В продолжении обзора пятой серии первого сезона «Дома Дракона», хочу еще отметить, что она мало того, что не особо событийна, но еще и очень затянута. Персонажи по пол минуты в одном диалоге думают, что бы сказать друг другу, смакуется как они стоят, сидят, идут. Не то что бы во всем этом совсем не было каких-то значимых моментов, но все-таки.
Вот, например, на смену неспешной беседе об утках и гусях, приходит беседа Рейнис и Корлиса. Я понимаю, что супруги никуда не торопятся, имеют полное право постоять и посмотреть друг на друга с чувством. Совсем ли этот диалог бессмысленен? Нет, из него можно узнать, что Рейнис не то что бы за этот брак, потому что: а) она знает о предпочтениях сына, б) считает, что лорды поддержат мальчика Эйгона, посему случится война, в) и ей самой эти амбиции с троном уже не интересны.
Корлис от доводов жены лишь отмахивается, мол, Рейнире все присягали, а у нас и корабли, и половина драконов, а свою заднеприводность сынок перерастет, просто молод еще.
Интересно ли на них смотреть? Ну, так себе, ничего особенного. Если сократить этот диалог или вовсе убрать, - вообще ничего не изменится.
Разве что только смешно слышать замечание Корлиса про то, как Рейнира якобы похорошела и расцвела. В каком месте? Вы ей даже прическу с турнира в 1й серии не поменяли.
На смену папе с мамой приходит сам Негритенок Кузя с его рыжим пихарем, которые валяются где-то в кустах. И опять Кузя долго думает о жизни, Рыжий – мечтает о турнирах и пирах при королевском дворе, потом они крупным планом в кадре целуются-милуются… И не то чтобы меня это как-то шокировало, я и не такое в жизни видала, но… скучно, девочки! Единственно что здесь заинтересовало меня, так это то, что Рыжий очень похож на нетфликовского Радовида, - ну, любопытно стало, у них там что, тренд на рыжих пидо*асов?
Ах, ну да, ну да, как же не упомянуть, - пидо*ас оказался прошареный и мгновенно сообразил, что у принцессы есть любовник, поэтому она таких свободных взглядов на брак. И вот это в кои-то веки к определенному развитию событий приведет.
Сказано любовник? Вот следующим кадром и он. Рейнира стоит на палубе корабля, а к ней, полураздетый, в одних штанах и рубашке, - почему вообще не в трузелях, я не понимаю, - поднимается гвардеец Коля, после чего следует сцена, с восприятием которой я в принципе наконец определилась. Поэтому заранее предупреждаю, - это именно что будет мое восприятие и оценка, сама же сцена весьма странная.
Итак, на ют к Рейнире поднимается Коль, тоже мнется, а затем пространно повествует: вы, дескать, - да, он на «вы» к ней, секс еще не повод для панибратства, - за годы знакомства доверялись мне порой, говорили много раз, как презираете свое положение и замужество по приказу папеньки, и вот, день настал, сира Лейнора вы не выбирали, а не хотели бы вы обрести свободу? Я тут порт один знаю, туда корабли из Эсоса приходят. Грузите апельсины бочками.
Овца сначала не поняла и очень расстроилась, неужто вы просите отставки? А весьма воодушевленно выглядящий Коля ей так мило, - что вы, я вас прошу пойти со мной, подальше от тягот вашего наследия, повидаем мир, поженимся с вами, как люди, по любви, а не ради короны… Хоспади, такое впечатление, что я читаю третьесортный дамский роман!
У Овцы глаза на мокром месте. Мялась она, мялась и выдала, что она и есть корона. Государство – это я, мсью!
«Я могу жаловаться, но разве я выберу бесславие в обмен на бочку апельсинов? Мой долг выйти за дворянина Великого Дома».
Ма-ла-дец! Дец, как мало у Овцы мозгов. Потому что не понятно, а почему она раньше тогда истерики закатывала, раз все так отлично понимает, это первое. А второе, - ну как-нибудь бы по аккуратнее все-таки со своим гвардейцем, зачем так откровенно возить его грязной тряпкой по мордасам и напоминать, что он выскочка из канавы.
А дальше радостно сияющая Овца успокаивает своего рыцаря, что все в порядке, брак это фигня, и они с Лейнором договорились о свободных отношениях, так что с Колей можно продолжать ибаццо, никуда не убегая.
