Как часто бывает, человек пытается себе помочь, ответив на вопрос «почему это со мной происходит». Но это тупик. Предположим, почитав популярную литературу, вы пришли к выводу, что слишком часто завидуете людям, и решаете избавиться от этого чувства. В лучшем случае это может привести к вытеснению данной эмоции подальше в бессознательное и симптомы усилятся или трансформируются в другие симптомы. Или что вам даст понимание, что в вашей семье принято общаться через телесные симптомы, и вы переняли эту особенность? Ничего не даст, кроме некоторого успокоения ума. Вопрос почему заставляет ходить по кругу и уводит от осмысления происходящего.
Важный момент. Если есть соматический симптом, первым делом нужно обратиться к врачу, чтобы удостовериться, что симптом именно психосоматический!
С точки зрения юнгианской психологии через тело символически выражаются какие-то процессы в душе человека. И более плодотворным будет вопрос не почему, а зачем это со мной происходит.
Тело и душа – не противоположности, между ними нет противопоставления.
Описаны случаи, когда вслед за исчезновением психосоматического заболевания ухудшалось психологическое состояние больного – он впадал в крайнюю тревогу, депрессию, даже психоз. И наоборот, при усилении соматического неблагополучия, улучшалось психологическое состояние. А иногда улучшение симптома одного человека может приводить к ухудшению симптома, соматического или психологического, члена или членов его семьи. Можно сказать, что психосоматика – это психоз тела. То, что происходит в теле и психике – части одного процесса.
Вопрос, который нужно себе задать: "Зачем это моей душе?"
У психосоматики есть смысл, зачем она нужна душе. И этот смысл стоит поискать. Для человека с развитой функцией символизации, связь с бессознательным устанавливается через сновидения и фантазии. Когда эта функция глобально или локально нарушена, это может происходить через тело.
Например, болея, человек может компенсировать дефицит материнского, чего не хватило когда-то в детстве или не было совсем. Он, как мать о ребенке, может позаботиться о теле, водя его к врачу, мажа мазями, делая ему уколы и т.д. Также медицинские учреждения – это места, где о нас заботятся, то есть тоже репрезентации материнского.
Или болезнь может погружать слишком уверенного в себе человека в состояние слабости, делая его более человечным, живым менее высокомерным.
Или что-то еще.
Символический смысл симптома не стоить искать в сборниках расшифровок болезней вроде Луизы Хей и Синельникова. Этот смысл должен быть личным, индивидуальным. Его нельзя просто рационально понять. Его нужно выстрадать, вырастить внутри себя.
Нельзя избавиться от психосоматического симптома путем проработки.
Если просто "убирать" симптом с помощью каких-то психотехник, возникнет другой, может быть, гораздо более неприятный. Работать нужно с причиной.
Связи между телом и психикой гораздо более сложные, разнообразные и неоднозначные, чем хочется думать. Более того, такая попытка означает впадение в комплекс всемогущества, и она может привести к обратному результату, усилить симптом или создать новые. Отсутствие прямой цели исцелить болезнь при психотерапевтической работе – более продуктивная позиция и косвенно может привести к исцелению. Такое не раз было в моей практике, когда через несколько месяцев работы, в течение которых мы касались темы болезней только вскользь, болезнь проходила сама собой. Но что важно понять – это не гарантия.
Что мы делаем вместе с клиентом в ходе психотерапии.
🔸 Развиваем способность проживать любые эмоции, видеть свои ограничения, принимать свои недостатки, преодолевать сложности.
🔸 Если человек захвачен виной за свою болезнь, развиваем смирение перед состояниями слабости и унижения (как противовес комплексу всемогущества).
🔸 Создаем связи (как правило психосоматический клиент не видит и не чувствует связи между разными фрагментами своего опыта, разными частями себя).
🔸 Развиваем символическую функцию (чтобы в конце концов перевести телесные симптомы в психические переживания).
🔸 Возвращаем способность заботиться о себе самому.
🔸 Ищем смысл происходящего вообще в жизни человека, не только с телом.
Все это – чтобы сделать возможным проживание через психические состояния того, что пока переживается психосоматически. Цель состоит в том, чтобы от языка тела перейти к обычном языку и сознанию.
Яна Фролова
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм "Заметки о юнгианском".
Приходите на мой сайт😊.
Записывайтесь на консультации: 8 (905) 501-23-73.