Найти тему
Иван Носков

Паломничество Священные места Тюменской области. Деревня Варвара

Помню, прочитав произведений Паоло Коэльо «Дневник мага», получил огромное впечатление от описанных там событий, чудес происходящих в обычной жизни, стремлению людей к самосовершенствованию. Интересная книга в целом, всем рекомендую. Помню, пришла мне тогда в голову мысль: Вот интересно у них там в Европах. Путь Сантьяго, паломничество, духовный рост. И задался я вопросом, а есть ли у нас нечто подобное? Ведь и святые места и места силы они там, где люди и чем дольше люди живут, тем больше их обиталища легендами обрастают, а в легендах часто рациональные зерна найти можно, и много полезной информации почерпнуть. Как говорят: Не ходи за красотой далеко, посмотри под ноги…

Изучая вопрос о местных святых местах повстречал я группу товарищей (подобное к подобному тянется), так вот товарищи эти об таких местах ведают и регулярно их посещают.

И священных земель у нас оказалось не мало. И Абалак, и Чемеево, и Каскаринское кладбище, и Каскаринская же мечеть и много, много других…

О выше перечисленных местах и без меня написано достаточно, они известны, легко доступны, можно сказать историко-туристические достопримечательности. Однако есть у нас слабоизученные, более труднодоступные, а следовательно, реже посещаемые священные места.

За парочку таких мест и хочу рассказать. Вернее географическая привязка одна Деревня Варвара, но мест все же два: Астана Дауд Ата и Захоронение Варвары…

А сейчас чуть подробнее:

Паломничество – это путешествие по местностям и к реликвиям имеющим сакральное значение, а совершающий паломничество, это паломник или пилигрим, желающий понять, разобраться в себе, возможно улучшить что либо, как физическое-материальное, так и духовное, перейти на следующую ступень… От туристов паломников отличает цель путешествия. Туристы едут отдыхать, паломники укреплять веру.

Конечно д.Варвара это не Хадж и не путь святого Петра, и не Золотое кольцо, но и Москва с Римом не сразу строились. Все могучие реки начинаются и питаются маленькими ручейками. Опять таки очень спорный вопрос: Где приятней посидеть, на берегу полноводной реки с катерами, яхтами, баржами и прогулочными теплоходами или у небольшого ручейка, где нет никого, но прекрасная рыбалка? Думаю, что и то и другое приятно и полезно в зависимости от ситуации… А по сему и путешествие в Варвару смело может именоваться паломничеством.

Итак, деревня Варвара и священные места.

Двигаясь из Тюмени по Тобольскому тракту, проезжая Ярково и мост через р.Тобол сворачиваем на право к деревне Новоселово на дорогу ведущую в Ялуторовск. К слову сказать, в этих местах я уже бывал и неоднократно, но не как паломник, а как турист-рыбак. Виды здесь загляденье: строевые сосновые леса полные грибов и дичи, крутые берега Тобола-батюшки коей неспешно несет свои воды до Тобольска, в старицах, да и на русле, кто места знает, знатная рыбалка. Проезжая пару деревень, не заезжая в Варвару чуть дальше по тракту справа на обочине стоит маленькая беседка с ящиком для садака.

Садака (араб) – добровольная милостыня, ее подают по собственному усмотрению и желанию, с намерением заслужить довольство.

Порой люди останавливаются и делают подношения даже если не собираются совершать паломничество. Говорят, подобный ритуал есть у дальнобойщиков возящих грузы по этой трассе.

За беседкой вглубь леса ведет тропинка, она натоптана всегда и зимой и летом, ошибиться не возможно. Это и есть Варваринская Астана.

Астана – священное захоронение или место, где ранее стоял мавзолей святого (авлия). Является объектом почитания. Истоки культа лежат в суфизме.

Это Астана шейха Дауд Ата. В рукописной грамоте хранителя Юмурской Астаны погребенный в «Бурбаре» (Варвары) именуется как «Дауд шей дервиш газиз, из потомков Джафар ас-Садика (Прямой потомок пророка Мухаммада.)» По мнению Татар все Оракулы берут свое начало от него.

Астана эта имеет очень большую силу, что ощущаешь (если конечно, прислушиваться к своим ощущениям) прямо по входу в лес. Буквально кожей чувствуешь… В глубине стоит шестигранник, обнесенный двумя оградами.

Про две оградки есть отдельная история: Начал Мулла строить ограду, а к местному целителю в видениях пришел сам Дауд Ата и попросил сделать ограду пошире. Священнослужитель не послушался и сразу произошел несчастный случай, погибло и травмировалось несколько молодых ребят, родня тех кто строил ограду. После сделали еще одну оградку, говорят смогли отчитать кого то из уцелевших от смерти.

Просить и молится можно и нужно начинать сразу после входа в лес. Перед самим захоронением на тропе сломленное дерево в виде буква Л, образуя своеобразные, низкие ворота. Даже если не захочешь, все равно поклонишься… Деревья тут вообще очень интересной формы… Березы, осины, сосны. При определенном навыке и доли воображения можно многое увидеть… Вот одна березка свою крону на другую положила, смотрятся как пара нежных влюбленных, возле них проходя о любви просить можно. Вот могучая сосна с широким стволом ветви во все стороны распушила – возле нее о силе, твердости, достатке. Ну а осинки весь негатив с человека забирают.

