Найти тему
Кин-дзен-дзен

Жанна Дюбарри (2023 г.)

Кадр из фильма "Жанна Дюбарри".
Кадр из фильма "Жанна Дюбарри".

"Жанна Вобернье, незаконная дочь монаха и кухарки. Разве таким девочкам есть что терять?" - этими словами начинается картина о взаимоотношениях короля Франции Людовика XV и его фаворитки Жанны дю Барри. Эта связь начинается за несколько лет до смерти монарха и показывается глазами Жанны. Встреча, дворцовые интриги, козни ненавистников и прощание с самыми родными. 

Фильм начинается с короткой предыстории рождения и взросления главной героини, путь к Версалю, который был непростым, но поучительным для неё. Возможно без всех лишений, гонений и общения с челядью она не стала бы женщиной Людовика последних лет его жизни. Годы становления главной куртизанки XVIII века дают вкратце, но ёмко. 

Основное время уделено вхождению мадам Дюбарри в высший свет и развитию отношений с королём. Наглядно показывают инаковость Жанны, её непосредственность, которая сильно отличается от жеманных манер двора. Этим, в том числе, она вызывает неприятие и непринятие света, который, к слову, извращён, избалован и противен сам себе. Здесь лицемерие и предательство являются образом жизни, неотъемлемой частью повседневности. 

Кадр из фильма "Жанна Дюбарри".
Кадр из фильма "Жанна Дюбарри".

Она тем и приглянулась наследнику Бурбонов, не манерна, отличается вкусом в одежде и в выборе друзей, не следует традициям и правилам этикета. За всё это надо было платить и терпеть разной степени колкости, но в самом главном к ней не могли подступиться, это верность возлбленному. Она не давала ни одного повода, и окружающим оставалось только скрежетать злостью о зубы. 

Людовик одаривал её блестящими подарками, поместьем, бриллиантами, пажами из Африки. Он был щедр, не смотря на упадок в экономике страны, но так поступали многие до, и сонм после, наместники бога на земле. Это тоже раздражало зевак. После всего, по мнению бывшего мужа Жанны, графа Дюбарри, монарх должен был жениться на ней, так, по крайней мере, поступил дед Людовика. Но надеждам на брак не суждено было оправдаться и Жанна при дворе по прежнему держалась на волоске короля. Лишь он один ограждал родную женщину от всего светского смрада. 

В картине, в традициях лучших образцов французского исторического кино, очень хорошо показаны интерьеры и костюмы, детали врачебных процедур и инструментов и предметы общего применения. Джонни Депп в основном молчалив, наверное из-за неродного французского языка, на котором говорят весь фильм (можно было бы обойтись дубляжом, но это было бы совсем другое кино) . Первая его большая роль после всех отмен в Голливуде и развода с Эмбер Хёрд. Все жизненные неурядицы Депп сублимирует в образе своего персонажа, который устал от пятидесятилетнего правления одной из главных держав в Европе. Майвенн, здесь и главная актриса и режиссёр, вообще не похожа на свою героиню, но даёт чётко зафиксированный в исторических документах образ.

Кадр из фильма "Жанна Дюбарри".
Кадр из фильма "Жанна Дюбарри".

В целом интересное зрелище, проговоренное много раз в литературе и кино. В смысле каких-то откровений, режиссерских или сценарных находок, ничего нового. Хорошего качества костюмная драма на исторической основе. Довольно поверхностное повествование, которое могло стать объёмнее, добовь к нему 20-30 минут хронометража и сгустив драматизм. И вдовесок не помешали бы более меткие фразы в диалогах.

В этом смысле Мария Антуанетта режиссёра Софии Копполы намного интереснее и глубже. Она, с одной стороны уделила много времени воссозданию множества деталей окружения и самой героини, которая была знакома с Дюбарри, с другой, тут же разрушила этот исторический образ кроссовками Адидас на принцессе, тем самым рассказав историю языком того века с использованием современной стилизации.

Жанна Дюбарри лишена таких резких разрушений стереотипов, её можно посмотреть в качестве одной из версий и взглядов на происходящее в то время. Но не как базу для исторической науки. Это надо держать в голове всем поборникам следования буква в букву учебникам истории. Всё-таки кино предполагает некоторые допущения, а правду не смог бы передать даже современник, находящийся в гуще событий.

Это историческая драма с элементами мелодрамы. История знакома, а многим близка, вне зависимости от начитанности и культурной эрудиции. Так что для всех возрастов, здесь нет кровищи и пошлости, даже намёка на неё, нет обнажёнки и других потрясающих детское сознание элементов. Поэтому начиная с 12+ и до бесконечности. Один раз на нескучный субботний вечер, без травматизма для психики и окружающих.