Найти в Дзене
Москвич

"Удобный трамвай на Красной площади". Кто и зачем хотел их убрать

Оглавление

Привет, дорогие подписчики! Наши ряды растут и это меня мотивирует писать новые и новые статьи про мой и ваш (надеюсь) любимый город, его историю.

Буди признателен за нравлик, подписку и комментарий или что-то одно.

Трамвай самый мой любимый транспорт детства — едет и гремит, да ещё и с со штукой, которая едет под проводами и искрит как бенгальский огонь. А ещё можно было класть на рельсы пробки и всякие другие штуки и он плющил в блин.

Оказывается один из таких трамваев ездил по самой Красной площади. Зачем его вообще запустили по пешеходной площади? Сколько раз маршрут переделывали и отменяли и вводили вновь? А самое главное, когда окончательно волна истории смыла трамвай с площади навсегда (надеюсь)?

Движение трамвая вдоль ГУМа и контактные линии. Мне кажется, что повозка быстрей, да? Фото отсюда: www.mos.ru/news/item/79412073/.ru
Движение трамвая вдоль ГУМа и контактные линии. Мне кажется, что повозка быстрей, да? Фото отсюда: www.mos.ru/news/item/79412073/.ru

Рельсы по брусчатке

Красная площадь это пешеходная мекка для всех москвичей и особенно для гостей столицы. Сюда приезжают все кто впервые приезжает в Москву и площадь исключительно пешеходная, что даже на велосипеде по ней не проедешь (бдительные полицейские или какие-то люди в штатском вас остановят). Но не всегда площадь была полностью пешеходной были времена, когда здесь ходил трамвай и ездили авто (до 1963 года)

Началось все с мая 1909 года, когда решили по наиболее короткому маршруту проложить трамвайные пути до Павелецкого вокзала. Маршрут огибал площадь и шел вдоль ГУМа, делал крючок вправо и огибал собор Василия Блаженного.

Нарисовал путь как проложили рельсы для трамвая. Основа карта Яндекс карты
Нарисовал путь как проложили рельсы для трамвая. Основа карта Яндекс карты

Укладка рельсов шла быстро и к концу лета работы по укладке были закончены. Установили даже столбы для контактной сети. Но чем дольше шла стройка, тем сильнее вскипали москвичи — появились многие недовольные и прежде всего недовольных было в среде творческой интеллигенции. Главные претензии к проекту были в проводах, которые портили вид города, да и вообще висят тут понимаешь, смотреть на небо не дают, да к тому же загораживают вид на памятник Минину и Пожарскому (хотя как провода могли закрывать вид на памятник - не пойму). Позже появилось обращение в городскую управу, точнее жалоба.

Естественно, ответа не было, тогда наше интеллектуальное сообщество поднажало и усилило давление на власти и написали вторую жалобу, но уже прямо московскому градоначальнику, председателю совета министров и в копию поставили аж самого (!) императора Николая II.

Градоначальник был вынужден созвать собрание, на котором присутствовали самые активные противники рельс и грохота — художник Васнецов и архитектор Шехтель и был (главное заинтересованное лицо) директор Исторического музея рядом с которым проложили рельсы и натянули провода князь Николай Щербатов.

Князь Николай Щербатов в те времена директор Исторического музея.                                                                    Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org/
Князь Николай Щербатов в те времена директор Исторического музея. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org/

Победил тогдашний главный по транспорту Николай Гучков (как нынешний Максим Ликсутов со своими парковками). Он делал упор на необходимость расширить транспортную сеть и разгрузить многие участки дорожного движения. Ведь на благо города работал! Но оппоненты остались недовольны. Им предложили дождаться запуска линии и лишь потом делать оценки. На том и порешили и разошлись.

Если интеллигенция загрустила по поводу запуска трамвайной линии, то другая часть общества — торговцы и лавочники лишь обрадовались. Это же приток клиентов и причем обеспеченных. Они (торговцы и лавочники) тоже стали писать письма московскому градоначальнику, но уже в поддержку запуска.

Линию запустили 19 сентября 1909 года. Их было две:

  • номер 20 "Белорусский вокзал - Павелецкий вокзал"
  • номер 25 "Зоопарк - Павелецкий вокзал"

После открытия линии трамвайного движения страсти не только не утихли, но и усилились и каждой группы были весомые и логичные доводы: одним не нравились провода и что они закрывают верхние торговые ряды (хотя если подумать, то отойди подальше и всё будет видно), а другие радовались притоку новых и обеспеченных клиентов.

Трамвай и верхние торговые ряды. Лично не вижу, что оно что-то закрывают.                             Фото отсюда: pastvu.com
Трамвай и верхние торговые ряды. Лично не вижу, что оно что-то закрывают. Фото отсюда: pastvu.com

Дискуссия не утихала и было принято соломоново решение перенести трамвайную линию вдоль крепостной стены, но официального решения не было. Власти как обычно затягивали обозначить официальный вердикт, хотя саму линию уже перенесли к крепостной стене за два месяца до официального подтверждения.

Все эти споры, видимо, повлияли на то, что через 10 лет изменили маршрут вновь и пусти трамвай вдоль ГУМа. Ну, конечно, изменили маршрут потому что сделали мавзолей для В.И. Ленина. Как мог забыть!

Трамвай на Красной площади просуществовал ещё 6 лет и в августке 1930 года линию демонтировали, оставив куски около музея и в Кремлевском проезде, а ещё через 6 лет убрали и их, но в окрестностях Кремля трамваю всё еще ездили вплоть до 1950 года, когда и убрали и их.

Сами трамваи и маршруты (их было много) были в большом отдалении от Кремля и прекрасно ездили и возили москвичей. И меня тоже.

Москвичи по-настоящему любили трамвай. Отзывы с просторов интернета
Москвичи по-настоящему любили трамвай. Отзывы с просторов интернета

За сим говорю до свидания до следующих публикаций!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии, спасибо