На полях средневековых сражений боевой топор быстро доказал делом свои эффективность и незаменимость, поэтому неудивительно, что он стал прародителем многих видов оружия самых разнообразных размеров, но воинам нужно было ещё и универсальное орудие, обеспечивавшее нормальную жизнь в полевых условиях и тут к ним на помощь опять пришёл боевой топор, от которого отпочковалась новая разновидность, получившая благодаря своим размерам имя топорик.
Пришедший из Скандинавии в IX веке маленький топорик никогда не рассматривался русичами как полноценное оружие, хотя в случае острой необходимости им можно было проломить череп и доспех противника. Гораздо чаще топорик использовался для бытовых надобностей, которых в походе было множество: нарубить дров для костра, веток на корм боевому коню или стоек для шатра; разбить крупные кости, чтобы полакомиться мозгом; поправить заточку меча или боевого топора и тому подобное. Как элемент снаряжения воина, топорик уже в конце Х века широко распространился по русским землям и стал обязательной принадлежностью военного сословия.
Русский топорик как элемент снаряжения воина, необходимый для обеспечения его жизнедеятельности в полевых условиях, благополучно пережил тысячелетия, занимая своё достойное место и в армии Древнерусского государства, и в княжеских дружинах периода политической раздробленности, и в армии Русского царства, только военная реформа Петра I, казалось, изгнала топорик из военного обихода, но, к счастью, этого не произошло, без хорошего топорика не рискуют отправляться в дальнюю дорогу ни военные, ни туристы.