Жители Европы эпохи барокко слушали музыку не так, как мы. Тогда в музыке сложились риторические фигуры - мелодико-ритмические формулы, в которых был зашифрован конкретный образ или состояние. Ранее я рассказывала и фигуре katabasis - нисходящем плавном равномерном движении мелодии.
Есть похожая на katabasis риторическая фигура - passus duriusculus (дословно переводится как "жестковатое движение"). Это нисходящее плавное и равномерное движение мелодии вниз, но уже хроматическое (по полутонам).
Особенно драматично символ страдания звучит в партии баса, а хроматическое движение в басу определяет и красивую смену гармонии. Часто нисходящее хроматическое (по полутонам) движение в басу сочетается с формой basso ostinato. То есть постоянно повторяется мелодия баса, а развитие музыкальной мысли происходит в верхних голосах.
Так складывается феномен единовременного контраста. Эмоциональная экспрессивность (в музыке верхних голосов) сочетается со строгостью и равномерностью движения баса. Пожалуй, в этом кроется один из секретов красоты музыки эпохи барокко.
Хор «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» («Стенанья, плач, заботы и тревоги») из кантаты BWV12 открывается символом страдания. Он звучит и в оркестровом вступлении (самый бас ищите), и в партии хора.
Этот хор имеет трёхчастную форму A+B+A, где часть A написана в форме basso ostinato.
В этом видео хор начинается с 2:30.
Хор «Crucifixus» из Мессы h-moll полностью написан в форме basso ostinato. Здесь символ страдания составляет партию баса. Также нисходящие хроматические мотивы (по полутонам) сразу звучат в партии хора.
Вступительный хор из кантаты «Jesu der du meine Seele» («О, Иисусе, душу Ты мою...») BWV78. Здесь символ страдания звучит в оркестровом вступлении сначала в басу, потом в верхних голосах, а затем в хоровой партии.
Вступление к арии тенора «Ach mein sinn» («О, моя душа!») из «Страстей по Иоанну». Здесь мотив страдания сразу звучит в басу оркестрового вступления.