Найти тему

Музей ЗИЛа в Москве | Первый советский грузовик, автомобили Сталина, Горбачева и редкие опытные образцы

Оглавление

Прошло уже более 7 лет, как легендарный Завод имени Лихачева перестал выпускать автомобили и грузовики. Даже не осталось заводских корпусов, на смену которым пришел жилой комплекс.

Однако существуют еще такие места, где можно проникнуться атмосферой автомобилями ЗИЛ. Одно из таких мест — музей на Сокольниках в Москве.

Что интересного в музее — подробно в сегодняшней статье!

Где находится

Музей ЗИЛа находится по адресу ул. Сокольнический Вал 1А (метро Сокольники). Лучше сюда приезжать на бесплатные экскурсии, которые проводятся по субботам и воскресеньям в 13:00.

Мой приезд в Москву не совпал с бесплатной экскурсией, поэтому придется самому добывать информацию.

Отмечу, что найти вход в музей с первого раза не получилось. Я все искал хоть какую-нибудь вывеску на фасаде здания, но так и не нашел. На удачу зашел в офисный центр.

-2

И на первом этаже обнаружил тот самый музей ЗИЛа. Случайно музей никто не сможет найти, так как вывески отсутствуют даже внутри.

Зато какая прозрачная плитка на входе. Мне почему-то вспомнилась советская столовая. Как будто переместились во времени далеко назад. Это чувство еще неоднократно будет меня сегодня посещать.

-3

На входе нет никого из администрации, потому что проход в музей бесплатный, но он работает не круглосуточно и ограничивается режимом работы ниже.

вт-вс: 10:00–19:00
пн: выходной
Стоимость билета: бесплатно
-4

ЗИС-110

После революции, как это не было странным, но советские вожди предпочитали перемещаться на премиальных автомобилях: Ленин на британском Роллс-Ройсе, а Сталин на американском Паккарде.

В какой-то момент Сталин задумался о том, что не очень хорошо в коммунистической стране разъезжать на капиталистическом автомобиле и поручил советским конструкторам придумать отечественный автомобиль для элиты.

Так появился сначала ЗИС-101, но он не впечатлил Сталина. А потом ЗИС-110, созданный по прототипу сталинского Паккарда. Сталину автомобиль понравился, и на долгое время ЗИС-110 стал главным автомобилем страны.

-5
-6
-7

Данный лимузин ЗИС-110 собран в 1949 году и на нем красуется послевоенный логотип, на котором изображены Знамя Победы с Дворцом Советом.

Дворец из-за дороговизны проекта так и не был построен, зато в символике уже активно использовался.

-8

Хоть автомобилей в музее не так много, но очень много интересных артефактов из жизни завода. Например, длинный коридор украшен не менее длинным чертежом, датированный 1936 годом!

-9
-10

ЗИЛ-41041

Перемещаемся в эпоху Горбачева. Генсек предпочитал перемещаться на ЗИЛ-41047, а в качестве автомобилей сопровождения использовались укороченные версии ЗИЛ-41041. Именно эта модель представлена в музее.

-11
-12

Многие экспонаты почему-то со своими родными госномерами, а не с музейными плашками с названием моделей. Как-будто с закрытием музея отправятся своим ходом по пробкам в какой-нибудь московский двор на ночлег )))

-13

Любопытная коллекция значков автомобилей разных лет. Коллекционеры позавидуют ассортименту. Даже есть такой раритет как ЗИС-102

-14
-15

По импровизированной автомобильной дороге переходим в следующий зал. Здесь уже экспонатов побольше

-16

Начнем изучение с трех черных автомобилей, стоящих на фоне баннера с Красной площадью

-17

ЗИЛ-410047

Если в предыдущем зале мы видели ЗИЛ-410041 из сопровождения, то теперь перед нами автомобиль первого лица государства — ЗИЛ-410047.

Перемещался на 47 модели Горбачев и немного Ельцин. После распада СССР президент России пересел на немецкий автопром, а ЗИЛ-410047 с переменным успехом собирался до 2002 г. После чего сборка остановилась из-за отсутствия спроса.

