"Весь мир – театр;
В нем женщины, мужчины, все – актеры..."
Это одна из самых известных и наиболее часто цитируемых шекспировских цитат.
Знатоки творчества Уильяма Шекспира, конечно, знают, в каком произведении были использованы эти слова. Я, к своему стыду, не знала, хотя часто использовала эту цитату.
Оказывается, эти слова из пасторальной комедии Уильяма Шекспира "Как вам это понравится", написанной, как полагают, в 1599 году.
Это одна из ранних комедий Шекспира, но уже и в ней прослеживаются любимые темы "великого барда": любовь, переодевания, неузнаваемость, примирение и, конечно, счастливый конец, который обязателен в комедиях.
Сюжет пьесы основан на пасторальном романе Томаса Лоджа "Розалинда, золотое наследие Эвфуеса", написанном в 1582 году и весьма популярном во времена Шекспира.
В 7 сцене II акта пьесы один из героев Жак произносит знаменитый монолог о семи возрастах человека, который и начинается словами : "Весь мир - театр".
Именно этому монологу посвящена картина известного английского живописца, члена Лондонской Академии изобразительных искусств Уильяма Малреди "Семь Возрастов Человека".
Изображая персонажей на картине, Малреди строго придерживался текста Шекспира.
Для лучшего понимания работу буду использовать текст монолога в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник.
Итак, монолог начинается словами:
Весь мир – театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
В качестве сцены действия картины художник взял изображение улицы средневекового города, в антураже которого разместил своих героев.
Вообще-то, если быть справедливым, сравнение мира со сценой и людей с актерами возникло задолго до Шекспира.
Еще Филон Александрийский, живший в 1 веке до н.э., в своем труде "О творении" писал, что существуют, по мнению Гиппократа, семь возрастов человека.
Предлагаю рассмотреть эти семь возрастов, используя картину Уильяма Малреди и монолог Жака, написанный Шекспиром.
Так какие же этапы проходит человек?
1.
Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
2.
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу.
3.
А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой.
4.
А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле.
5.
Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,–
Так он играет роль.
6.
Шестой же возраст –
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса – кошель,
В штанах, что с юности берёг, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта...
7.
А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы –
Второе детство, полузабытьё:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Вот так. Как говорится - "Се ля ви".