Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 49

Очередная пятничная подборка исторических фотографий Советской авиации.

1. В Пулково

Ил-18В СССР-75547 Ленинград, Пулково, январь 1975 года. Фотография © Архив Максима Иванова
Ил-18В СССР-75547 Ленинград, Пулково, январь 1975 года. Фотография © Архив Максима Иванова
Ил-18В СССР-75547 Ленинград, Пулково, январь 1975 года. Фотография © Архив Максима Иванова
Ил-18В СССР-75547 Ленинград, Пулково, январь 1975 года. Фотография © Архив Максима Иванова

Противообледенительная обработка самолета Ил-18В СССР-75547 в Ленинградском аэропорту в начале 1975 года. На фотографии хорошо видно как происходила обработка поверхностей воздушного судна на земле перед полетом с целью удаления замерзших осадков и предотвращения их появления на критических поверхностях самолета до взлета. В далеком 1975 году все это делалось вручную...

Этот самолет с ноября 1966 года летал в Ленинградском авиаотряде. В декабре 1979 года Ил-18В СССР-75547 был списан по отработке назначенного ресурса.

2. Ту-154Б-2 СССР-85301

Ту-154Б-2 СССР-85301 1986 год. Фотография © Владимир Яцина
Ту-154Б-2 СССР-85301 1986 год. Фотография © Владимир Яцина

В полете пассажирский самолет СССР-85301 в 1986 году. Этот самолет с ноября 1978 года эксплуатировался во Внуковском авиаотряде. После распада СССР, авиалайнер достался авиакомпании «Внуковские авиалинии». В июле 1998 года Ту-154Б-2 RA-85301 списали по отработке назначенного ресурса по посадкам.

3. «Москвич»

Ми-1МНХ СССР-68131. Фотография © из фондов Российского Государственного архива научно-технической документации
Ми-1МНХ СССР-68131. Фотография © из фондов Российского Государственного архива научно-технической документации

Прототип новой гражданской модификации вертолета Ми-1МНХ СССР-68131. Прототип вертолета имел имя собственное «Москвич». Вертолет Ми-1М послужил базой для создания новой гражданской модификации Ми-1МНХ. Она разрабатывалась в пяти вариантах: пассажирский с трехместным задним диваном, санитарный с боковыми съемными гондолами, почтовый с подвесными контейнерами, перегоночный с дополнительным бензобаком и сельскохозяйственный, который при использовании для опрыскивания и опыления оснащался боковыми баками аэропыла и штангами опрыскивателей.

В серийное производство вертолет поступил под обозначением Ми-1НХ. Модификация серийного вертолета для использования в народном хозяйстве.

4. Проведение занятий

Як-40 СССР-87775 БССР, Минск, МАТУ ГА, 1978 год. Фотография © Архив И.А. Равана
Як-40 СССР-87775 БССР, Минск, МАТУ ГА, 1978 год. Фотография © Архив И.А. Равана

Проведение занятий на учебном аэродроме Минского АТУ ГА в 1978 году в Минском аэропорту. На заднем плане виден самолет Як-40 СССР-87775, который поступил в училище в 1976 году. До училища самолет летал в Уральском УГА в Свердловском авиаотряде.

5. В Алдане

Ми-8, Ми-6 СССР-21139, Ми-4 Якутская АССР, Алдан, 1980 год. Фотография © С.А.М.
Ми-8, Ми-6 СССР-21139, Ми-4 Якутская АССР, Алдан, 1980 год. Фотография © С.А.М.

Вертолет Ми-8 в аэропорту Алдан в Якутской АССР в 1980 году. На заднем плане вертолеты Ми-6 СССР-21139 и Ми-4. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть взлетающий самолет L-410

6. Во Внуково

Ту-104А СССР-Л5438 Москва, Внуково, 1957 года. Фотография © Виктор Антонович Темин
Ту-104А СССР-Л5438 Москва, Внуково, 1957 года. Фотография © Виктор Антонович Темин

Первый Советский реактивный пассажирский самолет Ту-104А СССР-Л5438 у аэровокзала Московского аэропорта Внуково в 1957 году.

Этот самолет был построен в 1957 году на Харьковском авиационном заводе. С сентября 1957 года Ту-104А СССР-Л5438 эксплуатировался в Московском управлении транспортной авиации во Внуковском авиаотряде. В феврале 1959 года самолет получил новый опознавательный знак СССР-42344 с которым продолжил базироваться во Внуково.

В конце 1959 года самолет был передан в Ульяновскую ШВЛП, с базированием в Новосибирском ЛУТЦ в Толмачево. Самолет решили использовать на учебное пособие в Новосибирском ЛУТЦ при подготовке экипажей. Ту-104А СССР-42344 был списан 25 марта 1961 года, как учебный экспонат.

По некоторым упоминаниям планер самолета использовали для повторных статических испытаний в СибНИИА.

7. В Хабаровском крае

Ми-6 Хабаровский край
Ми-6 Хабаровский край
Ми-6 Хабаровский край
Ми-6 Хабаровский край

Применение авиации для народного хозяйства. В данном случае вертолеты Ми-6 второго объединенного Хабаровского авиаотряда строят линию электропередачи (ЛЭП) где-то на просторах Хабаровского края. Вероятнее всего на фотографиях запечатлен процесс строительства ЛЭП 220 кВ Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Эта ЛЭП была введена в эксплуатацию 28 декабря 1981 года. Её общей протяженностью 389,1 км построили в тяжелых природных условиях чуть больше за год.

8. В Хабаровске

Ту-104А СССР-42356 Хабаровск, 1964 год. Фотография © Н.Н. Шкулин
Ту-104А СССР-42356 Хабаровск, 1964 год. Фотография © Н.Н. Шкулин

Реактивный пассажирский самолет Ту-104А СССР-42356 на перроне Хабаровского аэропорта в 1964 году. Этот самолет с мая 1958 года летал в Хабаровском авиаотряде. В августе 1977 года авиалайнер был списан по отработке назначенного ресурса по полетам.

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует…