Здравствуйте, уважаемые читатели. В очередной Галерее «Интересной фантастики» представляю вашему вниманию подборку персонажей из советских фантастических фильмов, сыгранных известными и всеми любимыми артистами.
Наверное, если назвать данный обзор как-нибудь, в духе: «Галерея фантастических ролей звезд советского кино», или «Кумиры советского кино в фантастике», будет емко и более понятно современному читателю. Однако, обдумывая название обзора, я мысленно перенесся в прошлое и попытался вспомнить, как рассуждали тогда, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого века. Не приняты были термины: «звезды», «кумиры», хотя сегодня, мы почти привыкли к ним и не видим нескладности. Тогда «звездность» была уделом исключительно заграничных работников синематографа и еще не прижилась в наших краях. Примерно, как сейчас несколько непривычно звучит термин «лидеры общественного мнения», который только входит в повседневный обиход. В общем, сегодня галерея всеми любимых советских артистов, вернее их кинофантастических персонажей.
В наше время, сниматься в фантастике модно и престижно для актеров, даже несмотря на то, что современных отечественных кинопроектов в жанре НФ и фэнтези не так много, а история молодого постсоветского кинематографа полна примеров провалов потенциальных фантастических блокбастеров («Волкодав», «Притяжение», «Черновик» и т.д.). И это у нас, что уж там говорить о Голливуде, где фантастика один из самых прибыльных жанров.
Но реалии советского кино были несколько иными. Начнем с того, что, в целом, наша фантастика была строго ориентирована на детское и юношеское поколения. Все то, что советские писатели – фантасты публиковали для взрослых читателей, по большому счету, было побочным явлением. Думается, не надо разъяснять, что в условиях полного обобществления всех сфер жизни, выбиться за рамки данной парадигмы было невозможно. Соответственно, все это переносилось и на кинематограф. Вспомним нашу великолепную детскую фантастику: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Отроки во Вселенной» и др. Она и сегодня смотрится, как шедевры для маленьких зрителей (пусть даже для современных детей несколько неактуально). А теперь сравним со взрослыми советскими фантастическими фильмами. Мало того, что снимали их мало и взрослую фантастику в кино можно пересчитать по пальцам обеих рук, так и энная ее часть была просто провальной. Кто сегодня вспомнит экранизации «Лунной радуги» Сергея Павлова, или «Туманности Андромеды» И. Ефремова?! А ведь это были знаковые для нашей научной фантастики произведения. Удачной кинофантастики было крайне мало. Но!!! Но зато немногочисленные удавшиеся советские фантастические фильмы являются, без всякого преувеличения, гениальными, уникальными для мирового кинематографа. К таким фильмам можно отнести «Солярис», «Через тернии к звёздам», «Кин-дза-дза» и некоторые другие.
Нужно также добавить, что в среде кинематографистов съемки фантастики считались чем-то не особо существенным, не значимым. Самые популярные артисты не стремились туда. Потому моя подборка персонажей, сыгранных нашими любимыми советскими актерами не является «топовой», в современном понимании. Скорее ее можно отнести к категории казусов. Потому и интересно было ее составить. Достаточно нетривиально.
Также я решил не включать сюда, к примеру, Юрия Яковлева и Евгения Леонова (Би и Уэф из «Кин-дза-дза), Донатаса Баниониса (Крис Кельвин – «Солярис»), или Александра Кайдановского (Сталкер из одноименного фильма). Эти фильмы и их персонажей и так знают все, ну или почти все. Возьмем кино «рангом» пониже, но в то же время могущее представлять определенный интерес и для современного зрителя. Итак, лучшие актеры советского кинематографа в подборке кинофантастических ролей. Поехали.
Великий советский режиссер Сергей Бондарчук, подаривший миру «Войну и мир», «Они сражались за Родину», «Ватерлоо» и другие гениальные фильмы проявил себя и в актерском искусстве (собственно, как говорят в этих самых интернетах, «Ваш Кэп», то есть очевидные вещи; но без этого предложения в тексте не обойтись).
В 1973 году Сергей Федорович принял участие в съемках научно-фантастического фильма «Молчание доктора Ивенса», снятого Будимиром Метальниковым. По сюжету, Бондарчук играет ученого Мартина Ивенса. Пассажирский лайнер, на котором Ивенс летел через Атлантику, потерпел крушение. Однако, экипаж и пассажиры были спасены инопланетными путешественниками – представителями цивилизации мира Орайна. Спасенные не помнят ничего о катастрофе и только Мартин Ивенс был удостоен внимания пришельцев. Они открывают ученому не только нюансы спасения людей с терпящего крушение авиалайнера, но и мотивы появления космических путешественников на Земле. Инопланетяне намного опережают людей в плане технологий и социального развития общества. Они могут поделиться с землянами своими знаниями, но доктор Ивенс понимает, что люди еще не готовы к новым технологиям. Они используют их в целях наживы, установления власти над себе подобными и с прочими такими низменными помыслами. Ивенс приостанавливает свою работу по продлению жизни и тем самым привлекает внимание спецслужб.
Надо сказать, что подобного рода сюжеты являются излюбленными в западной фантастике. Как в фантастической литературе, так и в кино. Достаточно вспомнить классическую фантастику Клиффорда Саймака, вроде «Пересадочной станции» и «Вся плоть трава». Популярными стали и блокбастеры с сюжетом о всемогущих инопланетянах, предупреждающих неразумных землян о чем-либо, или решающих их судьбу (к примеру: «Знамение» с Николасом Кейджем, «День, когда Земля остановилась» с Киану Ривзом и многие другие). Советский фильм «Молчание доктора Ивенса» конечно нельзя отнести к блокбастерам. Но это кино интересно как научная фантастика, образец эпохи семидесятых и довольно оригинальный проект для советского кинематографа.
