И.Ползунов за работn1 Д.Уатт.
промышленный паровоз Cтефенсона, 1814 г. .
Паровые машины стали основой и символом «века пара». Совместно с паровыми турбинами Пaрсонса, 1884 г. и Лaваля, 1892 г. (16); к концу девятнадцатого столетия они господствовали в промышленности и на транспорте. Произошла Первая промышленная революция(1750-1850 гг.). Россия упустила лидерство в этом процессе не оценив должным образом изобретение Иваном Ползуновым уникальной паровой машины, которая как по концепции, так и по характеристикам существенно превосходила машину Джеймса Уатта. Поскольку на переломе нынешних веков существуют реальные предпосылки для обретения Россией лидерства в ХХI веке, мы, обладая опытом прошедших десятилетий, можем подвести некоторые итоги ХХ столетия. Вторая промышленная революция (1850-1950 гг.) прежде всего заменила громоздкие паровые машины компактными двигателями внутреннего сгорания, утвердив, так сказать утвердив, так сказать, «век нефти».
Вторая промышленная революция (1850-1950 гг.) прежде всего заменила громоздкие паровые машины компактными двигателями внутреннего сгорания, утвердив, так сказать, Ползунов, И.И. «1729-1766» «век нефти». Первый «настоящий» автомобиль Бeнца, 1885 г. (9), отменил тяжеловесные паровые oмнибусы Чaрча, 1834 г. (6) и показал кажущийся правильным путь (11). Впервые, в 1899 году пройдя одну милю за одну минуту, автомобиль к 1913 году принял практически современный вид. (13). (На таком автомобиле из царского гаража, ездил сам товарищ Ленин и его семья!).
Одновременно – на рубеже XIX-XX веков – появились другие прорывные достижения науки и техники: невиданно быстро развилась электротехника – основа современной промышленности и транспорта; открыты рентгеновские лучи и радиоактивность, 1896 г., - предвестники атомной эры; построена Транссибирская магистраль, 1903 г., - прототип сквозных магистралей будущего; Нью-Йорк стал вторым по величине городом мира, 1898 г, по существу став мегополюсом, чем предопределил глобальную урбанизацию конца XX – начала XXI века; началось широкое развитие междугородной и межконтинентальной телефонной, телеграфной и радиосвязи – предшественников Интернета; совершили первые моторные управляемые полеты братья Рaйт, 1903 г. и Сантос-Дюмон, 1906 г., заложив основу бурного развития авиации; основана компания Фoрд Моторз, 1903 г., положившая начало современным автогигантам и массовому, конвейерному производству автомобилей; взлетел первый вертолет, 1907 г., - предвестник летательных аппаратов вертикального взлета; перевезен первый воздушный пассажир (лейтенант Томас Селфридж, 1908 г.) и он же, остался в истории первым погибшим авиапассажиром – через пять лет после первого, пострадавшего от автомобиля пешехода; им стал 68-летний торговец недвижимостью на углу Сентрал Парк Вест и 74-й улицы в Нью-Йорке»; (1903 г.) – с них началась скорбная череда жертв массовой автомобилизации и коммерческих авиаперевозок.
Комментатор.
Итоги XIX столетия, а по существу, начала второй промышленной революции, емко подведены в издававшейся на сломе двух прошедших веков энциклопедии «Промышленность и техника». С.-Пб., 1896 г.
«Оглядываясь назад, через целый ряд столетий, до сказочных первобытных времен, … мы не можем не заметить, как сильно ускоряется ход … развития в начале нашего столетия (ХХ); 1800 год кажется нам как бы кульминационным пунктом истории, как бы заключительным моментом старого тысячелетия. Такой результат дали не кровопролитные войны, … не новые великие нравственные идеи, … но беспредельно разрастающаяся борьба человека с силами природы и постепенное подчинение этих тиранов человеческой воле».
