- Надежда Калинина, эксперт, аналитик фармацевтического рынка. Хорошо ориентируется в цифрах и, опираясь на них, может предсказывать будущее:
«В начале лета текущего года Правительство ввело обязательную маркировку на БАД. Поговорим о том, как это нововведение может отразиться на работе фармрозницы».
Производители БАД: от опасений к оптимизму
Несмотря на некоторую предубежденность ряда представителей фармрынка, необходимость в маркировке БАД существует, и назрела она давно. Тем не менее когда начались обсуждения этого проекта, производители опасались, что запуск проекта приведет к оттоку потребителя из легальных каналов продаж в сегмент трансграничной интернет-торговли.
При этом эксперты предполагали, что объем контрафакта может не только не уменьшиться, но даже увеличиться из-за отсутствия механизма контроля качества БАД, получаемых из-за рубежа. Однако в 2022 году работа зарубежных онлайн-сервисов по доставке БАД в РФ остановилась, что частично решило проблему поступления нелегальных биодобавок.
Эксперимент по маркировке БАД, стартовавший весной 2021 года и продлившийся до конца февраля 2023 года, дал в целом положительные результаты. По мнению исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова, маркировка позволит покупателю свободнее разбираться в товаре, делая выбор в пользу проверенных БАД.
Эксперты ожидают, что введение маркировки действительно приведет к росту средней розничной стоимости БАД и некоторому сокращению представленного ассортимента, однако последнее вряд ли превысит 10% от актуальной номенклатуры.
В первые пять месяцев 2022 года:
- 24% биодобавок, реализуемых онлайн, не имели государственной регистрации;
- в 19% незарегистрированных БАД в составе были обнаружены запрещенные в России или странах ЕАЭС вещества;
- доля опасной продукции возросла на 40% по сравнению с показателями прошлого года.
Фармрозница: не так страшен волк?
Согласно данным опроса 241 сотрудника аптечных учреждений, проведенного порталом «Фарма РФ»*, в настоящее время абсолютное большинство работников фармрозницы (78% опрошенных) считают, что с маркировкой БАД возникнут проблемы. Среди возможных причин первостольники упомянули возрастающую нагрузку фармспециалистов (26%), трудности считывания кода из-за разнообразия оформления упаковки БАД (19%) и необходимость освоения новой системы (15%).
Но есть и повод для оптимизма. Обращаясь к опыту введения маркировки на лекарственные препараты, можно предположить, что изменения, которые ждут нас на рынке БАД, пройдут с меньшим количеством трудностей, чем ожидают представители фармацевтической розницы, тем более что аптеки имеют в запасе 1,5 года для адаптации работы с системой маркировки биодобавок.
Что день грядущий?
Введение маркировки БАД поможет решить значимую часть проблем, связанных с оборотом биодобавок в РФ. Однако маркировка не регулирует рынок маркетплейсов, доля которых в продаже БАД ежегодно растет. Некоторые крупные интернет-площадки сами проявили инициативу и запретили продажу добавок без подтверждения подлинности свидетельства о государственной регистрации (СГР). Но далеко не все пошли таким путем, потому что это напрямую влияет на оборот. И здесь важно, чтобы регулятор создал для всех одинаковые правила игры. Именно поэтому, наряду с маркировкой биодобавок, назрела необходимость введения изменений и в самом сегменте интернет-продаж.
В таких реалиях большое значение имеет поведение покупателя, его сознательный подход к выбору биодобавок. Благодаря системе «Честный знак» сделать это будет проще. Именно во взаимодействии регулятора, участников рынка и потребителей и видится залог становления прозрачного рынка биодобавок.
Этапы маркировки
2023
1 сентября 2023
- старт обязательной регистрации в системе маркировки для всех участников оборота
1 октября 2023
- производителям и импортерам нужно быть зарегистрированными в системе, описать свои товары в каталоге, нанести код маркировки на потребительскую упаковку и подать сведения о вводе в оборот в систему маркировки
1 ноября 2023
- импортерам необходимо подавать сведения в декларации о кодах маркировки на ввозимую продукцию
2024
1 марта 2024
- все участники оборота обязаны подавать сведения в систему о поэкземплярном выводе из оборота продукции
1 мая 2024
- все участники оборота должны осуществлять передачу сведений в объемно-сортовом формате (о движении маркированной продукции между участниками через электронный документооборот (ЭДО))
1 сентября 2024
- все участники оборота должны использовать ЭДО в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции и передавать сведения в систему о каждой единице маркированного товара (поэкземплярный учет)
* Методология: опрос проходил в профессиональном сообществе «Фарма РФ» с 20 марта по 10 апреля 2023 г. Количество участников (фармацевтов) – 241. URL (дата обращения – 25.07.2023).
#маркировкабад #бад #фармрозница #этапымаркировки