Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Официальная инфляция — это не наша реальность? Почему у нас денег меньше, чем говорят по телевизору?

Оглавление

Можно ли верить официальной статистике, когда сам ощущаешь, что этих денег в твоём кошельке нет.

Фото: Алексей Лохвицкий / ForPost
Фото: Алексей Лохвицкий / ForPost

В августе этого года официальная инфляция в России перешагнула пятипроцентный рубеж. В свете этого Центральный банк два раза повышал ключевую ставку. Сначала на 3,5 процентных пункта, то есть до 12 процентов, а спустя месяц до 13 процентов.

По последним данным Центробанка, прирост цен на продовольственные и непродовольственные группы продукции ускорился почти по всей стране.

«Это позволило производителям и продавцам быстрее переносить в цены возросшие издержки, связанные, в том числе, с ослаблением рубля», — сообщил регулятор.

Как официальные данные статистики о росте цен соотносятся с ощущениями россиян при посещении ими магазинов, интересовался ForPost.

Такая забавная статистика

По итогам статистических данных, представленных Центробанком по разным федеральным округам, выходит, что «в целом по России инфляция ускорилась до 5,15 процентов в августе, после 4,30 процентов в июле», сообщил Центральный Банк. Вместе с тем у экспертов к официальным данным накопились некоторые вопросы.

По мнению кандидата экономических наук Константина Селянина, всю зафиксированную в России инфляцию можно разделить на несколько условных групп. То есть 50 процентов — это продовольствие, 25 процентов — налоги, ЖКУ и другие услуги. Ещё 25 можно отнести к товарам длительного пользования.

При этом, по его словам, продукты выросли в цене приблизительно на 5 процентов, внеся в общий результат 2,5 процента. В тоже время цены на ЖКУ увеличились на 8-10 процентов. Это говорит о том, что на год это добавило ещё 2,5 процента от общего роста цен. Обе цифры дают те самые 5 процентов годовой инфляции.

«Если добавить к этому товары длительного пользования, то общий результат в 5,15% мы вряд ли получим. При этом ослабление рубля на продуктах сказывается через 2-3 месяца, а на товарах длительного пользования — через 5-6 месяцев. Поэтому я совершенно не понимаю, как прогнозная инфляция по году может в итоге составить 6-7%», — недоумевает Селянин.

Такие итоги статистики и прогнозы можно объяснить лишь тем, что она учитывает примерно 500 наименований разных товаров, оказывающих влияние на статистику, но в реальности используемых только небольшим кругом потребителей.

Примером этого являются, например, детские автокресла, которые то дешевеют, то становятся дороже, что и влияет на результат статистически, но не на ощущения потребителей от роста цен.

Вот один из примеров «удивительных» расчётов. Зафиксированная в ЮФО в конце лета инфляция составляет 5,63 процента. Её компонентами являются: продовольственная инфляция — 5,37 процента, непродовольственные товары — 3,21 процента и услуги вместе с ЖКУ – 9,6 процентов. Таким образом, исходя из представленных данных, среднее арифметическое составляет 6,06 процента. Согласитесь, что это число вовсе не 5,63.

Ещё по теме: Рубль падает, и экономисты советуют покупать продукты к Новому году уже сейчас

В реальном кошельке всё иначе

К сожалению, странная математика расходится с теми реальными цифрами, которые испытывают на себе жители России.

«Я всегда советую смотреть скан-панель ''Ромир''. Там применяется иной принцип, который даёт более адекватную картину. Аналитики считают чеки десятков тысяч российских домохозяйств из разных городов. Фактически каждый месяц и каждую неделю это позволяет отслеживать реальные ежедневные траты простых людей», — пояснил экономист Селянин.

По его словам, критикуют этот метод только в той части, которая показывает инфляцию в кошельке, поскольку туда не включены, к примеру, товары длительного пользования. Но это как раз и является, по мнению эксперта, самой объективной реальностью.

Согласно сведениям скан-платформы «Ромир» в крайнюю неделю лета средний чек жителя России в магазине составил 761,5 рублей. А в прошлом году в это же время — 658,4 рубля. То есть за год траты в последнюю неделю августа выросли приблизительно на 15 процентов. Этот результат по среднему чеку втрое выше официальной статистики по продовольственным товарам», отметил Селянин.

Ещё по теме: Рубль снова падает к 100 за доллар. Может, это заговор?

В чём кроется причина инфляции в РФ?

По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, если говорить о тех причинах, которые способствуют росту российской инфляции, то ими являются монетарные и немонетарные факторы роста цен.

Немонетарные факторы в экономике — это монополистическое ценообразование, монетарные — завышенные цены в военно-промышленном комплексе. Именно они оказывают своё влияние на весь уровень цен. Ну и ещё один фактор — так называемая импортируемая инфляция.

В этом случае на все цены внутреннего рынка влияет дорогая импортная продукция. В нашей стране из этих трёх факторов более чётко выражены монополистическое ценообразование и импортируемая инфляция.

Беда в том, что российские власти не замечают существующего буквально во всех секторах экономики монополизма. И даже топливный рынок считают конкурентном.

И, конечно же, в таком случае никто не ведёт борьбу с проявлениями монополизма, несмотря на то, что он есть во всех сферах. Возьмём, к примеру, продовольственный рынок. Там устанавливают свои цены и диктуют их всем остальным всего лишь несколько крупных сетевых ритейлеров, отметил Беляев в разговоре с ForPost.

Ярким примером является монополистический уклад Крыма и Севастополя, где нет никакой конкуренции ещё с 2014 года. В конце лета продукты в Севастополе стали дороже на 7,58%, а в Крыму – на целых 7,9%.

Правда, в Крыму монополисты объясняют это сложной логистикой. То есть далеко везти, да и обстановка не очень спокойная. Но если сравнить цены Севастополя и Санкт-Петербурга, то окажется, что там они гораздо ниже, заключил Беляев.

Ещё по теме: Как правильно обезопасить себя от отсутствия денег

Как правильно лечить?

Много вопросов есть у экономистов и к решению Центрального Банка о повышении ключевой ставки, которая, по сути, должна играть роль снижения спроса, но при этом увеличивая предложение.

Говоря проще, Центробанк хочет отучить потребителей тратить деньги на товары, а надо бы просто снизить ставку, чтобы увеличился рост производства и этими товарами насытился рынок.

«Мы сейчас не можем точно знать, насколько решение о повышении ставки способно сдержать спрос. Потому что, с одной стороны, это ограничивает доступ к кредитованию для населения. Но с другой — на рост спроса влияют и другие факторы, которые сложно оценить», — отметил экономист Константин Селянин.

Например, это может быть достаточно высокий уровень зарплат участников СВО, способствующий росту спроса. Либо повышенный спрос на получение льготной ипотеки, не имеющей влияния ключевой ставки. Здесь инфляция разгоняется за счёт рынка недвижимости, который опосредованно влияет на все остальные рынки.

Чтобы побороть инфляцию России, нужно полностью изменить отношение к государственной экономической политике.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.