что приходит здесь и сейчас, мы должны достойно принять и пережить, то негативные события, которые еще не пришли, мы должны всеми возможными усилиями предотвратить. И здесь мы вспоминаем наши четыре целительных действия: раскаяние, прибежище, противоядие и твёрдая решимость больше не совершать поступок. Это первый способ предотвратить карму, которая еще не пришла. Но есть второй. И говоря о нем, нам нужно будет рассмотреть рассмотреть понятие самскары. И как раз об этом будет следующая статья, завершающая серию про Закон Кармы.

А пока, драгоценные друзья, задавайте вопросы, пишите комментарии! И до встречи в следующей статье 🙏

#йога #медитация #ашрам #духовноеразвитие #духовныйпуть #йогасутры #карма #законкармы