Вся 37-летняя история существования подземки представлена в экспозиции. К следующему юбилею музей планирует показать коллекцию всему городу.
Новосибирский метрополитен гораздо моложе Московского или Петербургского и во много раз меньше, однако его история не менее интересна. Все 37 лет существования единственной, на сегодняшний день, действующей подземки в Сибири бережно собраны в небольшом помещении на втором этаже инженерного корпуса метрополитена, куда не так-то просто попасть.
В коллекции музея собрано множество архивных фотографий и документов, связанных со строительством и работой метросистемы. Экспозиция охватывает период ещё до запуска метро и включает, в том числе, представлены нереализованные проекты станций или идеи, от которых отказались уже в процессе эксплуатации.
Так, одна из уникальных фотографий в коллекции музея – ранний вид вестибюля станции "Речной вокзал" на улице Большевистской. Станция проектировалась по ташентскому образцу и изначально имела совсем другую компоновку входов.
На стендах также полно фотографий, сделанных во время строительства. Например, можно поэтапно увидеть возведение метромоста или узнать, что под пассажирской платформой "Площади Маркса" спрятаны лестницы, как на "Красном Проспекте" – задел на будущую пересадку, если однажды проект левобережной линии всё же будет реализован.
Здесь же хранятся символические ключи от станций "Маршала Покрышкина", "Берёзовая роща" и "Золотая Нива", а также станций первой очереди, которые в день открытия торжественно передавали руководству метро строители.
"У каждой уважающей себя организации, которая имеет значимую историю, должно быть такое место. Метрополитен работает с 1985 года, хотя строиться он начал ещё раньше. Поэтому у предприятия такого масштаба должна быть своя историческая память", – приводит "ЧС-Инфо" слова советника начальника метрополитена Сергея Сухорукова.
Также представлены всевозможные награды, завоёванные работниками подземки на различных конкурсах профессионального мастерства. К примеру, посетителей встречает стенд с кубками за победы в соревнованиях по различным видам спорта – совсем недавно команда новосибирского метро вернулась с XI спартакиады Международной ассоциации "Метро".
Само собой, не обошлось без стендов с грамотами и подарками от коллег из других городов и стран – Новосибирский метрополитен входит в Международную ассоциацию "Метро", вместе с подземками других городов России, стран СНГ и Чехии. Руководители, инженеры и другие специалисты регулярно собираются для обмена опытом, а заодно и сувенирами.
Немало внимания уделено редкой литературе, которую сегодня уже вряд ли можно где-то увидеть кроме как в музее. Это, например, азбука для первоклассников с загадками о новосибирском метро.
Основные посетители музея – собственные сотрудники, гости из других городов, да редкие журналисты или блогеры. Однако руководство подземки намерено однажды показать коллекцию всему Новосибирску. Так, к 40-летнему юбилею подземки, в 2026 году, метрополитен планирует устроить городскую выставку, на которой представит "самые уникальные экспонаты". О чём конкретно идёт речь пока неизвестно, но сотрудники метро уверены, что получится очень интересно.