Друзья, сегодня хочется заглянуть в ещë один "темный угол" музыкальной теории и поднять такой вопрос: а много ли музыкант с классическим образованием знает о ладах? Уверена, что у большинства знания ограничиваются названиями, составом звукорядов и парой примеров применения ладов великими композиторами (песню Варлаама как пример фригийского лада помню с музыкальной школы). На этом - всë.
В чëм практическая ценность этого знания, для самих музыкантов часто остаëтся неясным. Ведь если заниматься музыкой, только исполняя написанные кем-то произведения, то знание ладов может и не понадобиться. Но сегодня развивающийся музыкант не может ограничиваться только этим. Уже просто обязательно уметь играть и по цифровкам, владеть разными музыкальными стилями и уметь в них хотя бы немного импровизировать. И тут знание ладов необходимо как воздух!
Лады - это, можно сказать, гардероб музыкальных стилей, и нужно понимать, какой лад к какому стилю подходит, как этим ладом можно проявить стиль. Ведь, согласитесь, как всë время носить "белый верх - чёрный низ", так и играть только в мажоре или миноре и ограничиваться эмоциональными красками " весело - грустно", - скучновато...
Использование различных музыкальных ладов позволяет музыканту выразить гораздо более тонкие эмоциональные градации. Также с помощью ладов можно придать импровизации или сочиненному произведению и яркий этнический колорит. Знание того, как соотносятся лады и музыкальные стили, лады и эмоциональные состояния, невероятно расширяет творческие возможности музыканта, обогащает выразительную палитру, что особенно важно при создании собственной авторской музыки.
Как видите, развитие навыков работы с ладами важно буквально для каждого музыканта! Знание, а главное, умение использовать различные лады на практике открывает широчайшие возможности для творчества и самовыражения!
В следующих постах подробнее расскажу о разных ладах: в каких стилях они применяются и какую окраску придают звучанию, а вы пока напишите, какие лады знаете?😉