Скульптурные композиции клодтовских коней – одного из символов северной столицы России, выполнены примерно в это время. Они называются «Покорение природы»: человек железной рукой взнуздал дикого, доселе свободного коня, «подчинив его своей воле». Но еще до их создания сказано: «Мы живем среди природы и постоянно беседуем с ней, но она не выдает свои тайны. Мы постоянно оказываем на нее давление, но она упорно сопротивляется нам». Генрих Гейне, 1878 год. Сегодняшние необыкновенной силы ураганы, наводнения, смерчи, цунами и прочие метеокатаклизмы, воочию показывают, к чему приводит неконтролируемое вмешательство человека в природу.
Век двадцатый виделся нашим прадедушкам совсем не таким, каким он оказался в действительности. Из массы прогнозов, безусловно, оправдались лишь немногие. Например, всемерное и победоносное распространение телефонии. Кроме того, высказывались предположения, что по проводам будет передаваться не только звук, но, по аналогии, и изображение. Никто не знал, как, но это можно считать гениальной догадкой о телевидении. Открытый в начале августа 2013 года памятник Владимиру Зварыкину, русскому ученому, покинувшему страну в 20-е годы прошлого века в близи комплекса Центрального Телевидения, наглядно подтверждает эту догадку из прошлого в будущее. В 1896 году свой первый труд опубликовал теоретик космонавтики Эдуард Циолковский. Идею освоения космоса он развивал с целью его заселения людьми.
Успехи ХХ века впечатляют, однако их ценность, если говорить о транспорте и энергетике, представляется весьма сомнительной. Посмотрим непредвзято на современные автомобили и самолеты: внешне модифицируясь, они сохраняют нeтронутой свою глyбинную неэффективную суть. Выхлопные газы, образующиеся из сотен миллионов тонн ежегодно добываемой и сжигаемой в силовых установках нефти, по самому простому объяснению, смешиваясь с парами воды, образуют «смог», который задерживает сброс излишков тепла, получаемого Землей от Солнца и тех же сжигаемых сотен миллионов тонн нефти.. Тем самым создается «парниковый эффект», ведущий к разогреву поверхности мирового океана.. Это порождает нeобычайной необычайной силы метиокатаклизмы, о которых говорилось выше «Подчинение тиранов человеческой воле», радостно провозглашенное в начале ХХ века, обернулось их неуемным буйством в его конце: природа адекватно реагирует на силовое вмешательство человека.
Лектор.
Опираясь на схему трех промышленных революций и отвечая на большой вопрос (24), поставленный в начале нового столетия, мы должны предсказать их в Третьей промышленной революции столь же эффективно, как сделал это гений Лeонардо для вполне понятных сейчас «четырехугольного шатра» - парашюта (22), «винтового прибора» - вертолета (25) и «первоавтомобиля» с пружинным заводом (23) в средневековом манускрипте «Новые машины» 1695 года, то есть, также в конце своего века.
Четвертая (транспортная) волна, которую, как мы помним, можно отождествить с «транспортной революцией», должна, по определению, породить новые технические решения революционного, прорывного характера. Если не видеть эту перспективу, то, оценивая историю техники из глубины информационного периода, легко впасть в безнадежный пессимизм: Технический прогресс, который на первый взгляд развивается, на самом деле сильно замедлился.
Возвращаясь к схеме исследования истории техники, можно констатировать, что за четыре столетия промышленных революций не было придумано ничего лучшего для привода машин, чем тепло, водяной пар и электричество. Это три кита, на которых стоит и, видимо, дальше стоять будет, наша цивилизация. Наглядный пример приведен тут же: линия развития паровозов (14,17,18), заканчивается космической ракетой (23), поскольку термодинамический цикл последней аналогичен паровозному с тем же коэффициентом полезного действия. Главное, что указанные виды энергии и рабочее тело в полной мере отвечают требованиям экологической чистоты.
В самом деле, автомобильные и авиационные моторы – от первого бензинового двигателя Oтто (12) и простейшего турбореактивного двигателя с центробежным компрессором (ЮМО 001, Германия, 1937 год) (19) до самых современных, двухконтурных (20), - приводятся в движение, в основном, также силой водяного пара, образующегося при сгорании топливных углеводородов. Они тоже отвечают требованиям экологической чистоты. Виновно здесь не «качество», а количество: экологическая проблема возникла не из-за грязного выхлопа, а из-за неэффективной работы существующих тепловых машин. Это и есть простой ответ на непростой вопрос о рабочем теле и энергетике будущих транспортных машин.