Вот на этом моменте, физиономия у Коли стала очень выразительная. Потрясение, может быть даже с долей брезгливости или разочарования, имхо.
Хотя от его фразы «хотите сделать меня своей шлюхой?», - откровенно пробивает на ржач. Ну что поделаешь, эра феминизма, равенство полов, так что и мужики могут стать жертвой харасмента, абьюза и грязной сексуализации.
А Коля продолжает трагическую арию падшего рыцаря «Я дал обет как рыцарь гвардии, обет целомудрия и я его нарушил! У меня нет ничего, кроме моего белого плаща, а я запятнал его! Я думал, что свадьба его очистит...» При этом чуть не плачет, а когда Овца вдруг сообщает, что Стул важнее кого угодно, Коля вообще убегает.
И ты сидишь, и тебя буквально рвет на двое между вопросом «А что это такое за позорище я сейчас посмотрела вместо рыцаря и мужчины?» и между пониманием, что Овца не может не облажаться даже тогда, когда поступает здраво и адекватно.
Начнем с Рейниры, что не так с ней. Права ли она в своих словах? Да. Есть долг, есть условности, есть возможности при желании их немножко так обойти. Проблема в том, что вот эта здраво и почти спокойно рассуждающая Рейнира – это абсолютно другой персонаж, чем та принцесса, которая устраивала истерики еще в конце прошлой серии. И опять вообще с нихрена.
Образа единого нет, он распадается на какие-то куски и обрывки. Это вы так над своим главным персонажем поработали, называется? Это не персонаж, это письмо Дяди Федора родителям и журнал Мурзилка.
Теперь о Коле, сир Кристон Коль. Я примерно знаю из комментариев, что он представляет собой в каноне. Я читала, что актер говорил о своем персонаже, - что это очень амбициозный, беспринципный, злой, способный на спонтанный акт ярости хрен… Мдя.
Что ж, если создатели сериала хотели изобразить именно это, то поздравляю, - с моей точки зрения, получилось нечто максимально, абсолютно, на 100500%, от слова «совсем»… противоположное!
И дело даже не в самом предложении руки и сердца, хотя, казалось бы, нужно быть чрезвычайно наивным для такого. Где принцесса, а где ты, щазз, побежала она. Но как раз с точки зрения хитрого амбициозного сволоча – почему бы и нет? Девчонка сама на него кинулась, т.е. есть повод предполагать сильное увлечение. Уговорить сбежать, быстренько пожениться, может, и пузожителя заделать, а там… Папаша – тряпка, дочу простит и вернет, покаются они немножко, зато потом вся жизнь в шоколаде!
В жизни всякое бывает. Вон, английско-подданный Вудвилл, служивший камергером, заскочил по-тихому на герцогиню и вдову брата короля, да как удачно! И детей потом наклепали футбольную команду, и одну дочурку даже в королевы Англии пристроили.
Так вот, я бы сочла такое развитие событий вполне логичным и восхитилась бы актерской игрой поганца Коли, если бы не события, которые последуют в серии дальше.
Пока что же я вижу всего лишь – не влюбленного, нет, конечно, - но увлеченного молодого человека. У которого все-таки есть определенные принципы. И который ради этих принципов готов был поступиться всем, чего добился в жизни, - очень, мягко скажем, неплохим положением, уважением. И вдруг столкнулся с тем, что его объект увлечения эту жертву не только не оценила, но для нее это вообще ничего не значило. Всего лишь удобное развлечение. Разумеется, даже без большой и чистой любви, это очень существенный удар для эго, гордости, самоуважения – называйте, как хотите.
Ну, и исходя из того, что нам показали, - не то чтобы у него не было причин чувствовать себя использованным и униженным.
Вот такой здесь товарищ Коля, причем его образ под таким углом очень хорошо сочетается с образом Алисенты и ее последующим преображением.
Пока что же Алиса просто смотрит, как приехавший король выходит из кареты. Она, видимо, по привычке дергается, когда тот чуть не упал, но взгляд у нее так-то недобрый.
Да и с чего бы? Вот по линии Алисенты у меня нет никаких вопросов, остается только хвалить и хвалить. Персонаж очень хорошо, последовательно проработан, по ее линии не выбивается пока ничего. Послушная дочь, верная заботливая жена, чувствительная, мягкая, немножко наивная, твердо верящая в правила, долг и справедливость.