Была попытка в 2010 году возобновить производство, но автомобиль конкурс проиграл. Под правительственный автопарк создали новый бренд Аурус, к которому конструктора ЗИЛа отношения не имеют.

-18
-19

ЗИЛ-410441 Купе-кабриолет

Тогда же в 2010 году был еще один правительственный конкурс на создание автомобиля купе для парада. Конструктора ЗИЛ включились в гонку, но в итоге конкурс проиграли.

Говорят, что их подвел механизм складывания крыши, который помимо того, что выглядел не эстетично, но и часто ломался. Один из автомобилей ЗИЛ 410441 был куплен Януковичем для своей коллекции.

Музейный экспонат был доработан и выпущен в 2016 году к столетию ЗИЛа. Хорошо бы в музее для наглядности показать крышу в сложенном состоянии.

-20

Аурус

Не ожидал среди экспонатов ЗИЛа увидеть нынешний автомобиль президента России — Аурус.

Точнее сказать это его укороченная версия, которая используется в сопровождении и даже есть в свободной продаже.

-21
-22

Шикарное граффити с автомобилем "Чайка"

-23

На стенде можно посмотреть как выглядит бронированное стекло автомобиля ЗИЛ. По сути это просто склеенные между собой обычные стекла.

-24

ЗИЛ-49065 Синяя птица

Не знаю передает ли фото размеры, но следующий экспонат просто нереальных размеров.

Перед нами вездеход-амфибия, созданный в 1985 году для обнаружения и эвакуации космонавтов. Не знаю оправданы ли затраты и действительно ли так сильно теряются космонавты, что для этого потребовалось создать специальный вездеход.

Такому вездеходу дорога не нужна, так как он сам ее прокладывает. Вот только пугает расход в 50 литров на 100 км.

-25
-26
-27

ЗИЛ-3906

Это опытный образец 1978 года, предназначенный для проведения спасательных работ на воде / в болоте / на снегу. В ходе испытаний произошла поломка и от проекта решили отказаться.

-28

ЗИЛ-111А "Москва"

На фоне черный правительственных автомобилей в музее выделяется единственный белый ЗИЛ-111. Многие его внешне путают с горьковской ГАЗ-13 "Чайкой".

ЗИЛ-111 так схож неспроста. Все потому что их рисовал один дизайнер — Лев Еремеев. Привлекли его к ЗИЛу по причине того, что столичные дизайнеры не смогли нарисовать автомобиль, который удовлетворил бы экспертную правительственную комиссию.

ЗИЛ-111 появился в 1950-х годах, пришедший взамен устаревшему ЗИС-110. Причем ЗИЛ-111 не скопировали, как ЗИС с какого-нибудь западного автомобиля, это собственный проект советских конструкторов.

Получился винтажный автомобиль, очень похожий по стилю на американцев того времени.

-29
-30
-31

Шикарная надпись на крыле

-32

На полках стоят пластилиновые модели. Именно с них раньше создавался автомобиль. Сегодня этот трудоемкий процесс заменил компьютер.

-33

Мне понравился стеллаж с игрушечными грузовиками. У всех в детстве был какой-нибудь ЗИЛ. А здесь все они собраны в коллекцию. Так что можно найти и свой грузовичок.

-34
-35
-36

ЗИЛ-1049

Идиллию ЗИЛов нарушает маленький автомобиль Хонда, который мне больше напомнил британский мини мистера Бина.

По легенде Хонду подарили Брежневу во время визита в Японию. Она ему не понравилась, и Брежнев отдал её на ЗИЛ для изучения. На ЗИЛе изучали, изучали. Присвоили даже код модели ЗИЛ-1049, но затем проект заморозили.

Возможно, потому что все успели намучаться с Окой, и перспектив с новой моделью в малом классе уже не видели.

-37
-38

В обычной рамке из под фотографии не полная коллекция логотипов ЗИЛ.

