Найти тему
Чердак Умной Эльзы

"Маленький мальчик нашел где-то что-то...": "садистский стишок" в советской культуре

Те, чье детство пришлось на конец 70-х - начало 80-х, конечно, слышал многочисленные вариации этих стишков:

Маленький мальчик нашел пулемет -
Больше в деревне никто не живет

Иногда случались истории про девочку:

Девочка Таня у клетки ходила... 
Снова не надо кормить крокодила.

Бытовали и двустишия, и четверостишия:

Маленький мальчик на крыше сидел. 
Был бы он бабочкой - он полетел. 
Тихо подкрался с дубиною кто-то - 
Вот и свершилась мечта идиота.

Стихи эти рассказывали и в детской, и в подростковой, и в студенческой среде. И, как любой фольклор, они привлекли пристальное внимание филологов.

София Азархи,"Гаммельнский крысолов" 2018. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.
София Азархи,"Гаммельнский крысолов" 2018. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.

Кстати, пока филологи-фольклористы бились над диссертациями, развеселый журнал второй половины 90-х "Красная Бурда" создал гениальный стишок, где вскрыта одна из наиболее употребимых структур:

Маленький кто-то нашёл где-то что-то,
Что-то зачем-то нажал у чего-то,
Это чего-то кого-то куда-то.
Будьте внимательны с этим, ребята!

Для тех, кто вздрогнул при слове "садистские" в словосочетании с "детскими" стихами, следует отметить, что в детской среде слово понималось иначе, чем во взрослой. М.Л. Лурье, серьезный исследователь, отмечает, что его значение было близко к понятию "мучитель" - так могли назвать того, кто не рассчитал силы в игровой потасовке: "Ты что, садист?!", бытовало слово "засадировать", а в карты порой играли "на садистика" - проигравшему выкручивали, например, руки, отвешивают щелбаны и т.д.

...а настоящие садисты представлялись особыми людьми, специальным занятием которых является жестокое истязание других. Именно в этом смысле слово попадает в стишки:
Дети в подвале играли в садистов.
Зверски замучан отряд каратистов
Маленький мальчик к садисту попал
Долго садист в унитазе стонал
М.Л. Лурье, "Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое"

Дети могут выступать и как жертвы, и как активное победительно начало:

Катя шагала домой через парк,
В кустиках ждал сексуальный маньяк.
Не было слышно ни крика, ни писка…
Молча пришибла его каратистка.

"Маленький мальчик", "Девочка Маша" - традиционные герои, которые оказываются в особой ситуации, как правило, заканчивающейся трагедией.

Маленький Петя на санках катался, 
С горки высокой бесстрашно спускался. 
Не нажимает на тормоз Панас, - 
Мыть все равно собирался "Камаз".

"Садистские стишки" можно смело отнести к "черному юмору" - который определяется как "юмор, обнаруживающий предмет своей забавы в опрокидывании моральных ценностей, вызывающих мрачную усмешку".

София Азархи, "Кроватка", 2020г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.
София Азархи, "Кроватка", 2020г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.

Опрокидываются общечеловеческие нормы, и, что особенно сложно воспринимается частью взрослых, в стишках устраивается какой-то развеселый карнавал вокруг смерти. Кто-то из исследователей видит отсылку к концепции Карнавала Бахтина, где смерть - семя новой жизни и часть вечной круговерти, но другие обращают внимание, что советский детский садистский стишок в отличие от иных фольклорных, из среды, начисто лишенный понятия о сакральности смерти. Кстати, Н. Красковский, исследуя глагол в структуре садистских стишков, отмечает, что из корпуса более чем 120 фольклорных единиц слово смерть встречается всего дважды!

Мальчик за сливами в садик полез - 
Сторож Евсей достает свой обрез. 
Выстрел раздался, сторож упал - 
Мальчика сзади отец прикрывал.

Ну и так все понятно, правда?

Ночью к соседям забрался Егор. 
Вор у подружки игрушку упер. 
Куклу не вынесет он за забор, - 
Метко Наташа метает топор.

Как бы то ни было, а жанр это, однозначно, деструктивный. Это — явная провокация по отношению к нормам взрослой культуры. Она венчает собой длинный ряд демонстративных шалостей, намеренных нарушений детьми предписанных им правил поведения.

София Азархи, "Баня", 2019г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.
София Азархи, "Баня", 2019г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.