Каментатор
Поэтому, как и недавнее «чудо техники» - паровозы (14),(17),(18), современное техническое чудо – космический корабль многоразового использования «Cпейс Шaттл» (23), работающий по тому же открытому термодинамическому циклу что и его предшественники, работает на перегретом паре (и ни на чем более!), в который превращают его ракетные двигатели залитые при старте криогенные водород и кислород. Что касается принципов работы и облика будущих транспортных машин, то они будут столь же отличны, как современный автомобиль (20) от паромабиля Коньё (3), хотя – парадокс развития! – первый промышленный паровоз Cтефенсона (8) также назывался «Ракетой» и, как видно на диаграмме, возил на себе обыкновенную деревянную бочку с водой. Вес современной «бочки» с горючим в ракетной системе «Cпейс Шaттл» приближается к 2 000 тонн.
Кадр 38. Лектор.
Суммируя сказанное, можно в первом приближении сформулировать вывод о том, что развитие новых транспортных технологий в ходе начавшейся в середине ХХ века третьей промышленной революции и экологический кризис, возникший в его конце, требуют создания экологически чистых транспортных и энергетических устройств с разделенной мощностью и модульной конструкцией.
Послушаем, что об этом говорит сделавший этот вывод наш юбиляр Игорь Николаевич Поприветствуем его, как он заочно приветствует нас.
Аплодисменты.
Кадр 39. Юбиляр.
(Общий вид сцены с портретом юбиляра. Голос за кадром)
Я рад приветствовать и поблагодарить вас мои дорогие земляки, а по большому счету земляне, за то, что Вы собрались здесь, что бы отметить мой юбилей. Но он не только мой. В свое время, когда Исааком Ньютоном восхищались, как много он сделал в науке, он всегда отвечал: «Это потому, что я стоял на плечах гигантов».
Таким гигантом у меня был и остается Московский авиационный институт, выпускного знака которого я удостоен.
(Знак окончания Московского авиационного института МАИ крупно во весь экран
Знак окончания Московского авиационного института МАИ
Зн
Кадр 40. Юбиляр.
Конечно, горные вершины науки, о которых говорилось выше, - ЦАГИ., ГосНИИ ГА, и «ТрансПрогресс», внесли определенный задел в мой научный багаж. Через МАИ я познакомился с большинством генеральных конструкторов, случайно или специально оброненное ими слово, зачастую, после длительного анализа, становилось вехой на пути в будущее. Но научные работники и преподаватели МАИ, создававшие его структуру знание и значение, делали этот институт истинной «Альмоматер», где можно было свободно творить самые невероятные конструкции.
Кадр 41. (Фотографии испытаний необычных конструкций в МАИ).
1. летающей платформы с вихревыми системами;
2. Модель одаптивного крыла
Знак окончания Московского Авиационного Института МАИ является гарантом создания новых летательных аппаратов. В существующем с 1990 года Научно-техническом центре «Взлет» , все наши усилия были направлены на сохранение этой традиции.
Выше говорилось, что я являюсь специалистом по летательным аппаратам вертикального взлета. к ним относятся вертолеты, перспективные самолеты, а так же в общем виде все ракеты, то есть, я в той или иной мере знаком с проблемами всех аппаратов вертикального взлета. До скорой встречи!
Лого НТЦ «Взл
Аплодисменты.
Кадр 42.Лектор.
. Мировая авиация в своем развитии прошла долгий и сложный путь, но в последние десятилетия ее развитие явно замедлилось; она изменяется не качественно, а количественно – гигантские лайнеры («дремлайнеры») явный тому пример. Мне лично не раз приходилось видеть «загрузку» за 10-15 минут пассажирами еще латающих многоместных аэробусов именуемых в просторечье «сараями». Суета и волнение в узких проходах в поисках своего места. Ручная кладь иногда выпадает из багажников на головы пассажиров, часто с кровавым исходом, непроизвольное ожидание беды при такой скотской посадке и прочие прелести, определяемые нашими пассажирами так, что «порядок начинается там, где кончается Аэрофлот». …
продолжение следует