Этой осенью транспортные предприятия обещали Казани коллапс: он должен был начаться с 1 сентября, когда в школы и университеты поедут обучающиеся, а на золотую осень в столице Татарстана приедут посмотреть туристы. Если в первый день сентября всё было спокойно, то чуть позже перевозчики действительно почувствовали на себе нескончаемый пассажиропоток и постоянные поломки транспорта. Ежедневные сходы с маршрута стали уже обыденностью.
Всё лето транспортные предприятия жаловались на отсутствие нормально транспорта: новых автобусов они не видели уже 10 лет. Действующие уже изжили себя, поэтому поломки учащаются, на ремонт уходит все больше времени. Как рассказал нам заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов, ежедневно ломается 30%-35% автобусов, поскольку они не выдерживают нагрузки. Бывает, что автобусы задерживаются на 20-30 минут, поэтому в чудом приехавший транспорт пытаются попасть все пассажиры, ожидавшие его долгое время.
Тут местные жители то не могут пробиться в автобусы, туристы в основном пользуются метро и такси, — говорит Юсупов. Однако терпеть осталось не долго: вскоре в Татарстане должны появится новые автобусы для муниципальных и межмуниципальных поездок. По федеральной программе всего их должны закупить 400 штук.
«С КАЖДЫМ ДНЁМ ВЫХОДИТ ВСЁ МЕНЬШЕ АВТОБУСОВ»
Пока новые автобусы не завезли, приходиться ездить на старых. Всего республике требуется заменить более 250 автобусов. У некоторых ПАТП необходимо обновить более 50% автопарка. Сделать они это не могут из-за отсутствия средств: всё уходит на запчасти, топливо и ремонт.
У нас ситуация стандартная, работаем в штатном режиме. Сейчас проблема такая, что поднялись цены на солярку — почти на три рубля (с 57 рублей до 59 за литр), — говорит руководитель МУП ПАТП-2 Альберт Мухаметшин. - Надеемся, что если речь о смене автобусов зашла, то уже в скорейшем будущем их поменяют на новые.
Сейчас в Казани ездят автобусы марки «НЕФАЗ», «МАЗ», «ПАЗ 3237» и «LOTOS-206», то есть половина транспорта нашего производства (из нефтекамского, башкирского и челнинского заводов), вторая часть - белорусского. Обслуживание каждой единицы техники зависит от марки, его даты выпуска и длительности эксплуатации. Цены на новые автобусы директора ПАТП говорить вслух не решаются.
Там такая стоимость, которую вы ни с чем не сравните, — говорит представитель автобусного предприятия.
Более того, всё зависит от поломок. К примеру, если сломается двигатель, то он будет стоить два миллиона рублей, коробка передач — миллион, поменять смазку — сорок тысяч.
Если автобус «НЕФАЗ», то у него от отечественного только название. Все внутренности, двигатели — они импортные: китайские или немецкие. Ждать их недолго: большая часть есть на складах поставщиков, но цена, конечно, кусается, — говорит Юсупов. - Стоимость сейчас постоянно повышается, потому что она привязана к валюте.
Помимо повышение цен на топливо, ремонтники испытывают дефицит в кадрах. Проблема, конечно, вечная, но теперь из ПАТП начали уходить и слесари. Причина на поверхности: дело в низких зарплатах, которые не могут конкурировать на рынке труда. Тот же водитель может работать в такси и получать чуть больше, при этом не сидеть за рулём по 12 часов в сутки.
Все просят зарплату поднять. Уходят не только водители, слесаря уже на грани. Эта сфера всегда была такая, тем более, что кадровый голод сейчас везде. А в транспорте он был всегда, потому что это большой труд. Сейчас из-за того, что не можем зарплату платить, уходят не только водители и кондуктора, — объясняет Юсупов. - Всё из-за того, что нам платят неполный объем и не дают поднять цену на проезд. Хотя мы не так просим поднять проезд, как просим, чтобы нам платили за льготников. В среднем они платят 21 рубль, когда проезд стоит 35 рублей. Цены на дизельное топливо и запчасти высокие, потому что они все импортные — на нас влияет поднятие курса доллара. Курс юаней ещё поднялся — сейчас 13 рублей, а было меньше 10. Всё это сказывается.
Транспортники уже и не знают, как решать перечисленные проблемы самостоятельно. Сейчас для них главное — получать полную компенсацию за льготников от государства.
С каждым днём выходит всё меньше автобусов. Это просто проблема накопительная. Мы тогда сказали, что в сентябре будет ощущаться коллапс, а потом вы написали, что вот коллапса не случилось. В один день он не случается. Это же накопительный эффект. Становится всё хуже и хуже, в какой-то момент просто «бац» - и транспорта нет. Тогда мы повторим пример Лениногорска, Нижнекамска, Альметьевска, Набережных Челнов. И потом, чтобы они [правительство] не делали, в один день или месяц у них не получится эту сферу возродить, а автобусы заново поставить на колёса, потому что когда транспортники закрываются — уходит вся структура. Транспортники — это база, а ещё есть диспетчеры, склады с запчастями, специализированные боксы для ремонта автобусов. Это всё перестает работать.
ВОССТАНОВИТЬ СФЕРУ БУДЕТ ТЯЖЕЛЕЕ
Для того, чтобы возродить сферу после коллапса, по словам транспортников, придётся вложить как минимум полтора миллиарда рублей в каждое предприятие.
Ранее представители ПАТП надеялись на заключение брутто-контрактов (договор между городом и перевозчиком на выполнение перевозок с оплатой на основе оценки транспортной работы с учетом пробега, а иногда и времени), однако неделю назад на сайте госзакупок появились тендеры на заключение новых пятилетних контрактов на старых условиях. А значит, пока ждать брутто-контракты не стоит. При заключении брутто-контрактов перевозчику оплачиваются только часы работы, которые автобусы провели на маршрутах, а всю оставшуюся выручку будет собирать город (правда, сейчас речи о выпуске не идет - транспортники работают в минус). Существуют еще и нетто-контракты - они действуют в данный момент. Согласно им, государство должно компенсировать убытки транспортных предприятий, а те забирают себе выручку.
У нас, честно говоря, в городе действуют «нетто-контракты курильщика», я их так называю. Потому что у нас фактически компенсируются убытки только от перевозки льготников, а другие (от недостатка пассажиров, к примеру) - нет. У нас из бюджета города и республики не особо горят желанием выделять деньги. Почему-то деньги находятся на всё что угодно, но не на транспорт. К примеру, на театр Камала. Его реконструкция — не срочная проблема, — говорит Дмитрий Сагдеев, урбанист.
Кадровый голод и сломанные автобусы, по словам урбанистов, явно не проблема пассажиров. Они не обязаны страдать из-за отсутствия компромисса между перевозчиками и исполкомом Казани, которые долгие годы не могут наладить работу общественного транспорта.
Автор: Алина КАМАЛЮТДИНОВА
Фото: мэрия Казани / Денис Гордийко
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»