-39

ЗИЛ-118 Юность

В 1950-х ЗИЛ массово сокращал сотрудников и чтобы хоть какую-нибудь долю конструкторов оставить – инженеры ЗИЛа убедили Хрущева инвестировать средства в проект комфортабельного микроавтобуса на платформе ЗИЛ-111.

Так появился микроавтобус "Юность". В музее представлена одна из первых моделей, победившая на выставке в Ницце в 1967 году. В ходе реставрации восстановили оклейку с той самой выставки.

Во время визита Генри Форда в СССР ему приглянулась "Юность", и он начал переговоры о производстве этой модели у себя в США, но договориться сторонам не удалось.

-40
-41

ЗИЛ-32071

Более поздняя модификация "Юности". Во времена Горбачева появилась мода путешествий по регионам, и в микроавтобусе размещалась охрана президента.

С приходом к власти Ельцина микроавтобусы еще использовались какое-то время, но в итоге были заменены на американский Шевроле.

-42
-43

А вот так выглядел последний микроавтобус "Юность", вышедший из цеха в 1998 году.

-44

Обратите внимание на оптику, которая заимствована у автомобиля LADA 2107

-45

Любопытный стенд, на котором можно посмотреть в действии оптику популярных моделей ЗИЛа.

Единственная вещь, которую можно потрогать в музее. Все остальное категорически трогать запрещено, и специальный смотритель за вашей спиной строго следит за вашими действиями.

-46
-47

Кабинет конструктора

В одном из помещений воссоздали кабинет советского конструктора Виталия Грачева. Это один из основателей отечественной школы проектирования внедорожной техники.

Грачев спроектировал огромное количество автомобилей. Среди которых ГАЗ-61, ЗИЛ-157 и т.д. Про таких людей говорят, что женат на работе, которой посвятил всю свою жизнь...

-48
-49

Цех сборки

Остался последний зал к просмотру. Его постарались сделать в индустриальном стиле, чтобы мы максимально прониклись атмосферой местом, где делали автомобили ЗИЛ.

-50

АМО-Ф15

В центре цеха главная жемчужина музея — АМО-Ф15 первый советский грузовой автомобиль. В 1923 году военное ведомство подняло вопрос о начале производства новых полуторатонных грузовиков.

Чтобы создать с нуля таких ресурсов у страны не было, поэтому за прототип был взят грузовик FIAT 15 Ter. В 1924 году, к седьмой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, были собраны 10 автомобилей.

В музее представлен грузовик 1929 года сборки.

-51
-52

ЗИС-5

ЗИС-5 является модификацией своего предшественника АМО-3. К производству нового автомобиля приступили в 1933 году и выпускали до 1948 года.

Машина состоит из 4500 деталей, изготовленных из чугуна, стали и дерева. Конструкция автомобиля настолько проста, что его можно разобрать с минимальным набором инструментов.

В разгар Великой Отечественной войны уже начали производить упрощенную версию грузовика, которая именовалась ЗИС-5В. Кабина стала изготавливаться из дерева и фанеры. Крылья выполняли методом гибки проката, в довоенное же время их штамповали. Также была убрана одна из фар. Технические показатели автомобиля оставались неизменными.

-53
-54
-55

Небольшая экспозиция со станками из 1930-х.

-56
-57

Пример типичного рабочего места. Даже сохранен легкий рабочий беспорядок. Как-будто только утром за ним кто-тот работал.

-58
-59

Производственный цех невозможно представить без плакатов. Здесь собралась целая стена с ними. Есть разные, как предупреждающие, так и инструкции.

-60
-61

Силовые агрегаты

Отдельная зона выделена под силовые агрегаты, которые также массивны, как и автомобили ЗИЛ.

В музее представлены: дизельный двигатель с коробкой ЗИЛ 645, бензиновый двигатель ЗИЛ 131, дизельный двигатель ЗИЛ 136, опытный бесшатунный двигатель, опытный верхнеклапанный двигатель ЗИЛ 157, макет двигателя для Бычка ЗИЛ 450 (опытный образец).

В общем фанаты найдут на что посмотреть )))

-62
-63

Еще статьи из автомобильных музеев: