Найти в Дзене

Что нужно знать про маркировку "Светофор" на пищевой продукции

Оглавление

Многие, кто посещал магазины ВкусВилл уже встречал маркировку "Светофор". Кто-то ее вообще не заметил, а кто-то неправильно понял. Зачем нужна эта цветовая индикация, как ее читать и использовать и другие жуткие заблуждения и тайны - разбираемся вместе, в коротком обзоре.

1. Так исторически сложилось

В Евросоюзе с 2018 года применяется свой "Светофор" - Nutri-Score. И тоже добровольно.

-2

Оценка Nutri-Score определяется по собственной методичке, в которой учитывается количество полезных и вредных для здоровья питательных веществ. Их сложение позволяет в целом понять, насколько вредный перед вами продукт.

Вредные: энергия, насыщенные жиры, сахар, соль(высокие уровни считаются вредными для здоровья).

Полезное: содержание фруктов, овощей и орехов, оливкового, рапсового и орехового масел, клетчатки и белков (высокие уровни считаются полезными для здоровья).

2. Российский "Светофор"

Запуск Европейской системы Nutri-Score практически совпал с российской индикацией "Светофор", которую слегка попинывая пищевое и торговле лобби тащил на себе Роспотребнадзор и эксперты-академики из институтов и исследовательских центров питания. Выглядит наша методичка так:

-3

Сами рекомендации (научно, с таблицами, печатями и скучным текстом можно скачать здесь).

Кстати, у маркировки нет единого "брендбука", то есть как будет выглядеть "Светофор" на упаковке зависит от того или иного производителя. В рекомендациях это нарисовано так:

-4

А вот как это изобразили дизайнеры ВкусВила

Котлета куриная с картофельным пюре, изображение с сайта ВкусВилл
Котлета куриная с картофельным пюре, изображение с сайта ВкусВилл

Но "колхоза" в изображении "светофоров" удалось избежать. По причине того, что маркировку почти никто не стал наносить :) Об этом пару слов.

3. Добровольность

Порядок маркировки предусмотрен рекомендациями Роспотребнадзора. Ни производители, ни торговые сети не несут никакой ответственности, если не используют маркировку "Светофор".

Такой подход привел к тому, что данную маркировку можно встретить только в сети ВкуссВилл (которая первая уловила настроение своих покупателей - избавиться от пивных, крекерных и прочих обвислостей). Остальные производители покрутили маркировкой у виска - потому что вся современная пищевая промышленность держится на трех китах (точнее сказать, старухах):

-6

Сахар

Излишнее потребление сахара ведёт к повышенному риску ожирения, развития сахарного диабета 2-го типа, кариеса зубов и другим проблемам.

Соль

Количество потребляемой пищевой соли влияет на уровень артериального давления, проявления гипертонии и общий риск сердечно-сосудистых заболеваний. Заберите у людей соль - и они перестанут умирать в завышенных количествах. Но еда без соли уже никому не интересна.

Жиры (трансжиры)

Промышленные транс-изомеры жирных кислот содержатся в затвердевших растительных жирах, таких как маргарин и топлёное масло, в связи с этим они часто присутствуют в готовых блюдах, выпечке и жареной пище. Провоцируют ишемическую болезнь сердца.

4. Исключения

Создатели маркировки "Светофор" были реалистами. Рекомендации изначально не предназначались для того, чтобы считать вред таких продуктов как вся кондитерка и сыры. С кондитерскими изделиями вообще все сложно просто , они заведомо вредные и каждый покупатель понимает, что вместо упаковки конфет берет себе немного диабета и ишемической болезни. Так ли это на самом деле? Осознают ли люди на самом деле вред сладкой, жирной и соленой пищи? Можете ответить за себя или за соседа в комментариях.

5. Путаница

Нам кажется, что без глобальной сдачи позиций "Светофор" вообще бы не взлетел, так и осел бы пеной у рта государственных чиновников и профессоров. Кто заинтересован в реальном оздоровлении нации (кроме Минфина, который только спасибо скажет за сокращение бюджета на кардиологов и патологоанатомов)?

Крестьяне, продающие пальмовое масло и сахар в огромных количествах?

Магнаты пищевой промышленности, выводящие на полки наиболее покупаемые товары?

Владельцы торговых сетей, с миллиардными оборотами и минимальными претензиями (кто-то пожаловался на слишком сладкий шоколад или миллион сортов сыра, чипсов и пряников?)?

Диетологи, нутрициологи, фитнес-империи, платные медицинские центры, ЗОЖ-блогеры и т.п. - всем, кому нужны не совсем здоровая аудитория, заинтересованная в их услугах?

У реальных ЗОЖ-инициатив почти нет друзей, одни оппоненты. Поэтому...

попробуйте за 15 секунд понять, насколько здоровой является порция говядины с рисом? (и это еще один из самых полезных примеров).

Изображение с сайта ВкусВилл
Изображение с сайта ВкусВилл

Маркировку "Светофор" сердобольные коммерсанты начали указывать в пересчете на 100 грамм, а не на порцию. Переложив на плечи любителей здорового питания заботу посчитать и умножить в уме. Говорят, такая индикация была даже на "Кока-коле", где беззастенчиво в пересчете на 100 грамм все показатели были в зеленой зоне. Пейте, как говорится, по рюмочке газировке в день и никакого вреда здоровью.

6. Итог

В любом случае, маркировка "Светофор" будет набирать обороты и сама по себе идея клеймить продукцию, пусть хотя и не всю - это уже гигантский шаг вперед к нормализации пищевой промышленности, которая скатилась к банальному удешевлению.

Хорошо бы еще, если это будет происходить под уверенный рост доходов населения, которого будет хватать на покупку настоящего майонеза, фруктов, здоровых десертов. А еще в условиях, свободных о стресса необходимость в сахаре падает.

Подписывайтесь на канал, мы размещаем только свой авторский контент.

Автомобилисту на заметку: обзор самых важных и интересных потребительских споров. В каких делах побеждали и проигрывали потребители? Часть I
про обман потребителей23 марта 2023
Черные дыры капитализма. Как гиганты бизнеса стали угрозой для властей. Часть 1. Рокфеллер
про обман потребителей1 сентября 2022
Одна из крупнейших побед в истории защиты прав потребителей. За что суд взыскал $1.7 млрд штрафа.
про обман потребителей23 августа 2022

Еда
6,93 млн интересуются