Найти в Дзене

Выходное интервью: кто-то теряет, а кто-то находит

Никаких страшных слов и уж тем более страшных смыслов. Просто люди иногда увольняются. Это нормально и происходит по разным причинам, начиная желанием попробовать себя на другой позиции до переезда или произошедшей конфликтной ситуации.

Выходное интервью (или, по американской старнике, exit-interview) — конструктивная беседа с сотрудником, который решил увольняться, или с тем, у кого только появилось это намерение. Обычно такое интервью проводит сотрудник HR-отдела. И вот для чего:

  • помогает понять, можно ли удержать сотрудника в компании
  • предотвращает вероятное конфликтное увольнение
  • помогает получить честный фидбек о работе в компании
  • позволяет сохранить лояльность сотрудника бренду

Вопросы, которые можно задать во время проведения интервью при увольнении, могут быть самыми разными – смотря какую информацию эйчар хочет получить в итоге. Для этого чаще всего формируется анкета. Однако при ее создании часто допускается серьёзная ошибка: эйчар исходит из того, что сотруднику плохо работать в компании, и он хочет сбежать оттуда.

На самом деле сотрудник может искать работу не потому, что его что-то не устраивает в компании, а просто потому, что он по своей природе будет искать что-то лучшее. Другими словами, мотивация уйти формируется по принципу «Не от, а к»: «Не потому, что мне плохо здесь, а потому что лучше там».

К привычному перечню вопросов, которые для удобства делятся на 3 больших категории (техническое обеспечение, культура компании и рабочее окружение), можно добавить еще 3 вопроса:

  1. Куда ушел сотрудник (компания и позиция)
  2. Ушел человек с повышением или без повышения
  3. Что конкретно привлекло человека в новой компании (например, лучшие условия вахты, безопаснее работа, внимательнее отношение вышестоящих и прочее)

В идеале после проведения такого выходного интервью можно и нужно вернуться к уже бывшему сотруднику через несколько месяцев и спросить его, чем новая компания отличается от предыдущей. Это будет неким бенчмарком, чтобы понять сильные и слабые стороны компании, а главное, впоследствии сформировать по-настоящему крутое ценностное предложение работодателя.