И чем прекрасны кадры с Алисентой в этой серии, так это тем что мы можем наблюдать слом ее прежней личности. Можно догадаться, что первым ее разочаровал, - а вернее предал ее доверие, - муж, король.
Алиса – не любила мужа, не испытывала удовольствия в постели с ним, но она его уважала. А брак, как мы помним, это договор. Взаимный. Муж берет на себя ответственность за супругу. Получается, же, что муж, который взял на себя ответственность за нее и ее детей, король, который вовсе чуть пониже богов, - Алисенту обманул. Обманул ее доверие, когда ради лгуньи Рейниры он выгнал и опозорил ее отца. Так это должно выглядеть для Алисенты.
А никто не замечает. И зритель тоже. Кто-нибудь вот заметил, что в следующем кадре Алиса, которая после брака ходила в красно-черно-золотых платьях, - опять переоделась в синее платье матери, что носила на свидания с Визерисом вначале? В следующей сцене она нервно трясет ребенка, хотя тут же стоит няня, и няньке неловко смотреть на королеву.
Зато здесь опять включается пожиратель хронометража: Алисента трясет ребенка, на лестнице паж окликает Коля «Вас зовут». И мнется чего-то. Мнется Коля. Наконец родил: «я оставил принцессу только что». Паж опять мнется и с трудом тоже рожает, – «не принцесса, королева»… Почему ты это сразу не сказал? Коля должен был мысли прочитать, кто его зовет на самом деле, но плохо учил оклюменцию и не смог?
Вот ради интереса засеките время, зайдите в комнату и произнесите фразу «Сир Коль, вас желает видеть королева», и вы убедитесь, что это займет секунду, а не 30ть.
Короче, Коля явился к Алисенте. Та тоже начала решительно, а потом принялась мямлить и причитать. Ну ладно, нервничает она, ей неловко выспрашивать о поведении Рейниры в ту ночь, ну допустим. Но даже Коль уже не выдерживает, вскакивает и признается во грехе, и тебе хочется сказать только - наконец-таки!
Хотя к содержанию сцены и актерам претензий нет. Коля выглядит проникновенно в своем раскаянии, дескать, мой обет был нарушен, я себя обесчестил, не заслуживаю снисхождения, только проявите милосердие, не кастрируйте, а просто казните.
И Алиса стоит в таком шоке, что не передать словами. Еще бы, она с трудом допустила мысль о Рейнире и Деймоне в борделе, возможно, оправдывала бывшую подругу, что ее гад Димон соблазнил, а тут оказывается, что Рейнира уже и по гвардейцам пошла. Актриса только лицом передает вот эту бурю эмоций.
Сама по себе сцена не просто хорошая, она еще и важная, потому что показывает и причину резкой перемены в Алисенте, и откуда взялась преданность Коля ее партии потом. Вот сейчас, у него же нет гарантий, что чтобы не позорить принцессу, этот случай заметут под ковер. Его и казнить могли, и как минимум выгнать с позором из гвардии, и вообще ликвидировать по-тихому. А королева Алисента его даже презрением не облила, наоборот поблагодарила за честность и отпустила. Конечно, ничего еще не кончено, но такое отношение Алисенты наверняка уже бросило зернышко на благодатную почву его уязвленного самолюбия.
Так что единственный момент, который меня заставил ухмыльнутся, это что Алиса вначале Колю рядом с собой на кушеточку усадила. Выглядят, как детишки на школьной переменке, про понятия субординации и этикета я вообще молчу.
Зато следующую сцену по затянутости уже ничем оправдать нельзя. Вот лежит разбитый Визерис в кресле, мейстеры его пиявками лечат, а он беседует со Стронгом. Единственная крупинка важной смысловой нагрузки, - это то, что Визерис спрашивает об Алисенте, видимо, очень удивляясь ее отсутствию рядом с собой. То есть, да, еще раз демонстрируют перемены в отношении Алисы к мужу, но это все. Больше в рассуждениях на тему, что напишут о Визерисе в учебниках истории, ничего ценного и содержательного нет.
Дальше вроде бы все же начинается какая-то движуха. Плывут сотни кораблей, в парадной зале – сотни гостей за накрытыми столами. Правда, почему-то столы поставлены в тронном зале, что вызывает у меня некоторое недоумение, - Красный замок настолько маленький, что у них трапезной нету?
