Сегодня, 23 сентября 2023 года, – очередное осеннее равноденствие.
И это повод...
Повод вспомнить один фильм... Каждое осеннее равноденствие, с тех пор, как я впервые посмотрел сию картину, напоминает мне о ней.
Фильм называется «Люми»... Ох, как я хотел посмотреть его в детстве!
Его видели взрослые члены моей семьи, его крутили по ТВ поздно ночью в ту пору, когда я ещё был дошкольником, и что-то где-то как-то мне фрагментарно пересказали.
Мол, волк-оборотень гоняется за Красной Шапочкой, только в наши дни.
Сакраментальная фраза «не дыши на меня» в моём детстве стала, как это принято сейчас говорить, локальным мемом моей семьи.
(У меня почему-то сложилось ошибочное мнение, что хитроумный охотник на оборотней наелся чеснока, и это волкодлак умолял его не дышать в свою сторону.)
Да и оборотнями в фильме, на самом деле, не пахнет – там фигурирует прямоходящий антропоморфный волк, представитель некой альтернативной цивилизации.
Детская мечта свершилась осенью 2013 года, когда я вплотную подступился к изучению отечественных фильмов ужасов в целях обогащения личного опыта.
«Люми» начинается с эпиграфа:
Я ведь не убийца, я просто хочу знать – почему?
Люми – это большая тайна. Я найду их и спрошу – может, и они что-нибудь знают о человеке? И если мы попросим их, то они простят нас.
Яков Гумперт, 1891 год
Яков Гумперт – прадед главного героя Валерия Гумперта. Валерий – учёный-фольклорист и охотник, выступает на телевидении в передаче Юрия Александровича Сенкевича.
Как видно из приведённого эпиграфа, пращур главгероя интересовался загадкой существования неких люми – людей-волков, оставивших свой след в европейских сказках и легендах (некоторые из них стали известными, благодаря пересказам Шарля Перро и Теодора Гофмана).
Как и Яков, Валерий – воин, которому предстоит сразиться с воином люми. Раз в сто лет, в день осеннего равноденствия, он является в определённую локацию, чтобы убить человеческого детёныша (это определённый ритуал – всем известная «Красная Шапочка», по сюжету рассматриваемой картины, о нём и рассказывает), чему должен помешать охотник-человек, своего рода избранный. Два воина, два охотника, принадлежащие к разным расам, разным цивилизациям, миссия одного – погубить, миссия второго – защитить.
Упомянутая локация – лес рядом с латышским хутором (там ещё языческие идолы стоят, которые зрителю покажут в одной из сцен).
Туда и выдвигаются наши воины-охотники.
Один прямиком с передачи Сенкевича, из Москвы, прибарахлившись огнестрелом, второй – неведомо откуда автостопом, скрываясь под безразмерным плащом и прикидываясь человеком.
На хуторе – своя «Санта-Барбара»: Инга охладела к своему мужу поэту Янису и как бы нехотя отвечает на амурные поползновения врача Иманта, сама она тайно влюблена в Гумперта, ранее уже наезжавшего в те края. А ещё у Яниса и Инги есть маленькая дочка Марианна – она и есть новая «Красная Шапочка», защитить которую и явился фольклорист-охотник.
В таковых декорациях и будет происходить сия советская комедия ужасов: Имант сохнет по Инге, Инга мешает Гумперту со своей любовью, Янис делает вид, что ничего не замечает, брат Инги Сигис (пожарный инспектор) относится к Валерию с изрядным подозрением... А здоровенный прямоходящий волк, повторяющий фразы своих жертв и примеряющий (будто бы с удовольствием) случайно найденную немецкую каску времён второй мировой, подбирается потихоньку к девочке Марианне...
В общем, трагикомедия, а на горизонте, вроде бы, назревают ужасы, и вся надежда на благополучный исход ложится на плечи бравого охотника-фольклориста...
Ну а финальные титры всех примерят – даже люми с людьми.
Дословно пересказывать весь сюжет не буду – это нечестно, поскольку я рекомендую ознакомиться с «Люми» самостоятельно.