Анализируя тему, я искала определение, что такое музей бонсай. В первую очередь это - коллекция бонсай. Наилучшее описание я нашла на сайте Роберта Барана.
«Группа карликовых деревьев и деревьев в горшках или композиции, собранные в одном месте в результате формирования, покупки, пожертвования и / или ссуды, которые официально выставляются в течение длительного периода времени в стабильном месте и доступны по специальному приглашению или для широкой публики либо бесплатно, либо за разумную плату и, предпочтительно, включают некоторые этикетки, другие учебные материалы и/или путеводители для того, чтобы посетители могли неторопливо оценить эти образцы.
Коллекция может находиться в частной собственности, быть частью коммерческого предприятия, управляться некоммерческой организацией или находиться в ведении государственного учреждения.
Для сохранения качества предлагаемых деревьев сюда включены многие коммерческие учреждения»
Это дословный перевод, я попытаюсь прокомментировать некоторые моменты.
Любая коллекция подразумевает систематизированное собрание предметов, собранных по одному признаку. В нашем случае – бонсай, отдельные деревья и композиции из небольших деревьев, выращенных в горшках.
Коллекция должна иметь свое постоянное место – ознакомившись с ней, посетитель должен иметь возможность вернуться к ее просмотру или направить туда своих друзей. Коллекции бонсай (музеи) в настоящее время делятся на «музеи под открытым небом», а также музеи, для которых построены специальные здания, оборудование которых обеспечивает достаточное освещение, влажность, температуру и другие потребности растений.
Коллекции могут представлять бонсай, сформированные в течение определенного времени одним или несколькими художниками. Также коллекция может быть собрана из приобретенных деревьев, владелец которых не обязательно принимает участие в их формировании. Деревья могут быть пожертвованы в коллекцию. Так бывает, когда, например, личная коллекция переживает своего владельца и родственники заботятся о сохранности деревьев и памяти об их создателе, или обладатель коллекции вынужден поменять место жительства, не имея возможности переместить туда коллекцию. Также некоторые коллекции собираются по принципу ссуды или аренды. В этом случае заключаются договоры об условиях, на которых могут демонстрироваться деревья, оставаясь в собственности владельцев. Разные деревья одной и той же коллекции могут быть приобретены любым из этих способов.
Существование и развитие коллекции во многом зависит от того, к какому типу собственности (принципу организации) она относится. Коллекции бонсай могут быть частными, принадлежать питомникам растений. В мире существует множество личных коллекций бонсай, которые доступны только специалистам или клиентам, а также гостям по особому приглашению. Есть коллекции, предназначенные для учебных целей, некоторые - для демонстрации на бонсайных шоу. Но большие коллекции, например, питомников бонсай, основная цель которых продажа деревьев, могут состоять из разных частей, одна из которых может хранить и деревья музейного уровня.
Наиболее успешным музей бонсай бывает в случае, когда он является частью большого бонсайного бизнеса, например, питомника или школы бонсай. Гарантированное развитие музея будет и в том случае, если он содержится на балансе какой-нибудь муниципальной или государственной организации. Есть пример, где музей бонсай – часть большой коммерческой зоны отдыха. Правда есть и музеи бонсай, поддерживаемые исключительно силами волонтеров, деятельность которых заключается, в том числе, в привлечении денежных средств. Но ни один музей в мире не существует только за счет продажи входных билетов.
Коллекция бонсай может состоять на балансе ботанического сада. В этом случае она может развиваться как музей. Но иногда такие организации используют форму содержания деревьев в виде бонсай, чтобы иметь в коллекции сада наибольшее количество видов деревьев, которые невозможно содержать в открытом грунте. В этом случае бонсай – ботанические образцы.
Иногда коллекции бонсай, называемые музеями, демонстрируются в парках. Такие собрания бонсай чаще всего обслуживаются местными бонсайными сообществами, хотя могут даже иметь статус национальной коллекции. Предназначенные только для внешнего просмотра, они в меньшей степени являются музеями. Такие коллекции требуют повышенного внимания организаторов, так как имеют проблему с сохранностью коллекции.
Музейная коллекция обязательно должна быть открытой. Музей предполагает определенные часы работы, бесплатное посещение или возможность приобретения билетов всеми интересующимися лицами. Музей чаще всего включен в какой-нибудь туристический маршрут.
Попадая в любой музей, мы рассчитываем помимо просмотра экспонатов получить некоторые сведения о предметах коллекционирования. Это делается посредством самых простых музейных «этикеток», экскурсий с гидом. Но сегодня организовать сопровождение экскурсии возможно с использованием самых современных технологий.
Музейные коллекции бонсай часто демонстрируются рядом с суйсеки, свитками, образцами керамики, старинными книгами. Музейные коллекции бонсай, очевидно, будут содержать деревья, формирование которых условно закончено. Как экспонаты они будут демонстрировать определенные стили, видовое разнообразие деревьев, признаки возраста у тех или иных пород деревьев, примеры работ известных мастеров или школ.
Эти деревья должны быть привлекательными и здоровыми. В определении Роберта Барана это обозначено словом «качественные». Как для обеспечения здоровья, так и для наиболее выигрышной демонстрации, музей не может не взаимодействовать с керамистами, людьми, создающими изделия из дерева, производящими удобрения, архитекторами, ландшафтными дизайнерами и создателями интерьеров, торговыми компаниями, рекламными и туристическими бюро.
Но все-таки чаще всего музеем бонсай сегодня называют именно коллекцию карликовых деревьев, несмотря на то, что практически везде есть признаки музейной коллекции. Большинство собраний поддерживается только специалистами по формированию и выращиванию растений. Но эти люди, создавая коллекцию деревьев, интересовались и культурой и историей бонсай, осознают ценность представленных экспонатов, поэтому и пришли к форме демонстрации коллекции – «музей».
Музей же в полном смысле предполагает, что каждый экспонат представляет определенную материальную, культурную и научную ценность. Экспонаты стоят на балансе какой-либо организации, которая имеет программу их сохранения и развития. Исследовательская работа вокруг экспонатов позволяет демонстрировать их в аутентичной обстановке, рассказывать о предметах, делая их центром рассказа о культурных, исторических или научных событиях определенного периода. Такой подход к изучению предметов коллекции позволяет создавать глубокие по содержанию экскурсии. Музей может создавать собственные тематические выставки и образовательные программы по направлениям, не связанным только с формированием бонсай. Изученные таким образом предметы коллекции могут становиться участниками межмузейных выставок, не относящихся напрямую к тематике музея-донора, фестивалей культуры и других мероприятий. В этом случае бонсай могут демонстрироваться в окружении современных предметов или арт-объектов. Деятельность в этом направлении носит название «музеефикация». Для осуществления этой деятельности требуется определенный штат специалистов.
Есть печальные примеры, когда существовавшие десятки лет коллекции закрываются или распродаются. В их развитии не хватило именно элементов «музеефикации», которые расширили бы их влияние и сферу деятельности, а в результате позволили развиваться самим музеям. Иногда закрытие «музея» происходит из-за первоначального отсутствия, например, правовой основы его существования.
Однако существует большое количество успешных и интересных музеев бонсай, включенных в туристическую, научную, практическую деятельность своих регионов.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.