Китайцы в пух и прах разбили надежды Автоваза выпускать современный кроссовер и другие новые модели. Речь, конечно же, о перелицованных китайских автомобилях. В любом случае Автоваз хотел показать, что и под логотипом Лада может скрываться современный автомобиль, например, как в случае с Москвичом. С другой стороны, не все одобряют такие автомобили, и уж тем более цены на них.
Началась эта эпопея в феврале этого года, когда бывший завод Nissan был куплен Автовазом за 1 евро, а в дальнейшем его переименовали в "Лада-Санкт-Петербург". По новой задумке там должен был начаться выпуск машин с китайским партнером. Мощности завода перезапустили на сборку новой модели, а начальные инвестиции составили до 500 млн рублей.
Ну, тут понятно, им только инвестиций дай, остальное они придумают в ярких красках. В общем-то, все так и вышло, глава Автоваза, недолго думая заявил о выпуске первого в истории кроссовера Лада X-Cross 5. Заготовкой для шильдика Лада стал китайский кроссовер FAW Bestune T77. Само собой, никакого производства не было, машинокомплекты поставлялись из Китая, на заводе надо было лишь собрать это как конструктор.
17 июня этого года с конвейера завода сошел первый кроссовер Лада X-Cross 5. Казалось бы, все идет по плану и ничего не может помешать бизнес-планам Автоваза. Тут надо ещё отметить такой момент, что официальных заявлений о сотрудничестве FAW и Автоваза не было, и наша сторона отказывалась комментировать этот момент. В феврале 2022 года были лишь слухи о том, что Китайскую компанию FAW могут привлечь при посредничестве ПАО КАМАЗ к управлению производственной площадкой Nissan в Санкт-Петербурге. Все это время были переговоры между сторонами, но, видимо, они так и не смогли договориться. Удивляет то, что Автоваз ещё до урегулирования всех соглашений начал трубить о новом кроссовере и других новинках, хотя китайская сторона согласий не давала.
В итоге завод собрал несколько сотен таких кроссоверов, а 21 июня пресса даже объявила о поступлении первых машин дилерам. На самом деле отправили всего пару машин для ознакомления. Никаких официальных поставок и запуска продаж ещё не планировалось. В общем, с начала громких заявлений прошло уже больше 6 месяцев, а нормального выпуска машин и старта продаж так и не произошло.
Оказывается, Автоваз не имел лицензии на продажу китайских автомобилей под своим брендом. И с китайской компанией FAW у них серьезные разногласия. Всё похоже на то, что китайцы против, чтобы их автомобили продавали в России с логотипом Лада. FAW - это крупный автоконцерн в Китае (2 место на рынке) с государственным участием, поэтому им важно продвигать свою марку на других рынках.
Автоваз же, одурманенный сотрудничеством с таким крупным партнером, решил сначала урвать выпуск машин на своем заводе, сделать анонс, а уже потом договориться о таких "мелочах" как значок. Более того оказалось, что и машинокомплекты для сборки Лада X-Cross 5 завозились в Россию через посредников. А может это хитро составленный бизнес план, чтобы получить инвестиции на перезапуск завода?
Также есть информация, что работники Автоваза нашли дефекты в поставляемых кузовах. Ещё одна версия это желание китайской стороны изменить финансовые условия соглашения. В любом случае, договориться стороны так и не смогли, по крайней мере, на данный момент. И, похоже, что вряд ли смогут, иначе о чем можно договариваться около года? Вопрос явно не в деньгах и качестве автомобилей, когда это Автоваз беспокоился о качестве продукции, которую будет продавать? Ну, смешно же. Вот ведь на днях был случай, когда новую Весту NG вернули дилеру из-за множества дефектов, а продана она была за 1,6 млн.
В итоге выпуск кроссоверов полностью прекращен и не имеет дальнейших перспектив. Даже если завод будет покупать машинокомплекты через посредников и продолжит сборку кроссовера, то Автоваз все равно не сможет продавать их без гарантии производителя. В итоге все выпущенные авто можно смело утилизировать или ездить на них по территории завода.
В любом случае поиск партнера для завода "Лада Санкт-Петербург" будет продолжен. Возможно, получится договориться о чем-то с компанией FAW или другой китайской компанией, дело времени. Автоваз же выполнил свою главную задачу, получил и освоил инвестиции, а то, что задумка сразу не удалась, видимо, никого волновать не должно.