Кстати, исследовательница М.П. Чередникова видит в этих стишках протест против мира взрослых, где в воспаленном воображении несчастный случай - неминуемое следствие любого действия. (Удивительно, что нынче дети уже не протестуют, плотно обложенные запретами и нормативами):

Провод по дереву вьется змеей. 
Мальчик схватился за провод рукой. 
Папа склонился над кучкой углей: 
"Где ж эти джинсы за двести рублей?"

Тут, конечно, не только отражена скаредность папы, но и эпоха дефицита...

Косточка к косточке, звездочки в ряд... 
Трамвай переехал отряд октябрят.

Бабушка в роще поганку нашла: 
"Съешь ее, внучка!" - сказала она. 
Быстро Танюша схрумкала гриб - 
Живой не увидит внучку старик.

А протест порождает провокацию, продавливание границ и рамок.

Мальчик конфету нашел под ногами 
(Яд в шоколад был подмешан врагами). 
Взял, откусил - и мальчонки не стало. 
Не поднимайте с земли что попало!

Что это, как не насмешка над набившими оскомину "Правилами безопасности"?

Впрочем, более изощренная насмешка здесь - при всех канонических условиях финал иной!

Генка за рощей грибы собирал,
На минное поле случайно попал…
Долго по минам бродил не спеша —
И не случилось с ним ни шиша.

Дети, кстати, относятся к смерти иначе, чем взрослые. Отношение к смерти близко к фольклорному. "Принесли его домой, оказался он живой" - мы все выросли на этой незамысловатой песенке.

В игре умерший оживает, а дети через игру, связанную со смертью (в том числе словесную) осознают конечность бытия. (Если вас передернуло - вспомните музыкальный цикл Чайковского, заканчивающийся композицией "Похороны куклы". Дети играют, играли и в это. Будут ли играть - другой вопрос).

София Азархи, "Праздник урожая кукурузы на пришкольном участке", 2021г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.
София Азархи, "Праздник урожая кукурузы на пришкольном участке", 2021г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.

Десакрализуется и "святой образ школы" и педагога:

Завуч поймал второгодника Васю, 
К стенке гвоздями прибил его в классе. 
По анатомии скоро урок - 
Будет иметь экспонат педагог.

Однако для исследователей ясно - корни детского стишка прячутся во взрослой пародийной деятельности.

Эти стихи выдают недетские темы, связанные с политикой, обращение к анекдоту, смех над привычными языковыми штампами (которые, как правило, средний школьный возраст не воспринимает).

Взорвать сельский клуб заброшен шпион. 
Мимо быка проходил дед Мирон. 
Тщетно чекисты искали врага - 
Нашли лишь кишки на рогах у быка

Вряд ли слово "партократ" - из активного школьного лексикона:

Сын партократа Антон Винторезов
Бабку в упор расстрелял из обреза.
Бросил отец ему горький упрёк:
- Что ж ты обои попортил, сынок!

Отсылки к "страшному КГБ" - тоже не детские:

Красная площадь, зеленые елки. 
Миша у елки сломал три иголки. 
Черные Волги промчались, шурша, - 
Мать не дождется домой малыша
Мальчик в трамвае доллар нашел. 
Спрятал в карман и в "Березку" пошел. 
Долго отец ходил в комитет - 
Доллар отдали, а мальчика - нет.
София Азархи "Домик-пряник", 2018г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.
София Азархи "Домик-пряник", 2018г. выставка в Арт-музе, г. Санкт-Петербург. Фото автора.

Корпус ряда стишков имеет корни в распространенных анекдотах "про чукчу", "про Штирлица" или Чапаева:

Кто-то схватился за тумблер рукой, 
Встретился "першинг" с чукотской землей. 
Незачем стало ходить на работу: 
Нету про чукчу теперь анекдотов.
Штирлица зверски Мюллер пытал, 
Нюхать портянки свои заставлял. 
К счастью, неведомо было уродине - 
Штирлицу нравились запахи Родины.

А порой просто используется совершенно иная форма:

Сидят в землянке партизаны, 
Из печки вьется черный дым. 
"Так сдвинем же, друзья, стаканы, - 
Сгорел предатель Никодим!"

Впрочем, большинство стишков, на чем сходятся все исследователи, имеют происхождение из взрослого творчества. Недетские игры со смыслами, рифмы, обыгрывание разных смысловых пластов - что не исключает появление стишков-подражаний уже в детской среде.

А у меня два вопроса: были ли садистские стишки частью вашей школьной жизни?

И - более важный, пожалуй: как бы вы отнеслись, если бы на канале появлялся фольклор и статьи, связанные с темой жизни и смерти, советских ритуалов - от рождения и свадьбы - до той же смерти?

Как всегда, искренне ваша, - Умная Эльза!