Найти в Дзене
Дмитрий Онищенко

Снова БЗК и вновь Чайковский

Лет двадцать назад впервые осознанно послушав симфонию "Манфред" Чайковского, я, ощутил, что в ментальном моëм пространстве после встречи с этой музыкой осталось крутиться одно только слово - "мощно". Оно, разумеется, репрезентовало все смыслы, не только звуковой или силовой. Поражало, сколь огромную жизнь можно вместить в одно симфоническое полотно и с каким это воплощено бескомпромисным бесстрашием. Это слово "мощно" крутилось и в то время, как делился впечатлениями с приятелем - дирижëром, на тот момент аспирантом МГК Петром Глобой. И только начал говорить о том, что послушал-де "Манфреда", как Пëтр перебил меня одной короткой фразой. "Мощно, да?" Я был ошарашен. Мы не сговаривались. Да, так и есть, всë здесь мощно, и вселенский ливень страданий и сожалений, в котором душа вымокает до нитки, и простая горная деревенская жизнь, дарованная лирическому герою на время, и встреча с тенью былой возлюбленной среди вихрей подземного царства, и прощение в конце...   Несколько дней назад по

Лет двадцать назад впервые осознанно послушав симфонию "Манфред" Чайковского, я, ощутил, что в ментальном моëм пространстве после встречи с этой музыкой осталось крутиться одно только слово - "мощно". Оно, разумеется, репрезентовало все смыслы, не только звуковой или силовой. Поражало, сколь огромную жизнь можно вместить в одно симфоническое полотно и с каким это воплощено бескомпромисным бесстрашием. Это слово "мощно" крутилось и в то время, как делился впечатлениями с приятелем - дирижëром, на тот момент аспирантом МГК Петром Глобой. И только начал говорить о том, что послушал-де "Манфреда", как Пëтр перебил меня одной короткой фразой. "Мощно, да?" Я был ошарашен. Мы не сговаривались. Да, так и есть, всë здесь мощно, и вселенский ливень страданий и сожалений, в котором душа вымокает до нитки, и простая горная деревенская жизнь, дарованная лирическому герою на время, и встреча с тенью былой возлюбленной среди вихрей подземного царства, и прощение в конце...

  Несколько дней назад попал на прекрасный концерт студенческого оркестра Московской консерватории с дирижëром Антоном Шабуровым и солистом - великолепным музыкантом, замечательным пианистом Александром Ключко, сыгравшим в первом отделении Первый концерт Чайковского, ну а во втором был "Манфред".

 "Вспомним лето", - подумал я, имея ввиду, что в хорошо знакомом зале стану слушать хорошо знакомый концерт, а с тем вновь почувствую себя как бы слушателем конкурса. Но Александр своей игрой убедил меня в обратном. "Я сыграю хорошо известный концерт настолько по-новому, что ты сразу поймëшь - тут совершенно иная история" - словно начал говорить он мне с первых же звуков. Свежие, "незатëртые" психологические обыгрывания тематических "мелочей", внимание к ним, лирическая трактовка большинства тем, как бы возвращающая нас к простому тезису "Чайковский - романтик". Умение заставить слушать. Мышление концепцией. Вообще, конечно, почерк, стиль, художественный посыл Александра в который раз оставляет у меня ощущение, что вижу перед собой родного, ну или в крайнем случае двоюродного "музыкального брата". Есть, конечно, и "разность между Онегиным и мной", но это всегда найдëтся, было бы странно иначе. Схожие же моменты впечатляют. Причëм вижу в Александре и некоторые свои собственные минусы. Какие именно? - спросите вы. А зачем я стану делать антирекламу сразу двоим музыкантам?))

Без сомнений, прекрасный получился концерт. И ребята из оркестра - огромные молодцы вместе с их уверенным и отлично "видящим музыку", точно огромную картину с нужного расстояния, их проводником Антоном Шабуровым.