Это начинается не свадьба, специально отмечаю этот момент, это всего лишь еще приветственный пир в честь Веларионов. Далее, как объявят, должно было быть 7 дней турниров и пиров.
И вот опять, - я бы не сказала, что в этой сцене пира до его кульминации совсем нет ничего содержательного. Вовсе нет, напротив, там есть масса довольно значимых моментов. И многие обзорщики, включая Клим Саныча Жукова уже не один раз похвалили этот пир за музыку, за правильную организацию рассадки гостей, за антураж. Однако я все же рискну признаться, что мне наблюдать за всем этим было довольно таки тягомотно.
В первый раз, когда смотришь не зная о развязке этого пира, все равно постоянно ждешь, что вот-вот сейчас что-то должно произойти. А оно все не случается и не случается, и опять не случается, и снова, так что когда наконец происходит самый «вотэтоповорот», ты уже устал его ждать. А когда смотришь, зная концовку серии, то просто скучно.
Самое важное, что я вынесла из повторного просмотра пира, - так это ответ на долго мучивший меня вопрос «почему». Но обо всем по порядку.
Итак, король с наследницей сидят во главе главного стола на фоне Железного трона, причесон у принцессы - огонь. Королевы почему-то нет, но как бы неловко Визерису не было отвечать на вопросы о своей второй половине, за ней так никто и не удосужился послать, и вообще начали пир без нее. Опаздывает и опаздывает, подумаешь, женщины они такие не пунктуальные.
Торжественный выход почему-то сопровождается бурными аплодисментами придворных. Меня эти аплодисменты уже задрали, каждый раз без ножа режут. Ну это же не цирк! Не премьера Оскара!
Среди черных Веларионов, как х*р в рукомойнике торчит белый рыжий пихарь по фамилии Лонмаут.
Последним, элегантный как рояль, заруливает дядя Димон. Ты невольно напрягаешься в ожидании хотя бы скандала, но нет, ему просто поставят табуреточку на углу стола, и посмотрят со значением друг на друга. Все, дядя Димон на балу не проявит себя никак.
Не считать же за событие, что он подкатил к дочке Веларионов и обменялся парой реплик с Рейнирой.
Следом еще более эффектно в зал выходит Алисента в своем зеленом платье. Холодная гордая, у короля аж сердце екнуло, не узнает свою милую жену. Льщу Визерису, что он в этот миг осознал, что пытаясь сохранить дочь, потерял преданную Алису, только он все равно не понял почему так случилось, так что продолжит делать новые ошибки.
Короче, все поняли, что Алиса перестала быть милой и удобной, и очень встревожились, когда она процедила Рейнире «падчерица». И ты опять ждешь чего-то эдакого, но в своем сногсшибательном многозначительном платье Алисента всего лишь разок подойдет к дяде, обменяться дежурными фразами вежливости.
Танец жениха и невесты. Потом танцуют все. Мрачный Коля стоит в карауле. Холодное презрение Алисы, тревога короля… ну хоть что-нибудь произойдет? О! К Димону подходит кузен Ройс, да как подходит! Обвинение, говорит, предъявляю. в убийстве кузины! Думаете, что-то важное? Три раза «ха-ха». Об этом диалоге вообще потом в сериале никто и никогда не вспомнит.
Деймон в танце подходит к Рейнире, а Овца все это время недобро косилась на его флирт с черненькой Грушей Веларион. И вот они лицом к лицу, впервые с того борделя. Он ей, - это не для тебя, твой муж не муж, а на ему «слышь, либо не лезь, либо давай, выкради меня, увези на Драконий камень и сделай своей женой»… И ты, конечно, понимаешь, что этого не будет, но все-таки в глубине души хочется, чтоб он ее сейчас на плечо закинул и улетел на драконе. И король аж со стула подскочил…
Нет. Потому что дальше начинается лютейшая и позорнейшая хрень, которую смело можно ставить в один ряд с Ведьмаком и отрезанной головой Гедвиги.
Оказывается, важным на этом балу был рыжий пихарь. Он отслеживал обстановку и гостей, оценил мрачные взгляды Коли на принцессу и поторопился сообщить своему бойфренду, что вычислил любовника, кто «запятнал свой белый плащ девственной кровью твоей невесты». А поскольку рыжий не динозавр, и мозгов у него нет и в жопе, у его жопы другие функции, - он подгреб к Коле.