Возле шестигранника стоит лавочка, можно присесть, можно постоять, помолится, попросить о важном, нужном, наболевшем, сокравенном…

Данная Астана дает исцеление от многих недугов телесных и духовных…

Пробыв там нужное количество времени выдвигаемся дальше. Теперь непосредственно в саму Варвару. Деревня чистая и аккуратная. Чуть ли не на каждом доме стоит спутниковая тарелка, или красная МТС, или белая Триколор, красных больше.

На юго-восточной окраине открывается большая поляна лесозаготовителей. Лежат стволы, бревна, пеньки, ветви видно, что люди много работают. За поляной начинается лесная, песчаная, проселочная дорога. В зависимости от времени года и марки авто, по дороге можно проехать пару тройку км до сильно разбитого места, а можно встать сразу же , чтоб не рисковать. На обочине замечаю грузовую газель сплошь заполненную ящиками с грибами. Белые, красноголовики, грузди, опята.. Богаты Варваринские леса грибами. На небе светит солнышко, сосны по обочинам слегка шумят от легкого ветерка, приветственно покачивая хвойными ветвями. Идти легко и приятно. Справа появляется неприметный заворот (кто в первый раз, может и мимо пройти). Сворачиваем в этот заворот и двигаемся по лесу до старицы Тобола. Старица весьма пригожа и картинна, хочется присесть, посмотреть на воду, подумать о вечном (что я на обратном пути и сделал). Двигаясь вдоль этого озера, нужно взять чуть левее и углубится в лес. Через некоторое время на небольшом холмике виден православный крест с надписью: Варваре от отца-купца. За крестом стоит ограда внутри которой растет огромная сосна, обхватов 5 в диаметре, наверное…. Наблюдая за все этим, накрывает не до конца понятное чувство, которое можно попробовать описать словом Благодать! Хочется присесть, а то и прилечь на хвойную подушку леса. Разуться походить босиком поразмышлять о бренности всего живого, помолится, попросить о насущном.

Что интересно, если про Дауд Ата есть много доступной информации, то за Варвару, в открытых источниках, не нашел ничего. Стал с местными беседовать. Истории разнились и боюсь не все были достоверны, но в чем то сходились все:

Иногда на берег озера (старицы) выходит образ молодой девушки с золотым кунганом в руках. Кунган это кувшин по татарски. Набирает она в тот кувшин воды и поливает деревья-растения и зверью напиться дает. Увидеть ее, знак очень хороший к достатку и спокойствию, к уравновешенности. Не знаю как объяснить? Чтоб жить безбедно, но без рывков и замираний. Ещё говорят, что имела она печали от мужчин, но это не точно. Хотя если разобраться, кто из нас за жизнь печалей не имел? Женщины от мужчин, мужчины от женщин…

На этом информация от местных заканчивается и можно пустить в свободный полет фантазию и воображение. Осмелюсь предположить, что легенды так и рождаются:

Жила-была в селение Варвары девушка Варвара. Добрая была и ласковая, приветливая очень. Талантов и даров имела много. В лес хаживать любила. Грибы, ягоды и полезные растения собирала. На основе этих заготовок целебные варева изготовляла. Слава о ней, как о целительнице далеко за пределы родной деревни разносилась…

Как говаривала мне в свое время очень известная врач хирург: Лечит прежде всего слово. Потом уже лекарство и в последнюю очередь нож. Словом ласковым да одобряющим можно многих хворых на ноги поставить.

На лечение к Варваре приходили и люди и звери. Рассказывают видели, как к дому ее по весне медведь недюжливый приползал, внутри ограды поревел, а в лес уже скакал да так, что лошадь не догонит. Лоси приходили козочки, лисы, волки, кабаны, а белки с птицами лесными так просто жили во дворе. Но при этом двор и дом чистыми были, не загаженными.

И люди шли регулярно. Кто с болезнью, кто с проблемой, а кто просто поговорить успокоиться.

(тут вот, в этом месте повествования, можно любовную историю ввернуть, лавстори так сказать, вдруг женщины читать будут)))

Жила Варвара вдвоем с отцом-купцом. Мама и братья-сестры умерли. Отец-купец весь в делах, все время в разъездах. Заботы свои купеческие решал, если пару-тройку раз за месяц и бывал дома то это часто считалось. Все хозяйство на Варваре держалось. Прибился к тому хозяйству парнишка молодой, сирота, голь-перекатная. И вспыхнула меж тем молодцом и Варварой любовь. Уж и о свадебке разговоры пошли, да только не сложилось. Забрали парнишку в солдаты. Ждала его Варвара ждала и не дождалась. То ли погиб, сложив головушку на службе ратной, то ли на сверхсрочку остался (служба по контракту по современному). Унтерам всегда ведь почет и уважение было. То ли голью-приживалкой (альфонсом) считаться, или почетным военным пенсионером. Мир посмотреть опять таки, себя показать. Не вернулся в общем. Горевала Варвара сильно. А тут еще батя давай на мозги капать, типа, внуки нужны, род продлевать.

Опечалилась Варвара сильно, да и ушла в лес, там и осталась…

Помогает теперь всем хворым, заблудшим а не уверенным свою дорогу в жизни найти…

Как-то так. Если понравиться то будет продолжение….