Найти тему
Цвет времени

Наши народные песни и танцы

Мы русские - восточнославянский народ, причем самый многочисленный в России и Европе. А сколько существует крупных общин по всему миру! Давние традиции и обычаи, привычки, фольклор многогранны, наверное, невозможно все перечислить.

Вот возьмем например, наши песни. Особенно народные, ох и красивые они, певучие, звучные, мелодичные, а у них нет определенного автора, имена их канули в лету, они выходят именно из народа, потому так и называются.

Народные песни слагали скорей всего крестьяне. Они их слагали из повседневности, посвящали временам года, цветению деревьев и лугов, слагали песни о сборе урожая тогда в старину, когда работали на полях целыми деревнями. А еще посвящали песни сказочным и мистическим явлениям, слагали шуточные и другие. Эти песни и составляют фольклор, помогают понять, какими были традиции давным-давно, о чем люди волновались и печалились, а какие песни вселяли радость и даже гордость.

Существует такая история, что в далекие временна, еще до времен Петра первого эти народные песни называли бесовскими, относились к ним с подозрением. А Царь лично приказывал уничтожать музыкальные инструменты, которые находили в крестьянских домах, гусли или домры. Ну во времена Петра первого отношение к фольклору изменилось, стало намного лучше. И вновь появились новые жанры, новые герои, о которых слагались народные песни.

Теперь стали петь не только об удалых воинах, но и о солдатах, о природе, о любви. А на ряду с народной песней пели городские романсы. Романсы полюбили в основном городские жители.

Со временем стали появляться известные композиторы, такие, как Михаил Глинка, о жизни и музыке которых передавалось по «сарафанному радио», и народные песни уже вызывали интерес и уважение.

Такая песня, как «Дубинушка» была уже популярной. Но она с течением времени меняла смысл. Вначале эта была песня бурлаков, а потом уже стала революционной песней. Эту песню переписывали от руки в самодельные песенники, которые дошли из глубины веков. Потом эту песню пели уже не бурлаки, обремененные тяжкой работой, а пели рабочие, студенты и солдаты, недовольные царским режимом. А в начале двадцатого века её исполнил Федор Шаляпин своим мощным и завораживающим голосом. Его раскатистый и грозный голос слушали многие и этот голос как раз и подходил к исполнению этой песни.

Песня «Калинка-Малинка» тоже до нашего времени знаменита и любима. Автором её был бывший офицер и музыкальный критик Иван Ларионов из Саратова, живший в девятнадцатом веке. Песня сразу полюбилась его землякам и её передавали из уст в уста, постепенно разлетелась по всей стране. Так и стала эта песня народной. А уже в советские времена «Калинка-Малинка» по-новому зазвучала, когда её исполнял ансамбль имени Александрова.

А вот еще одна старинная народная песня: «Черный ворон, что ж ты вьешься надо мной…», её создал унтер-офицер Невского полка Николай Веревкин, который служил при Николае первом. Написал он не одну песню, создавал именно духоподъемные, когда участвовал в русско-турецкой войне. Так и превратилась эта песня тоже в народную.

Огромное количество народных песен любят и поют наши люди, артисты, а если перечислять песни, то получится огромный список, такие как: «По дону гуляет казак молодой», «Ой мороз-мороз», «Коробейники», «По диким степям Забайкалья», «Златые горы», «вдоль по Питерской», «Посею лебеду» и множество других.

Мы любим наши народные песни за любовь к своему народу, Родине, патриотизму, они легки и прекрасны, ярко выражаются эти чувства в них. Наши бабушки и деды, матери пели эти песни на семейных праздниках. Ни одно застолье не обходилось без них. Наши народные песни – это конечно отдельный вид искусства, интересного и самобытного. Оказывается, существует много видов русских народных песен: русские былины, сибирские былины, баллады, скоморошницы, ямщицкие, солдатские, обрядовые песни, святочные, масленичные, свадебные, традиционные лирические и еще много-много.

Частушки

А чего стоят наши частушки! Ох и любили наши предки распевать старинные частушки, диву даешься – частушки на любую тему. Поются они обычно под аккомпанемент балалайки или гармони. Они очень популярны и в наше время. Незамысловатые четверостишия, такая же простая мелодия, а на душе от них становится весело и радостн, и исполнять то их просто. Да и качество исполнения наших частушек не считается самым важным, главное это делать с душой и искренне. Частушка – элемент нашего фольклора.

Из истории мы знаем, что частушки возникли где-то в конце девятнадцатого века именно, как сельский фольклор. А развитие частушки получили именно после становления советской власти.

Русский народный танец

Помимо народных песен, частушек у нас в традиции есть народные танцы – кадриль, хоровод, русская пляска «трепак», «барыня», «казачок» «комаринская», танок, вальс и даже танцы с медведем и еще много.

Из истории народных танцев известно, что они зародились в глубокой древности, а в основе многих из них были ритуальные пляски жрецов, шаманов. Постепенно они утратили свое мистическое значение и стали праздничным развлечением.

Русские народные танцы – это веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Это характеристика русского человека яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку.

Русский народный танец исполнялся по-своему в зависимости от местности. Например, на Севере он исполнялся степенно и величаво. В Центральной части по-разному – то лирично и спокойно, а то живо и весело. А вот в южной части – с удалью и задором. Кроме того, женский танец исполняелся плавно, женственно, для них характерны задушевность, благородство. А мужской танец отличаелся жизнерадостностью, размахом, иногда юмором.

       эх, развернись душа
эх, развернись душа

Существуют танцы обрядовые и календарно-обрядовые, имеются в виду трудовые процессы – ткачество, жатва, посев. Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц.

На Руси всегда плясали, ни один праздник не обходился без танца и до сих пор не обходится. У нас душа так устроена – если она поет, то ноги сами пускаются в пляс. А в общем-то сколько на Руси народностей, столько и танцев. Даже можно сказать, что наш танец – это характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру!

Из истории известно, что танцоры исполняли разные прыжки, трюки в народных танцах, чтобы согреться, ведь в основном все важные праздники отмечались на Руси зимой и осенью. Так и становилось на душе тепло и весело. А в наше время на сцене прыжки и трюки стали изюминкой и отличным способом зажечь зал и увлечь зрителей.

Есть такой праздник у нас Иван Купала. Так вот в древности в эту ночь танцы исполнялись на плотах. Девушки по реке пускали венки с зажженными свечами, и кто из парней выловит венок, считался её женихом. Танец в эту ночь был ритуальным, ведь именно в эту ночь девушки искали себе жениха.

А еще существовал очень старинный танец с медведями. Он зародился во времена Вещего Олега, когда князь праздновал свою победу над греками в Киеве, танцоры переодевались в медведей и танцевали с настоящими медведями, этот танец считался традиционным.

Дошедшие из глубины веков и до наших дней народные песни и танцы остаются в наших душах, ни одно праздничное мероприятие не обходится без них, ведь наша душа всегда просила и просит праздника. Потому что русская душа широка и благородна.

Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/russkie-narodnye-pesni/

Благодарю Вас, что читаете меня, подписывайтесь, ставьте лайки, буду очень признательна.