Народный артист РСФСР Сергей Юрьевич Юрский полюбился зрителям по многим ролям, сыгранным в знаковых фильмах («Золотой теленок», «Любовь и голуби», "Место встречи изменить нельзя" и др.). Но отметился он и в кинофантастике. В 1987 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Конец вечности» режиссера Андрея Ермаша, снятый по мотивам одноименного романа Айзека Азимова.
В основу сюжета фильма легло фантастическое допущение существования могущественной вневременной организации, контролирующей континуум, а значит и развитие всей человеческой цивилизации. «Вечность» полностью управляет ходом истории человечества, не допуская развития технологий, могущих привести к утрате ее доминирования (например, тормозится освоение космоса). Главный герой Эндрю Харлан является молодым сотрудником «Вечности». В ходе интриг председателя Совета времени Лабана Твиссела и Вычислителя Гобби Финжи, Харлан становится идейным противником «Вечности». Юрский играет интригана Финжи, а роль Твиссела исполняет еще один известный артист – Георгий Жженов.
Что касается восприятия фильма, то несомненно, он довольно оригинален, как для советского кино, так и вообще для мировой фантастики. Экранизаций твердой НФ не так много. В то же время, фильму присущи все минусы нашего кино: замедленность некоторых кадров, диалогов, незатейливые спецэффекты и т.п. К тому же режиссер картины Ерамш увлекался творчеством Андрея Тарковского, со всеми вытекающими из этого последствиями, отражавшимися на собственных работах.
Интересно, что предыдущий фильм Андрея Ермаша «Лунная радуга» (экранизация одноименного знаменитого романа – эпопеи Сергея Павлова) вышел провальным. Но, как говорится, первый блин комом. «Конец вечности» - неплохое научно-фантастическое кино, по меркам советского кинематографа восьмидесятых. Правда, в дальнейшем, режиссеру не довелось больше снимать фантастику. Но это уже тема другого обзора.
Советский литовский актер Юозас Будрайтис запомнился зрителям по фильмам «Король Лир», «Служили два товарища», «Опасный возраст» и др. В советское время Будрайтис принял участие в съемках нескольких фантастических картин. В их числе было и кино режиссёра Суламбека Мамилова «День гнева». Данный фильм основан на одноименном рассказе талантливого советского фантаста Севера Гансовского. Сюжет рассказа (и, соответственно, фильма) является вариацией тематики уэллсовского «Острова доктора Моро». Рядом с отдаленным природным заповедником расположилась научная лабаратория. В ней учеными проводились опыты по повышению интеллекта животных. Как часто бывает в таких случаях, что-то пошло не так. Подопытные вырвались на свободу. Разумные отарки, выведенные из обычных медведи, получились безжалостными и аморальными индивидами. Они стали терроризировать всю округу. Для расследования произошедших событий, в глухомань прибывает журналист Дональд Бетли, по совместительству главный герой фильма. Его роль и исполнил Будрайтис.
Что касается оценки фильма, то скажу так: для своего времени, мне кажется, он совсем не плох. Но объективно оценивать не могу, по причине того, что сюжеты, с разного рода экспериментами ученых, в которых «что-то пошло не так», мне не совсем по душе. Да и к жанру «хоррор», к которому тяготеет кино, отношусь прохладно.
Раз речь зашла о фантастике Герберта Уэллса, логично вспомнить советские экранизации фантастической классики. Речь пойдет о фильме режиссера Александра Захарова «Человек – невидимка», увидевшем свет в 1984 году. Ну а применительно к тематике сегодняшнего обзора, вспомним Леонида Куравлева, не нуждающегося в представлении. В советской экранизации истории Джонатана Гриффина, Куравлев сыграл роль бродяги Томаса Марвела, что под угрозами Гриффина был вынужден стать его сообщником (это в литературном первоисточнике, в фильме у Гриффина иное амплуа). Кстати, Марвел Куравлева вышел таким, хитроватым парнем, немного выходящим из образа жалкого уличного маргинала.
Главной особенностью нашего «Человека – невидимки» стало полное переосмысление роли Гриффина. У Уэллса он хоть и гениален, но эгоистичен. Злодей, короче. Создатели советской экранизации сделали его жертвой Кемпа. Также нужно отметить шикарную игру исполнителя главной роли Андрея Харитонова: Гриффин, как хороший человек и заложник обстоятельств, вышел потрясающим. Можно сказать, что из всех фильмов подборки, "Человек - невидимка" был наиболее известен в свое время, сразу после выхода на экраны.
Завершу подборку ролью всеми любимого Николая Караченцова в фантастической кинокомедии «Как стать счастливым» (1980). Его герой Гоша когда-то мечтал стать знаменитым писателем. Но земляк Гоши из небольшого городка Лесогорска, с помощью изобретенного им прибора, определил, что главный герой фильма может стать в будущем классным актером цирка – клоуном. Но Гоше возможность такой карьеры была не по душе. Он идет своим путем. Через десять лет Гоша работает в газете, однако звезд с неба не хватает. В один прекрасный момент к нему попадает информация, что многие уроженцы Лесогорска добились успеха в самых разных сферах. Гоша начинает журналистское расследование.
Данное кино смотрел очень давно и порядком подзабыл, что там и как, а вспомнил только сейчас, когда подбирал что-нибудь «эдакое». Насколько помню, фильм достаточно приятно смотреть. Неплохая добрая комедия. Надо будет выбрать время для нового просмотра.
На этом на сегодня все. Спасибо за внимание.
Справочно-информационное сообщение: ссылки на все новые статьи и посты канала публикуются в ТГ "Интересной фантастики" https://t.me/infantastika