Заход феерический: я, значица, Рыцарь Поцелуев, сир Лейнор дорог мне – как вам принцесса, так что поклянемся же хранить их и их тайны…
Хм, вот как бы поточнее выразить всю полноту моих впечатлений…
Вопроса, почему Коля сорвался, - после повторного вдумчивого просмотра у меня больше не стоит. Потому что больше унизить Колю было уже невозможно, разве что и впрямь член достать и по мордасам потыкать. Мало того, что принцесса держит его за ночную игрушку, так еще его на одну доску с вот этим Поцелуйщиком поставили. Хорошо, теперь в его бешенную аффективную реакцию я верю. Верю, что он мог от омерзения забить наглого тридвараса башкой об пол, выплескивая все накопившееся напряжение.
Я не верю в то, как это показано, и в то, что происходит потом.
Вот чисто технически. Одновременно показывают как кто-то испуганно вопит, придворные начинают куда-то в панике ломиться, едва не затаптывают принцессу, так что начальнику полиции Харвину Стронгу приходится бросится в толпу и тоже кулаками пробивать к ней дорогу. (Последнее – без комментариев. Дворяне, епт. Скотник Макар, доярка Маня и бригада пьяных механизаторов у сельской дискотеки) Тут же показывают, как Коля забивает Рыжего в пол, а придворные стоят вокруг и азартно за этим наблюдают. Так у вас гости испугались неизвестно чего и побежали спасаться, или это они так торопились посмотреть на драку?
А то вон, Негритенок Кузя, который пытался оттащить озверевшего Колю от своего полюбовника, сначала схлопотал в табло от Коли, а потом и от подскочившего Ланистера. А чё не так-то, хорошо ж, весело, какая свадьба без драки… О том, чтобы разнять дерущихся, скрутить однозначно поехавшего Колю, - речи даже не идет. Не только у всех этих благородных господ, которые вообще-то воины поголовно, но даже у стражи королевской. Ну пи*дит их коллега кого-то голыми руками прямо перед королем и всем цветом Вестероса, ну и пусть пи*дит, значит за дело, значит так надо, - так что ли? Вы в своем уме, а? Насколько нужно отстать от поезда развития, чтобы такое придумать?
Придумать, как в пиршественной зале, среди объедков и луж крови, септон венчает одинаково зареванных Кузю и Овцу? У меня даже нецензурных слов не осталось, в зобу дыханье сперло.
Я бы очень хотела, - всей душой, - похвалить коротенькую сцену в конце между Колем и Алисентой. Но не могу. Мы видим, как Кристен Коль сгорбившись бредет к чардреву. Белый свой плащ волочет по грязи, - отличный символ! Зритель понимает, что он считает себя конченным человеком, и он действительно достает кинжал и собирается устроить себе сепуку, но тут его окликает Алисента и он смотрит на нее как на чудо господне… Прекрасно! Верю!
Не в последнюю очередь потому, что после такой выходки сир Кристон Коль действительно был бы конченным человеком. Какое там положение, карьера, честолюбие… Если бы он не задавился сам, то его бы казнили, ну может быть, из особой милости – на Стену. И никакое бы заступничество королевы бы не помогло. Он убийца и опасный псих, потому что он не на дуэли убил, не в поединке. Он такого же дворянина, и даже наверняка более знатного, вассала дома Веларионов, кулаком забил на пиру. На этом все, писец котенку.
И да, я в курсе, что в каноне Коль тоже убил этого Поцелуйного Рыцаря. НО! Он убил его на турнире. Это принципиальная разница! Потому что турнир, хоть и спорт, но спорт опасный. Случалось разное, вон, целый король Франции Генрих 2й на турнире погиб, о чем Дюма большую книжку написал про приключения и любовь. Там и вмешательства королевы не обязательно, потому как к гибели Рыжего на турнире были бы вопросы только в том случае, если бы Коль грубо нарушил правила, допустил не джентельменское поведение.
Что у нас в сериале? В сериале конченному отморозку, замочившему за здорово живешь другого благородного дона на глазах у высшего света королевства, - ничего не будет. Как обычно, - убил и убил, кого надо, того и убил. Хотя сама арка с терзаниями Коли – выстроена хорошо, последовательно.
Ну вот как так получается-то? Здесь хорошо, здесь – лютая дичь, а тут вообще рыбу заворачивали? Начните уже в сценарной комнате читать то, что вы понаписали с напарниками и как-то согласовывать, а!
Эх, продолжение следует.