Найти в Дзене

Собираетесь работать с контрагентом? - Как проверить компанию? Как не заключить договор с вечным должником?

Оглавление

Мы ежедневно изучаем десятки различных компаний с точки зрения возможности взыскать с них долги. И почти каждый день сталкиваемся с печальными случаями безнадежных долгов.

Частый пример историй наших клиентов: "Получил счет (часто на очень привлекательных финансовых условиях), отправил предоплату, не получил товар, контрагент товар не поставил и перестал отвечать на звонки / в меседжерах и т.д., то есть, пропал, деньги не вернулись)". Самое обидное: часто деньги сразу очевидно отправляются "на деревню дедушке".

Вычислить недобросовестного контрагента часто можно еще до заключения сделки и перевода такой невозвратной предоплаты.

При большом количестве открытых и доступных источников информации даже небольшая компания в состоянии правильно выбрать партнеров и сильно снизить риски появления безнадежных долгов.

По каким параметрам проверить организацию перед заключением с ней сделки?

Основные риски при выборе контрагента

На этапе выбора контрагента (покупателя, заказчика, поставщика) и принятия решения о работе с ним необходимо внимательно проанализировать все риски работы с данным контрагентом. С точки зрения возможного образования плохих долгов наиболее важными являются две группы рисков — правовые и финансово-экономические.

К правовым рискам, которые необходимо учитывать при принятии решения о работе с контрагентом можно отнести:

  1. соотношение общего объема поданных к контрагенту исков за предшествующий год и значения годовой выручки контрагента;
  2. наличие опубликованных за последние 30 дней намерений кредиторов обратиться в суд с заявлением о банкротстве контрагента;
  3. наличие в производстве арбитражного суда непрекращенных (либо прекращенных в связи с отсутствием у должника имущества для финансирования процедуры банкротства) дел о банкротстве контрагента;
  4. наличие значительного (более 10 %) относительно годовой выручки контрагента объема неисполненных исполнительных производств;
  5. наличие арестов счетов контрагента налоговым органом;
  6. внесение контрагента, основная деятельность которого связана с участием в государственных закупках, в реестр недобросовестных поставщиков;
  7. подача банками — кредиторами контрагента исков в суд о взыскании с контрагента значительных сумм денежных средств;
  8. регулярное использование контрагентом при рассмотрении в арбитражных судах дел о взыскании задолженностей контрагента различных юридических уловок, направленных на избежание платежей контрагента по его долгам (таких, как оспаривание полномочий лиц, принявших от имени контрагента товар / работу / услугу и т.п.).

Например, если объем (в денежном выражении) поданных к контрагенту за предшествующий год исков составляет хотя бы 10 % от годовой выручки контрагента (то есть, больше его месячной выручки), это уже как минимум повод более пристально изучить контрагента. Если этот показатель превышает 50 %, то риск не получить свои деньги при работе с таким контрагентом на условиях отсрочки платежа очень велик.

Кроме сумм исков, стоит изучить, какие требования предъявляют контрагенту. Для этого нужно открыть и изучить судебные документы по отдельным делам (например, определения, решения судов). Если от контрагента требуют возвратить неотработанные авансы или авансы за непоставленные товары, очевидно, что ему не стоит не только перечислять предоплату, но и вообще следует отказаться от работы с ним.

Данные о количестве и суммах исков кредиторов к контрагенту можно получить в открытом доступе на сайте картотеки арбитражных дел https://kad.arbitr.ru/ или используя такие сервисы, как Контур.Фокус, Casebook, Rusprofile и т. п. В этих сервисах также доступны данные о выручке и иных показателях экономической деятельности компаний.

Если есть опубликованное за последние 30 дней намерение кредитора обратиться в суд с заявлением о признании контрагента банкротом, это означает, что даже после вступления в силу решения суда о взыскании с контрагента задолженности, он не исполнил решение добровольно, что заставило кредитора опубликовать намерение.

Публикацию таких сообщений можно отслеживать на портале Федресурс https://fedresurs.ru/. При этом, поскольку из сообщения видно, кем оно опубликовано, найдя на сайте https://kad.arbitr.ru/ дело с участием вашего потенциального контрагента и публикатора сообщения, вы увидите, какой именно долг не выплачивает потенциальный контрагент.

В самом плохом случае публикация такого намерения может означать возможное банкротство вашего потенциального контрагента. Поэтому при обнаружении такой публикации оптимально отказаться от сделки с контрагентом до разрешения судьбы такой публикации (она может быть аннулирована кредитором, что может означать погашение долга, либо ее действие прекратится, если по истечении 30 дней не будет подано заявление о признании должника банкротом).

Такой же выжидательный вариант поведения оптимален и при подаче в арбитражный суд заявления о признании контрагента банкротом — в таком случае лучше не вступать в отношения с контрагентом до прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением контрагентом задолженности.

Такие факторы, как наличие у контрагента значительного объема неисполненных исполнительных производств, наличие арестов счетов контрагента налоговым органом, подача банками — кредиторами контрагента исков в суд о взыскании с контрагента значительных сумм денежных средств свидетельствуют о систематическом неисполнении контрагентом денежных обязательств, причем, два последних фактора свидетельствуют о том, что контрагент не платит по долгам даже ключевым кредиторам (налоговому органу и банкам), стоит ли иметь дело с таким контрагентом?

Проверить, арестованы ли счета должника налоговым органом можно на сайте: https://service.nalog.ru/bi.do . Для получения ответа на запрос необходимо отметить: Запрос о действующих решениях о приостановлении, ввести БИК любого банка, а также ИНН контрагента.

К финансово-экономическим рискам, которые необходимо учитывать при принятии решения о работе с контрагентом можно отнести:

  1. низкое для компаний данной отрасли значение объема выручки контрагента;
  2. отсутствие у контрагента значимых основных средств и иных активов;
  3. малое количество работников у контрагента;
  4. с момента регистрации контрагента в качестве юридического лица прошло менее двух лет;
  5. наличие существенных достоверных негативных отзывов о неисполнении контрагентом денежных обязательств;
  6. контрагент предлагает экономически необоснованно низкие цены.

Показатель выручки контрагента необходимо оценивать с учетом отрасли, в которой работает контрагент, а также необходимо учитывать значения данного показателя за несколько лет. Значение показателя выручки, которое будет высоким для контрагента из сферы услуг, может являться низким для контрагента, который занимается оптовой торговлей. Если показатель выручки контрагента был стабильно низким, но существенно вырос в последнем отчетном году, это является сигналом для более подробного изучения данного контрагента с учетом других показателей риска.

Особенно следует отметить, что никак не свидетельствует о надежности контрагента его большой уставный капитал. В последнее время, напротив, наблюдались случаи, когда раздувание значения уставного капитала использовалось в мошеннических схемах для формирования доверия к компании-поставщику с целью получения аванса без намерения совершать поставку авансированного товара.

Если с момента регистрации контрагента в качестве юридического лица прошло менее двух лет, работать с таким контрагентом, особенно на условиях отсрочки платежа, рискованно, в том числе и потому, что в открытом доступе будут практически отсутствовать объективные данные о деятельности такого контрагента, в связи с чем, невозможно будет провести его оценку.

Как применять анализ контрагента по различным рискам?

Только анализ контрагента с точки зрения всех правовых и финансово-экономических рисков поможет принять взвешенное решение о возможности работы с таким контрагентом.

Например, само по себе наличие в открытых источниках информации негативных отзывов о неисполнении контрагентом денежных обязательств при отсутствии в картотеке арбитражных дел исков к контрагенту о взыскании задолженностей вызывает вопрос о достоверности таких отзывов.

Низкое значение показателя выручки контрагента при наличии у него существенных активов, работников и отсутствии существенных правовых рисков также не свидетельствует о том, что контрагент не исполнит свои обязательства.

Даже недавно (менее года назад) учрежденная компания может быть надежным контрагентом, будучи учрежденной, например, крупным учредителем (скажем, крупной госкомпанией) для выполнения большого проекта.

Когда точно не стоит работать с контрагентом?

Точно не стоит работать с организацией, если есть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) общий объем поданных к контрагенту исков в денежном выражении превышает 50 % от годовой выручки контрагента;

2) имеются опубликованные за последние 30 дней намерения кредиторов обратиться в суд с заявлением о банкротстве контрагента;

3) имеются не прекращенные дела о несостоятельности контрагента, не рассмотренные и не возвращенные заявления о несостоятельности контрагента;

4) в отношении контрагента имеются исполнительные производства с непогашенной задолженностью, общий объем которой превышает 30 % от годовой выручки контрагента;

5) имеется несколько решений налоговых органов (от разных дат) об аресте счетов контрагента;

6) банк подал заявление о взыскании с контрагента значительной относительно выручки контрагента суммы денежных средств;

Возьмите за обязательное правило в вашей компании осуществлять проверку ваших потенциальных контрагентов с точки зрения наличия связанных с ними рисков из указанных двух групп.

Каких контрагентов нужно проверять?

Проводите проверку в отношении всех контрагентов, кем бы они ни были, и отказывайтесь от работы с контрагентами, риски работы с которыми высоки.

Например, многие полагают, что поставляя товар (выполняя работу либо оказывая услугу) государственной либо просто очень крупной организации, можно быть уверенным в получении оплаты в любом случае.

Данное утверждение, конечно, верно, когда речь идет о таких контрагентах, как «РЖД», «Газпром» и т. п., однако, в работе с государственными компаниями «второго эшелона», такими, например, как различные государственные унитарные предприятия и даже государственные акционерные общества, например, из сферы специального строительства и ЖКХ, могут возникнуть и регулярно возникают проблемы неплатежей, в том числе ситуации «вечных» неплатежей.

Такие организации зачастую переводят все расчеты на специальные или залоговые счета, правовой режим которых не предполагает взыскания денежных средств с данных счетов в рамках исполнительных производств. На обыкновенных расчетных счетах денежные средства у таких организаций отсутствуют. Судебные приставы и кредиторы не могут «добраться» до денег таких организаций.

Банкротство также может не являться угрозой для таких организаций, поскольку часто они являются субъектами естественной монополии, обанкротить которые практически невозможно.

Таким образом, с виду надежные организации часто на практике оказываются «вечными» должниками, которые, тем не менее, продолжают свою деятельность, раздувая свои «вечные» долги за счет новых поставщиков и исполнителей, не проведших тщательную проверку контрагента.

В то же время, ненадлежащая платежная дисциплина таких организаций зачастую лежит на поверхности и обнаружить ее можно, например, проверив объем исков к такой организации о взыскании с нее денежных средств и объем открытых исполнительных производств, в также то, какое время эти исполнительные производства остаются неисполненными (часто такие долги не погашаются годами).

Выполнять проверку большинства контрагентов по указанным выше рискам могут менеджеры по продажам / закупкам, непосредственно перед заключением сделок с такими контрагентами. При возникновении затруднительных или неоднозначных ситуаций к таким проверкам могут быть привлечены юристы компании.

Не полагайтесь на "авось" в выботе контрагента, пользуйтесь открытыми источниками данных, проверяйте тех, с кем собираетесь работать, и такая предусмотрительность поможет вам избежать большей части проблем безнадежных долгов.

Если перед Вами уже возник долг организации, получите бесплатную консультацию по вопросу возможности его взыскания. Для этого пришлите мне ИНН должника и сумму долга - пишите мне в Whatsapp, пишите мне в Телеграм или звоните +7 926 589 86 80. Будем рады помочь Вам во взыскании долга.

Читайте также:

Почему работа с государственной организацией - не всегда гарантия получения оплаты? Приемы гос.должников, чтобы не платить по долгам.

Чек-лист: Как взыскать долг юридического лица по исполнительному листу?