Найти тему
СФУ | Мозговой Шторм

Роль русских политических институтов в объединении других народов

Вопрос о роли русских политических институтов в объединении разнообразных народов является предметом оживленных дискуссий. В течение многих лет Россия сталкивалась с различными вызовами, и изучение этой темы позволяет более глубоко понять процессы формирования истории и культуры страны. Чтобы разобраться с этим вопросом, мы обратились к специалистам — доценту кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Марине Николаевне Аксеновой и кандидату исторических наук Александре Сергеевне Кузьменко.

Фото: Центр дружбы народов СФУ
Фото: Центр дружбы народов СФУ

Кузьменко А.С.: «Полагаю, что вернее говорить не о роли одного этноса в объединении других народов, а о роли в этом процессе такого важнейшего политического института как российское государство. Именно благодаря принципам и особенностям его национальной политики мы можем говорить о феномене объединения.

Межнациональная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Это целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по реализации.

Все известные миру модели этнополитики направлены на преодоление сложностей и противоречий межэтнического и межкультурного взаимодействия. Однако лишь одна из таких моделей – мультикультурализм – предполагает интеграцию различных этнических и расовых групп в единое сообщество при сохранении их культурной самобытности. И именно эта модель лежит в основе национальной политики нашего государства уже не один век.

Фото: Центр дружбы народов СФУ
Фото: Центр дружбы народов СФУ

Сам процесс расширения российской государственности, включавший в зону влияния большое число совершенно разных этнических групп, как известно, был довольно мирным и гармоничным. В исторической ретроспективе мы встречаем лишь небольшое число столкновений такого толка (якуты, енисейские кыргызы и т.п.). При этом необходимо заметить, что причинами столкновений являлись кочевые особенности быта самих этих народов, частью повседневной практики которых были военные набеги на ближайших соседей. После же вхождения в пространство российской государственности начинался, как правило, процесс приобщения к оседлой жизни, и, как следствие, переход к иным, более мирным, ведущим формам хозяйствования. И как результат – столкновения сходили на нет естественным путем.

В период Российской империи анализ не только нормативной базы, но особенно политической практики говорит нам о том, что для государства существовали граждане, подданные, вне зависимости от их этнической принадлежности. В период существования СССР политическими институтами фактически защищались и развивались культуры этносов, населявших территорию нашего государства.

Вся эта многовековая практика была продолжена современным российским государством. Главной целью национально-этнической политики в современной России является укрепление общегражданской идентичности и единства российской (государственной) нации при учете и сохранении этнокультурного многообразия и безусловном приоритете национальных интересов страны. Данный постулат закреплен в основополагающих нормативных актах – „Конституции РФ” и „Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года”».

Фото: Центр студенческой культуры СФУ
Фото: Центр студенческой культуры СФУ

Аксенова М.Н.: «Наверное, можно, с некоторой долей оговорок, согласиться с существованием определенной особой роли русского народа в процессе формирования объединенного государственного пространства. Исторически сложилось так, что этот этнос принимал ведущее участие в процессе объединения разнообразных этнических групп, населяющих территорию России.

Здесь наиболее яркими критериями можно назвать, во-первых, общее языковое пространство – именно русский язык стал играть роль единого и создал объединенное коммуникативное пространство для большого числа народов.

Думаю, не менее значимым стоит считать и религиозный фактор: православная религия, как религия во многом космополитичная, способствовала расширению и укреплению общих духовных ценностей, традиций, установок.

Неслучайно такой видный русский философ начала XX века, как Владимир Соловьев, считал возможным объединение народов вокруг России. С точки зрения Владимира Соловьева, подлинная самость русского народа состоит в самоотречении во имя целого».

Фото: Светлана Глазкова, фотограф Медиапарка СФУ
Фото: Светлана Глазкова, фотограф Медиапарка СФУ

В целом, дискуссия о роли русских политических институтов в объединении других народов является важным и актуальным направлением исторических исследований. Изучение этой проблемы позволяет расширить наше понимание прошлого и настоящего России, способствуя более глубокому анализу и разработке политических стратегий для обеспечения гармонии и справедливости в многонациональном государстве.