Пьесу читать всегда трудно. Поскольку она отличается от художественного произведения своей сухостью. Поэтому, приступая к чтению пьесы Александра Исаевича Солженицына, я был готов её бросить. Это была первая пьеса драматической трилогии Солженицына «1945 год». Она называлась «Пир победителей». Как же она меня увлекла и потрясла! Думал, перед сном прочту пару строк, остальное оставлю на потом. Ага! Полночи читал, пока не закончил, утром еле проснулся. Какая же сильная пьеса, я и подумать не мог! И звучит она, как приговор сталинскому режиму.
В её основе, судьба угнанной в немецкий плен девушки Глафиры. По-разному складывались судьбы угнанных в плен советских граждан. Большинство из них ждал сначала немецкий, а потом советский лагерь. Единицам, после немецкого плена, удавалось избежать советского лагеря. Некоторые девушки попадали прислугой в дома немецких богатеев. Вот и Глафира попала прислугой в немецкий дом, там в неё влюбился офицер из русской освободительной армии Власова. С ним она смогла учиться музыки в Вене. Вернулась в немецкий дом, где работала прислугой, а тут внезапное наступление советских войск. Глаша остается в доме, который отдается под войсковой штаб. Действие пьесы происходит во время дня рождения одного из советских офицеров. На том дне рождения она и встречает знакомого Нержина, командира батареи звуковой разведки. Глафира открывается ему, и Нержин всеми силами пытается ей помочь. Но Глафира стремиться туда, в окруженную немецкую группировку, к своему любимому. Нержин отговаривает её. Глафира произносит монолог о советской действительности:
«Таков наш уговор!
Не убеждай, напрасных слов не трать.
И он застрелится. Живым его не взять!
С-С-С-Р ! Ведь это лес дремучий!
Дремучий лес!
Законов нет, есть власть - хватать и мучить
По конституции и без.
Доносы, сыщики, анкеты,
Лауреаты и банкеты,
Магнито горски и онучи -
Страна чудес!
Страна измотанных, запуганных голодных,
Трибуны главарей – один в один, как боровы,
Туристам западным – зажиточность
потёмкинских колхозов,
Для школьников – доносчик на родителей Морозов,
Пять Франций – лагеря вдоль Вычегды и Камы,
Куда ни глянь – то вдовья боязно отёртая слеза,
Аплодисменты,
Сто процентов
ЗА!!!
Страна чудес, за голод и невзгоды
Единым выдохом хвалебные акафисты и оды!
Страна чудес, где целые народы
- Коммунистические чудеса –
Переселяют в глубь Сибири
За двадцать и четыре
Часа!
Ваш Рокоссовский не вчера ли
Еще был зэк,
Не человек,
В Сибири где-то, на лесном повале
Не то стволы пилил, не то грузил на баржи,
Сегодня вызван, нужен, маршал, -
А завтра может быть опять его в тайгу??
Ой, не могу…!»
Не правда ли, хлёстко написано про сталинский режим? Хлёстко и метко! И вот, что удивительно для советского народа. Сознавая и открыто обсуждая существующий режим, народ идёт в бой за Родину. Дескать, победим врага, а там, глядишь, и порядок наведём. Ан, нет! Многие пройдут через лагеря советского послевоенного периода. Сколько их там сгинет, кто знает?!
Ярко автор пьесы вырисовывает старшего лейтенанта, уполномоченного Гриднева, как образ офицера СМЕРШа, как подлинного представителя власти. Во всем он видит подвох, антисоветскую деятельность, шпионов и вредителей.
«Майков (капитан, начальник штаба)
«Да поросёнок розовый. Дерьмом чекистским напихали
В училище НКВД.
Весь мир его - училище: как одевали, как кормили,
Да, как людей собаками травили ... «
Чекист Гриднев и сам признается, что кроме марксизма-ленинизма и шпионологии его ничему не учили. Он даже не знает, как автомат использовать. Но пришёл зорко следить за военными. Он сразу увидел в Глаше шпионку, перебежчицу и предателя. Сразу взял на карандаш и других предупредил о ней. Какой точный образ работника СМЕРШа! Вот такие всезнайки и пытались рулить государством. Ну и нарулили!
В пьесе всё интересно. Интересно проступающий контраст жизни советских граждан и немцев. Интересно поведение советских офицеров в оставленном богатом замке, их взгляды на убранство, посуду, вина.
Как это знакомо! Приходишь с визитом дружбы в Финляндию, идёшь на берег, заходишь в мясную лавку. А там 45 сортов копченой и 25 сортов вареной колбасы. Чудо какое, в наших магазинах только ливерная (в народе: сиськи-письки), да и то, по четвергам с утра. Как так-то!? Замполит верещит, что это витрина загнивающего Запада, а на этом Западе люди ходят довольные и не гниют. Верещит, чтобы не поддавались на буржуазную пропаганду, не покупали домой финскую колбасу. Нас в город отпускали пятерками. Трое отвлекают замполита, один на шухере стоит, один колбасы скупает. В вечером в каюте минера,.. под водочку…. Какая дегустация была! Как вспомнишь о том, как офицеры тайком колбасу покупали, смех, да и только. О, время было!!! А некоторые комментаторы мне пишут, что в СССР было всё хорошо, благодать, да и только. В обкомах партии очень может быть, в стране же было хреново, прямо скажем.
Еще раз повторюсь, пьеса потрясающая по своему содержанию. Написанная в стихах, она еще больше волнует душу, понимаешь вдруг отчетливо, что именно так оно и было. Солженицын, как всегда, написал истинную, оголённую как нерв, правду. Никого не волновали судьбы угнанных в плен. Подспудно появляется множество вопросов. Например, а как допустили, что было угнано столько народа? Кто из партийных чинов за это ответил? Наивно? Может быть.
Пьеса «Пир победителей» была написана Солженицыным в 1951 году в Экибастузском лагере Казахстана. Некоторые отрывки он составлял только в уме, ежемесячно повторяя, чтобы не забыть. Другие части записывал на клочках бумаги и запоминал, клочки же уничтожал. Весь сочиненный текст Солженицын постоянно повторял в памяти, чтобы не забыть. Впервые пьеса была полностью записана в 1953 году в ссылке в Кок-Тереке, была закопана и пролежала в земле пока Солженицын лечился в ташкентской клинике. В 1965 году один экземпляр пьесы, хранившейся в тайне, попал в руки КГБ СССР. Я представляю, как им было не по себе, когда они познакомились с Гридневым из СМЕРШа – героем пьесы. Этот экземпляр был распечатан закрытым тиражом для своей номенклатуры.
В пьесе «Пир победителей» Солженицын описывает эпизод своей службы в годы войны. Действие происходит зимой в Восточной Пруссии, где Александр Исаевич Солженицын командовал батареей звуковой разведки. Он уже описывал свои фронтовые будни в гениальных Крохотках. Здесь я писал о них. Пьеса содержит личные впечатления о памятнике победы немецких войск над армией генерала Самсонова в Первую мировую войну. Таких памятников было много. Сам нашел подобный в лесах под Калининградом. Капитан Доброхотов – Майков, реальное лицо, был убит весной 1945 года.
Я всем рекомендую прочесть эту пьесу. Даже тем, кто люто ненавидит Солженицына, повторяя про него небылицы, придуманными врагами Александра Исаевича.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал