Прошло уже более 7 лет, как легендарный Завод имени Лихачева перестал выпускать автомобили и грузовики. Даже не осталось заводских корпусов, на смену которым пришел жилой комплекс.
Однако существуют еще такие места, где можно проникнуться атмосферой автомобилями ЗИЛ. Одно из таких мест — музей на Сокольниках в Москве.
Что интересного в музее — подробно в сегодняшней статье!
Где находится
Музей ЗИЛа находится по адресу ул. Сокольнический Вал 1А (метро Сокольники). Лучше сюда приезжать на бесплатные экскурсии, которые проводятся по субботам и воскресеньям в 13:00.
Мой приезд в Москву не совпал с бесплатной экскурсией, поэтому придется самому добывать информацию.
Отмечу, что найти вход в музей с первого раза не получилось. Я все искал хоть какую-нибудь вывеску на фасаде здания, но так и не нашел. На удачу зашел в офисный центр.
И на первом этаже обнаружил тот самый музей ЗИЛа. Случайно музей никто не сможет найти, так как вывески отсутствуют даже внутри.
Зато какая прозрачная плитка на входе. Мне почему-то вспомнилась советская столовая. Как будто переместились во времени далеко назад. Это чувство еще неоднократно будет меня сегодня посещать.
На входе нет никого из администрации, потому что проход в музей бесплатный, но он работает не круглосуточно и ограничивается режимом работы ниже.
вт-вс: 10:00–19:00
пн: выходной
Стоимость билета: бесплатно
ЗИС-110
После революции, как это не было странным, но советские вожди предпочитали перемещаться на премиальных автомобилях: Ленин на британском Роллс-Ройсе, а Сталин на американском Паккарде.
В какой-то момент Сталин задумался о том, что не очень хорошо в коммунистической стране разъезжать на капиталистическом автомобиле и поручил советским конструкторам придумать отечественный автомобиль для элиты.
Так появился сначала ЗИС-101, но он не впечатлил Сталина. А потом ЗИС-110, созданный по прототипу сталинского Паккарда. Сталину автомобиль понравился, и на долгое время ЗИС-110 стал главным автомобилем страны.
Данный лимузин ЗИС-110 собран в 1949 году и на нем красуется послевоенный логотип, на котором изображены Знамя Победы с Дворцом Советом.
Дворец из-за дороговизны проекта так и не был построен, зато в символике уже активно использовался.
Хоть автомобилей в музее не так много, но очень много интересных артефактов из жизни завода. Например, длинный коридор украшен не менее длинным чертежом, датированный 1936 годом!
ЗИЛ-41041
Перемещаемся в эпоху Горбачева. Генсек предпочитал перемещаться на ЗИЛ-41047, а в качестве автомобилей сопровождения использовались укороченные версии ЗИЛ-41041. Именно эта модель представлена в музее.
Многие экспонаты почему-то со своими родными госномерами, а не с музейными плашками с названием моделей. Как-будто с закрытием музея отправятся своим ходом по пробкам в какой-нибудь московский двор на ночлег )))
Любопытная коллекция значков автомобилей разных лет. Коллекционеры позавидуют ассортименту. Даже есть такой раритет как ЗИС-102
По импровизированной автомобильной дороге переходим в следующий зал. Здесь уже экспонатов побольше
Начнем изучение с трех черных автомобилей, стоящих на фоне баннера с Красной площадью
ЗИЛ-410047
Если в предыдущем зале мы видели ЗИЛ-410041 из сопровождения, то теперь перед нами автомобиль первого лица государства — ЗИЛ-410047.
Перемещался на 47 модели Горбачев и немного Ельцин. После распада СССР президент России пересел на немецкий автопром, а ЗИЛ-410047 с переменным успехом собирался до 2002 г. После чего сборка остановилась из-за отсутствия спроса.
Была попытка в 2010 году возобновить производство, но автомобиль конкурс проиграл. Под правительственный автопарк создали новый бренд Аурус, к которому конструктора ЗИЛа отношения не имеют.
ЗИЛ-410441 Купе-кабриолет
Тогда же в 2010 году был еще один правительственный конкурс на создание автомобиля купе для парада. Конструктора ЗИЛ включились в гонку, но в итоге конкурс проиграли.
Говорят, что их подвел механизм складывания крыши, который помимо того, что выглядел не эстетично, но и часто ломался. Один из автомобилей ЗИЛ 410441 был куплен Януковичем для своей коллекции.
Музейный экспонат был доработан и выпущен в 2016 году к столетию ЗИЛа. Хорошо бы в музее для наглядности показать крышу в сложенном состоянии.
Аурус
Не ожидал среди экспонатов ЗИЛа увидеть нынешний автомобиль президента России — Аурус.
Точнее сказать это его укороченная версия, которая используется в сопровождении и даже есть в свободной продаже.
Шикарное граффити с автомобилем "Чайка"
На стенде можно посмотреть как выглядит бронированное стекло автомобиля ЗИЛ. По сути это просто склеенные между собой обычные стекла.
ЗИЛ-49065 Синяя птица
Не знаю передает ли фото размеры, но следующий экспонат просто нереальных размеров.
Перед нами вездеход-амфибия, созданный в 1985 году для обнаружения и эвакуации космонавтов. Не знаю оправданы ли затраты и действительно ли так сильно теряются космонавты, что для этого потребовалось создать специальный вездеход.
Такому вездеходу дорога не нужна, так как он сам ее прокладывает. Вот только пугает расход в 50 литров на 100 км.
ЗИЛ-3906
Это опытный образец 1978 года, предназначенный для проведения спасательных работ на воде / в болоте / на снегу. В ходе испытаний произошла поломка и от проекта решили отказаться.
