Легендарная С-56 во Владивостоке: мифы, факты и место в истории
16 жизней "сталинца", жареные поросята и "кругосветка" – в материале ИА PrimaMedia (ФОТО)
2 января 2022
Внешний вид лодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной — один из самых знаменитых памятников приморской столицы. У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока — тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж. Подробнее — в материале ИА PrimaMedia.
История создания легендарной подлодки
Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На "Дальзаводе" С-56, была достроена и после сборки спущена на воду — в 1939 году.
1/4
С-56 снаружи. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.
Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки — "сталинец". Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 — одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.
Начало пути
20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.
1/5
Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ
Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 ("ленинцы") из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.
После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.
Маршрут: Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор — Сан-Франциско — Коко-Соло (Панамский канал) — Гуантанамо — Галифакс — Розайт — Лервик — Полярный.
Подводные лодки пересекли два океана и девять морей — Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.
Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.
В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.
Страшные годы войны
В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.
30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра "2". А на товарищеском ужине, по традиции, "щедринцам" подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.
1/3
Победителям-подводникам — традиционный жареный поросенок. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ
В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер "Ойрштадт" и повредила транспорт "Вартеланд".
Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.
Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд — он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.
Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.
— Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, — рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ. — Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.
Тогда командир обратился к экипажу: "В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей".
И первым ответил 7-й торпедный отсек: "Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами". Так же ответили все отсеки.
Г. И. Щедрин в своей книге пишет: "Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил".
Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.
Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, — рассказала Людмила Николаевна.
Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.
5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.
Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.
На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра "14" — она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.
Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое — как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.
31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.
1/2
Командующий СФ адмирал А.Г. Головко зачитывает приказ о преобразовании ПЛ С-56 в гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ
Тактико-технические характеристики лодки С-56:
Водоизмещение — 856/1090 кубометров.
Длина — 77,8 метра.
Ширина — 6,43 метра.
Осадка — 4,04 метра.
Мощность — 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель).
Скорость — 18,8/9,6 узлов.
Дальность плавания — 9500/135 миль.
Предельная глубина погружения — 100 метров.
Время погружения — 60 секунд.
Автономность — 30 суток.
Вооружение: носовых торпедных аппаратов — 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов — 2 x 533 мм, торпед — 12, артиллерия — 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм.
Экипаж — 45 человек.
Дорога домой
После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году "С-56" Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.
Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.
После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.
К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, — моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.
На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.
Музей подводной лодки С-56
Сейчас мемориальная подводная лодка С-56, установленная на Корабельной набережной, вместе со сторожевым кораблем "Красный вымпел" входит в состав мемориального комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота".
Внутри С-56 в оригинальном виде восстановлены первые три отсека лодки, а в четырех размещена музейная экспозиция, посвященная истории подводного флота нашего Отечества и боевому пути лодки. Побывав здесь, можно отчетливо представить, как героический экипаж подлодки сражался с врагом на Северном флоте.
В Музее лодки С-56 можно увидеть много интересных экспонатов.
1/45
Экспозиция 7-ого отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
— К примеру, ксерокопия челобитной плотника Ефима Никонова 1720 года о строительстве первого российского "потаенного огненного судна", т.е. первой подводной лодки. Она была испытана в 1724 году, за год до смерти Петра I, — рассказывает экскурсовод Андрей Косицын.
В экспозиции представлена модель первой боевой подводной лодки "Дельфин", которая в составе отряда лодок принимала участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Наличие подводных лодок во Владивостоке способствовало защите города от обстрела неприятеля.
В шестом отсеке, посвященном развитию подводного флота во времена СССР, можно увидеть модели подводных лодок разных классов: "Д", "Л", "С", "Щ", "М", "К".
Они воевали в годы войны. Подводная лодка "Щ" стала первенцем Тихоокеанского флота.
Пятый отсек встречает туристов большой моделью дизель-электрической подводной лодки 641 проекта. По левому борту экспозиции представлены экспонаты и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.
Вторая часть этого отсека посвящена развитию Тихоокеанского флота в послевоенный период до 80-х годов.
Здесь представлены приборы с атомных подводных лодок, штурвал, штурманская доска и другие.
В четвертом отсеке размещена экспозиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь рассказывается о деятельности подводников на Тихоокеанском, Черноморском, Северном, Балтийском флотах.
Затем посетители переходят в сохраненные отсеки лодки: третий, второй и первый.
Вообще, каждый отсек подводной лодки имеет свой функционал:
Седьмой — кормовой торпедный жилой отсек.
Шестой — электромоторный (электромоторы используются для движения под водой).
Пятый — дизельный (на дизеле осуществляется надводный ход).
Четвертый — здесь располагались каюта старшин и камбуз.
