Найти тему

КАТЮША: РОССИЙСКИЕ РЕАКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Подробности появления первой примитивной ракеты – вероятно, в Китае – малоизвестны, поскольку китайский термин означает “огненная стрела”, а зажигательные стрелы, выпущенные из луков, широко использовались китайцами. Однако к 13 веку существование военной ракеты может быть четко установлено. Преимущества массового пуска ракет, в данном случае реактивных стрел, были быстро выявлены, и китайские рукописи содержат несколько ранних конструкций реактивных систем залпового огня (РСЗО), которые были способны выпускать до 100 таких снарядов. Корейцы также использовали такое устройство, хвача, или “огненную повозку”, против Японии в 1500-х годах.

Рост Монгольской империи, несомненно, способствовал распространению ракетных технологий по всей Азии, арабскому миру и Европе, где военные ракеты использовались в боевых действиях в конце 1300-х годов. К 1600-м годам военная ракетная техника была хорошо известна в Европе.

В Индии военные ракеты были широко распространены к 1700-м годам, и Королевство Майсур создало силы реактивной артиллерии численностью около 5000 человек. Это позволило использовать цилиндрический металлический корпус для корпуса ракеты, придав ему гораздо большую прочность, чем более ранним ракетам. Хотя эти ракеты все еще находились в зачаточном состоянии, они с успехом использовались во время конфликтов Майсура с англичанами, особенно в битве при Серингапатаме в 1792 году.

Британский опыт в Майсуре и захват почти 10 000 ракет привели к росту интереса к военным ракетам в Европе. Признавая неотъемлемые преимущества ракет и вдохновленный примерами, собранными в Индии, британский изобретатель сэр Уильям Конгрив приступил к разработке того, что должно было стать первой современной военной ракетой. Он усовершенствовал и стандартизировал отдельные компоненты, включая ракетное топливо, что облегчило производство и, что более важно, привело к получению ракет более высокого качества. Ракета Конгрива 1804 года выпуска стала общепринятым и регулярно используемым инструментом в военных операциях. На самом деле это было семейство ракет весом от 6 до 300 фунтов и с несколькими типами взрывчатых и невзрывоопасных полезных нагрузок, которые могли запускаться с наземных и морских установок. Для наведения он опирался на длинную и громоздкую ручку, прикрепленную сбоку или, позже, к основанию корпуса ракеты.

Другой британский изобретатель, Уильям Хейл, представил следующее крупное технологическое новшество в ракетной технике. Исследования показали, что точность попадания снарядов была намного выше, если они вращались в полете. Хейл применил этот принцип к ракетам и в 1844 году получил патент на так называемую вращающуюся ракету. Он разработал несколько конструкций, в том числе одну с изогнутыми лопастями, на которые воздействовал поток воздуха от двигателя, и другую с наклонными соплами для создания желаемого вращения. Ракета Хейла не только была более точной, но и устраняла необходимость в направляющей палке Конгрива. Она быстро заменила ракету Конгрива на военной службе.

Российская ракетная техника и первые РСЗО

В Европе в 19 веке 16 стран имели ракетные программы. Россия была пионером современной ракетной техники и выпустила свою первую военную ракету в 1817 году. В 1827 году при создании русской армии была создана ракетная рота, и ракеты широко использовались во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов. В этом конфликте россияне также использовали буксируемый 6-раундовый MRL. Разработка ракет неуклонно продолжалась, и в 1834 году русские даже разработали и испытали подводную лодку, стреляющую ракетами. Во второй половине 1800-х годов распространение нарезов, казнозарядных устройств и достижения в металлургии увеличили возможности обычных пушек, и вскоре они затмили ракеты по значимости в качестве артиллерийского оружия. Ракетостроение пережило ренессанс в 1920-х и 1930-х годах. В конце 1920-х годов была создана Лаборатория газовой динамики (GDL), которая занималась исследованиями и разработкой твердотопливных ракет. Отдельная организация, Группа по

Позже была создана компания (GIRD), которая специализировалась на жидкостных ракетных системах. GDL и московское подразделение GIRD были объединены в Научно-исследовательский институт двигателестроения (РНИИ) в 1933 году. Внедрение новых видов твердотопливного топлива дало толчок к созданию ряда усовершенствованных российских военных ракет и стартовых платформ. Среди них и наиболее актуальными для истории советских и российских реактивных систем залпового огня были стабилизированные с плавником ракеты РС-82 калибра 82 мм и РС-132 калибра 132 мм класса "воздух-земля".

Разработка РЛС наземного базирования RNII была задокументирована еще в 1936 году. В 1938 году один из проектов, предпринятых научными НИИ-3 (НИИ-3) - организация-преемник РНИИ - представлял собой грузовую пусковую установку для 132-мм ракет М-13. Ракета М-13, созданная на базе РС-132, имела большую дальность полета (чуть менее 8,5 км), лучшую аэродинамическую форму и более мощную боевую часть с почти 5 кг взрывчатого вещества. Ракета с плавниковой стабилизацией была проста в изготовлении, но относительно неточна. Первым опытным образцом системы стала МУ-1 (механизированная установка - 1-й образец). Созданная на базе шасси ЗиС-5 4 х 2, она имела поперечную пусковую установку с 24 пусковыми направляющими самолетного типа. Испытания выявили ряд серьезных проблем, в том числе проблемы с устойчивостью при стрельбе ракетами в сторону, что еще больше снижало точность стрельбы; неудобный и медленный процесс перезарядки, обусловленный использованием авиационных направляющих с передней загрузкой; повреждение пусковой установки выхлопом ракеты; низкая проходимость шасси ЗиС-5. В 1939 году появились еще два прототипа на трехосном шасси ЗиС-6, имевшем несколько лучшие характеристики проходимости.

Первый прототип на базе ЗиС-6 также использовал поперечную пусковую установку, но с механизмами траверса и возвышения и несколько иным расположением пусковых направляющих. На втором прототипе, MU-2, пусковая установка была установлена параллельно длинной оси грузовика, что в сочетании с использованием домкратов позволило создать более устойчивую пусковую платформу. Кроме того, более длинная и модернизированная пусковая рейка позволила повысить точность стрельбы и загружать пусковую рейку сзади, что упростило перезагрузку. На каждой направляющей размещалось по две ракеты: одна сверху, другая снизу. Пусковая установка имела простые органы управления поворотом и возвышением, обычный артиллерийский прицел, установленный слева от пусковой установки, и стреляющее устройство, смонтированное внутри кабины. Окна кабины защищали бронированные жалюзи. Эта установка стала базовой для всех последующих советских и российских РСЗО. Она была переименована в БМ-13.

Продолжение следует…

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц