Найти в Дзене

От круга до ромба: детский взгляд на геометрическую реальность. Методический обзор пособия "Геометрические фигуры вокруг нас"

Оглавление

Друзья, привет. Сегодня хочу предложить вам практический материал, который можно использовать как самостоятельную игру или же в качестве элемента занятия. Да, занятия. Как же мне нравится называть занятие занятием. Спасибо ФОП. Кстати, поднимала вопрос формулировки здесь:

Когда начинать работать с геометрическими фигурами?

Давайте в очередной раз обратимся к Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Педагог "знакомит детей с некоторыми фигурами: ... круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия". Такое содержание образовательной деятельности появляется в программе в возрасте детей от 3 до 4 лет. Собственно, с этого времени можем начинать использовать дидактическое пособие "Геометрические фигуры вокруг нас".

Дидактическое пособие "Геометрические фигуры вокруг нас" или "Подбери по форме"
Дидактическое пособие "Геометрические фигуры вокруг нас" или "Подбери по форме"

Итак, что добавляем дальше в соответствии с возрастом: овал и прямоугольник в средней группе. Когда вводить ромб? В ФОП этого не нашла, но есть в старшей группе вот такая формулировка: "выделять структуру плоских геометрических фигур". На основе выделения структуры я бы познакомила детей еще с одним четырехугольником - ромбом. Получается, со старшей группы можно использовать полный комплект дидактического пособия.

Пособие "Геометрические фигуры вокруг нас" можно использовать с детьми от трех до семи лет, корректируя его наполнение

Каждой геометрической фигуре соответствуют несколько изображений. Перечислю их.

  • Круг: настенные часы, пуговица, компас, футбольный мяч, глобус.
  • Квадрат: шахматная доска, картина, подушка, мольберт, кубик.
  • Треугольник: палатка, пирамида, ракета, ель.
  • Прямоугольник: монитор, плитка шоколада, калькулятор, книга, акварельные краски, фотоаппарат.
  • Овал: рыба, зеркало, воздушный шар, огурец, мяч для игры в регби.
  • Ромб: елочная игрушка, дорожный знак, скат, воздушный змей, юла.

Давайте рассмотрим вариант игры в подготовительной к школе группы, где будем использовать весь стимульный материал дидактического пособия "Геометрические фигуры вокруг нас" или "Подбери по форме"

Начинаем как обычно с мотивации, возьмем сюжет "Страна Геометрия".

"Далеко-далеко в волшебной стране Геометрии жили геометрические фигуры и их друзья, разнообразные геометрические существа: милые квадратные домики, веселые треугольные елочки и дружелюбные круглые облачка. Однажды из-за проказ местного волшебника все геометрические предметы в стране перемешались! Теперь, чтобы вернуть все на свои места, нужна помощь настоящих геометрических волшебников. Ребята, кто из вас хочет стать геометрическим волшебником и помочь жителям волшебной страны Геометрии найти свои дома?

Геометрические фигуры можно разместить на своеобразной карте страны Геометрии. Начать стоит с обсуждения с детьми формы фигур. Здесь можно как указать на конкретную фигуру и спросить детей о ее названии. Можно идти от названия и уточнить у детей, какие фигур им известны. А после перечисления поинтересоваться, если ли среди этих фигур квадрат и если есть, показать его. Здесь же можно уточнить признаки тех или иных фигур.

После работы с фигурами следует обратить внимание на изображения предметов, рассмотреть их, обсудить их форму, разная она или одинаковая.

Как ты считаешь, какой формы этот предмет? Почему? К какой геометрической фигуре стоит его прикрепить?

Разберите таким образом несколько предметов, а затем предложите детям поработать самостоятельно, в парах или микрогруппах. Рассортировать изображения предметов и прикрепить их к соответствующим геометрическим фигурам. По окончании можно провести мини-выступления с демонстрацией итогов работы. Каждая подгруппа представит свои результаты. Так в случае необходимости корректировки не педагог будет инициатором, а представители других подгрупп. Это очень важно. Ну а работа в группах будет способствовать развитию личностных качеств дошкольников, причем каждый по-своему будет задействован.

Рассмотрим так же другую логику построения диалога. О том же, но по-другому.

Как ты думаешь, шахматная доска какой формы? Как ты догадался, что она квадратная? К какой геометрической фигуре нужно ее прикрепить?

Вроде бы работа с математическими представлениями, но очень важно совершенствовать умение детей выстраивать правильные грамматические конструкции, согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Поэтому стимулируем высказывания детей полными ответами.

Я прикреплю шахматную доску к квадрату, потому что...

Какие вопросы можно еще задать детям?

  • Какие еще ты знаешь предметы круглой формы?
  • Какие еще предметы могут иметь такую же форму, как эта геометрическая фигура?
  • Что делает квадрат квадратом? Сколько у него сторон? Какие они?
  • Что бы ты мог добавить или изменить в этой игре, чтобы сделать ее интереснее?
  • Какие фигуры ты считаешь самыми простыми для определения? А какие – самыми сложными? Почему?
  • Если бы ты мог прикрепить к геометрической фигуре свой предмет, каким бы он был?

Эти вопросы помогут стимулировать интерес детей к игре, развивать их наблюдательность, логическое мышление и фантазию.

В завершении игры стоит поблагодарить детей от имени жителей страны Геометрии за помощь. Кстати, в моей практике бывали случаи, когда мотивацию педагог продумал на отлично, а вот педагогическое мероприятие осталось незавершенным. Забыли, к примеру, вернуться из путешествия или еще что-то. Вопрос целеполагания (как педагогического, так и детского) достаточно непростой, но дети цель ставят. Идут к ней. Достигают. Поэтому мотивационная логика должна соблюдаться.

Ну а теперь можно и рефлексию провести. В старшем дошкольном возрасте мне больше импонирует рефлексия деятельности, чем рефлексия эмоционального состояния. Вам понравилось? - спрашивает педагог. Даааа, - отвечают все поголовно. Где здесь рефлексия? Конечно, я утрирую. Но все же...

Итак что можно затронуть в рефлексии деятельности. Например, обсудить с детьми, с чем они справились с легкостью, а что было сложным. Поговорить о том, где ещё в повседневной жизни можно найти геометрические фигуры. Предложить поискать геометрические фигуры в окружающих предметах на прогулке, а затем поделиться своими наблюдениями в ходе вечернего рисования. Вот уже и часть календарного плана. Здорово же?

А вообще, данный дидактический материал можно использовать и в качестве наглядного, разместив в центре познавательно-исследовательской деятельности или уголке математики.

Друзья, а какие активности вы используете для формирования у детей представлений о форме предметов? Делитесь ими в комментариях. Поставьте лайк к этой статье, если вам она понравилась. И подписывайтесь на канал "Методист в отставке". Всем добра.