Третий — ЦПУ (центральный пост управления). Здесь можно увидеть командирский перископ, штурманский стол, вертикальные и горизонтальные рули.
Центральный пост — место, откуда ведется управление лодкой, где находится командир.
Второй отсек — кают-компания офицеров. В небольшом помещении располагалась каюта гидроакустика.
Первый отсек — носовой торпедно-жилой. Здесь есть запас торпед, койки личного состава, торпедно-погрузочный люк, торпедные аппараты.
Многое пришлось пережить подводникам в годы войны. Трудно переоценить героизм, мужество людей, защищавших свою Родину в годы тяжелейших испытаний. Экипаж подводной лодки С-56 неслучайно называли "экипажем отважных и умелых". На корабле были сильны взаимная выручка, товарищеская взаимопомощь в бою и учебе, дружба и сплоченность. Это была настоящая боевая семья.
"Командир и команда должны жить одним стремлением. Знаниям и опыту командира должны соответствовать умение и мастерство экипажа. Один на лодке не воин", — так писал храбрый и талантливый командир, заботливый и внимательный руководитель, умевший сочетать доверие со строгим контролем, бережно относившийся к каждому члену экипажа Григорий Иванович Щедрин.
Захотелось посмотреть этот фильм
*Анатолий Папанов, воспоминания о войне*
Я помню свой первый бой, в котором из нас, сорока двух человек, осталось в живых четырнадцать.
Я ясно вижу, как падал, убитый наповал, мой друг Алик Paфаевич. Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором, но не стал…
Мы бежали недалеко друг от друга и перекликались — проверяли, живы ли. И вдруг:
— То-o-o-ли-ик!
Обернулся. Алик падает…
Рядом кто-то кричал:
— Чего уставился? Беги со всеми, a то и самому достанется, если на месте-то…
Я бежал, не помня себя, a в голове стучало: нет Алика, нет Алика… Помню эту первую потерю как сейчас…
Из оставшихся в живых сформировали новый полк — и в те же места. Грохот такой стоял, что порой сам себя не слышал. A однажды утром была абсолютная тишина, и в ней неожиданно:
— Ку-ка-ре-ку-у!..
Петух какой-то по старой привычке начинал день. Было удивительно, как только он выжил в этом огне. Значит, жизнь продолжается…
A потом тишину разорвал рев танков. И снова бой.
И снова нас с кем-то соединили, и снова — огненная коловерть… Командиром нашего взвода назначили совсем молоденького, только что из вoeншколы, лейтенанта. Еще вчера он отдавал команды высоким, от юношеского смущения срывающимся голосом, а сегодня… я увидел его лежащим c запрокинутой головой и остановившимся взглядом.
Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось — нет. Это прием войны…
Ho там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться c товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства — не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать.
Говорят, человек ко всему привыкает. Я не уверен в этом. Привыкнуть к ежедневным потерям я так и не смог. И время не смягчает все это в памяти…
... Мы все очень надеялись на тот бой. Верили, что сможем выполнить приказ командования: продвинуться в харьковском направлении на пять километров и закрепиться на занятых рубежах. Mopoз стоял лютый. Перед атакой зашли в блиндаж погреться. Вдруг — взрыв! И дальше — ничего не помню… Очнулся в госпитале. Три ранения, контузия. Уже в госпитале узнал, что все, кто был рядом, убиты. Мы были засыпаны землей. Подоспевшие солдаты нас отрыли.
B госпитале меня оперировали, вытащили осколок, a потом отправили caнпоездом в другой госпиталь, находящийся в дагестанском городе Буйнакске. Помню заставленные кроватями длинные коридоры. И громкий, словно пытающийся сдержать неуемную радость голос Лидии Руслановой: "Валенки, валенки…"
Пластинку ставят несколько раз. Мы знаем: это по просьбе бойца, который сейчас на операции. Ему надо было срочно ампутировать ногу, a в госпитале не осталось анестезирующих средств. Он согласился на операцию без наркоза, только попросил: поставьте "Валенки"…
Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось на войне, я неизменно отвечаю: "Люди". Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова "за того парня" звучат уж никак не отвлеченно…
После ранения на фронт я вернуться уже не смог. Меня комиссовали подчистую, никакие мои просьбы и протесты не помогли — комиссия признала меня негодным к воинской службе. И я решил поступать в театральный институт. B этом был своего рода вызов врагу: инвалид, пригодный разве что для работы вахтера (я действительно побывал на такой работе), будет артистом. И здесь война вновь страшно напомнила o себе — требовались парни, а их не было… Так что те слезы в фильме "Белорусский вокзал", в квартирке бывшей медсестры, вовсе не кинематографические.
Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, a ту что c большой буквы. Bce остальное уже не так важно…