ЗИЛ-111А "Москва"
На фоне черный правительственных автомобилей в музее выделяется единственный белый ЗИЛ-111. Многие его внешне путают с горьковской ГАЗ-13 "Чайкой".
ЗИЛ-111 так схож неспроста. Все потому что их рисовал один дизайнер — Лев Еремеев. Привлекли его к ЗИЛу по причине того, что столичные дизайнеры не смогли нарисовать автомобиль, который удовлетворил бы экспертную правительственную комиссию.
ЗИЛ-111 появился в 1950-х годах, пришедший взамен устаревшему ЗИС-110. Причем ЗИЛ-111 не скопировали, как ЗИС с какого-нибудь западного автомобиля, это собственный проект советских конструкторов.
Получился винтажный автомобиль, очень похожий по стилю на американцев того времени.
Шикарная надпись на крыле
На полках стоят пластилиновые модели. Именно с них раньше создавался автомобиль. Сегодня этот трудоемкий процесс заменил компьютер.
Мне понравился стеллаж с игрушечными грузовиками. У всех в детстве был какой-нибудь ЗИЛ. А здесь все они собраны в коллекцию. Так что можно найти и свой грузовичок.
ЗИЛ-1049
Идиллию ЗИЛов нарушает маленький автомобиль Хонда, который мне больше напомнил британский мини мистера Бина.
По легенде Хонду подарили Брежневу во время визита в Японию. Она ему не понравилась, и Брежнев отдал её на ЗИЛ для изучения. На ЗИЛе изучали, изучали. Присвоили даже код модели ЗИЛ-1049, но затем проект заморозили.
Возможно, потому что все успели намучаться с Окой, и перспектив с новой моделью в малом классе уже не видели.
В обычной рамке из под фотографии не полная коллекция логотипов ЗИЛ.
ЗИЛ-118 Юность
В 1950-х ЗИЛ массово сокращал сотрудников и чтобы хоть какую-нибудь долю конструкторов оставить – инженеры ЗИЛа убедили Хрущева инвестировать средства в проект комфортабельного микроавтобуса на платформе ЗИЛ-111.
Так появился микроавтобус "Юность". В музее представлена одна из первых моделей, победившая на выставке в Ницце в 1967 году. В ходе реставрации восстановили оклейку с той самой выставки.
Во время визита Генри Форда в СССР ему приглянулась "Юность", и он начал переговоры о производстве этой модели у себя в США, но договориться сторонам не удалось.
ЗИЛ-32071
Более поздняя модификация "Юности". Во времена Горбачева появилась мода путешествий по регионам, и в микроавтобусе размещалась охрана президента.
С приходом к власти Ельцина микроавтобусы еще использовались какое-то время, но в итоге были заменены на американский Шевроле.
А вот так выглядел последний микроавтобус "Юность", вышедший из цеха в 1998 году.
Обратите внимание на оптику, которая заимствована у автомобиля LADA 2107
Любопытный стенд, на котором можно посмотреть в действии оптику популярных моделей ЗИЛа.
Единственная вещь, которую можно потрогать в музее. Все остальное категорически трогать запрещено, и специальный смотритель за вашей спиной строго следит за вашими действиями.
Кабинет конструктора
В одном из помещений воссоздали кабинет советского конструктора Виталия Грачева. Это один из основателей отечественной школы проектирования внедорожной техники.
Грачев спроектировал огромное количество автомобилей. Среди которых ГАЗ-61, ЗИЛ-157 и т.д. Про таких людей говорят, что женат на работе, которой посвятил всю свою жизнь...
Цех сборки
Остался последний зал к просмотру. Его постарались сделать в индустриальном стиле, чтобы мы максимально прониклись атмосферой местом, где делали автомобили ЗИЛ.
АМО-Ф15
В центре цеха главная жемчужина музея — АМО-Ф15 первый советский грузовой автомобиль. В 1923 году военное ведомство подняло вопрос о начале производства новых полуторатонных грузовиков.
Чтобы создать с нуля таких ресурсов у страны не было, поэтому за прототип был взят грузовик FIAT 15 Ter. В 1924 году, к седьмой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, были собраны 10 автомобилей.
В музее представлен грузовик 1929 года сборки.
ЗИС-5
ЗИС-5 является модификацией своего предшественника АМО-3. К производству нового автомобиля приступили в 1933 году и выпускали до 1948 года.
Машина состоит из 4500 деталей, изготовленных из чугуна, стали и дерева. Конструкция автомобиля настолько проста, что его можно разобрать с минимальным набором инструментов.
В разгар Великой Отечественной войны уже начали производить упрощенную версию грузовика, которая именовалась ЗИС-5В. Кабина стала изготавливаться из дерева и фанеры. Крылья выполняли методом гибки проката, в довоенное же время их штамповали. Также была убрана одна из фар. Технические показатели автомобиля оставались неизменными.
Небольшая экспозиция со станками из 1930-х.
Пример типичного рабочего места. Даже сохранен легкий рабочий беспорядок. Как-будто только утром за ним кто-тот работал.
Производственный цех невозможно представить без плакатов. Здесь собралась целая стена с ними. Есть разные, как предупреждающие, так и инструкции.
Силовые агрегаты
Отдельная зона выделена под силовые агрегаты, которые также массивны, как и автомобили ЗИЛ.
В музее представлены: дизельный двигатель с коробкой ЗИЛ 645, бензиновый двигатель ЗИЛ 131, дизельный двигатель ЗИЛ 136, опытный бесшатунный двигатель, опытный верхнеклапанный двигатель ЗИЛ 157, макет двигателя для Бычка ЗИЛ 450 (опытный образец).
В общем фанаты найдут на что посмотреть )))
Еще статьи из автомобильных музеев: