В ходе подготовки к изданию книги "Привет, Цой!" я совершенно случайно в одном из пакетов с письмами я обнаружил небольшой отрезок стандартного листа с написанным на нем Цоем номерами телефонов и именами: Василий Голованов и Игорь Мальцев. Вот он, этот неожиданный автограф...
Игорь Валентинович Мальцев - российский писатель, публицист, журналист, редактор, переводчик Джереми Кларксона, продюсер множества британских рок-н-ролльных групп, путешественник и музыкант. Его друг – Василий Ярославович Голованов - русский писатель, исследователь Махно и большой поклонник русского рока. Очевидно, что Виктор Цой записал номера домашних телефонов Игоря и Василия, чтобы перенести их потом в записную книжку, но, скорее всего, не успел…
Кстати, хочу отметить, что именно Игорь Мальцев автор нескольких довольно известных фотографий Цоя, в частности, именно фотоаппарат Игоря запечатлел Цоя во дворе «Камчатки», и именно этот снимок в виде граффити сегодня украшает собой двор этой знаменитой котельной.
Для окончательного уточнения я обратился лично к Игорю Мальцеву, с коим имею честь быть знакомым, и вот что он рассказал:
Игорь Мальцев:
Это наши московские телефоны. Василий Голованов – мой друг, он к сожалению, уже умер…Одно время я работал в Питере, в рок-клубе на Рубинштейна, в отделе по зарубежным связям. Я не раз общался с Виктором, разговаривал, делал фото. Василию тоже нравилось «КИНО». Еще в 1983 году БГ мне сказал, чтобы я послушал новую группу. А я потом Васе показал… Кстати, домашний телефон у нас с Васей был один на двоих. Мы вместе снимали квартиру в Москве…
Я же с 1965 по 1989 год жил на Камчатке. Учился там, работал журналистом. И мне были интересны наши парни – «ДДТ», Ляпин, «Телевизор», «Ноль», «Зоопарк», «Народное ополчение», «Аукцион», «Петля Нестерова»… Я же делал концерты на Камчатке. У меня были все, кроме БГ и Цоя. Цой сказал, что для него залы слишком маленькие и остался без Камчатки…Когда мы с ним договаривались о гастролях это был 1989-й год, и его что-то реально пробило на пафос и деньги. Я ему говорю - на Камчатке будет столько дополнительных кайфов, и тебя будут там носить на руках от одного горячего источника до другого… Два зала - театр на 600 мест и Дом Культуры рыбаков на 600. Но там просто и нет других залов. Так и не решился он. А потом я был в Лужниках на концерте в 1990 году. Послушал половину шоу, забрал телку, шампанское и ушел. Это был не тот человек, который меня поразил в 1983…Хотя я считаю его великим сонграйтером. Просто фантастически и удивительно, как это все у него прорвалось. Но Лужники - было почему-то очень скучно. Я не смог это вынести. Я редко ухожу с концертов. За свою жизнь ушел только со Стинга и Нила Янга в Лондоне. Но, по-моему, концерт «КИНО» в Донецке и то был круче. И мне не одному так показалось…
Так же на одном из найденных мной конвертов я обнаружил записанный Цоем номер телефона некой Ани, а рядом было написано - "Скандал". Было очевидно, что это номер телефона, по которому можно было найти Юрия Кацук – «Скандала», который в 1987 году был музыкантом группы «Объект насмешек», а потом, уйдя из группы, впоследствии стал авторитетным татуировщиком в стране. Плечи «Рикошета», кстати, украшали именно его работы.
Поскольку я знал, что «Скандал» давно отошел в мир иной, я решил обратиться к его, так сказать, соратнику по панк-цеху – Евгению «Тите» Титову, бывшему бас-гитаристу группы «Автоматические Удовлетворители». И все сразу встало на свои места.
Евгений Титов:
У «Скандала» была жена Аня, очень красивая стильная девушка. Она жива, здорова, но никуда не ходит. Встретил ее пару лет назад на чьих-то похоронах. «Вилли», кажется. Аня «Оскалиха», такая ее кликуха была, вроде бы…
Чуть позже Татьяна «Гангрена» Александрова разыскала фотографию Анны Федоровой и поделилась ею со мной, а еще чуть позже я разыскал и саму Анну.
Анна Федорова:
Хотелось придумать какую-нибудь интересную историю, но нет. Даже не знаю, что это могло бы быть... Скорее всего, это связано с Юрием, я с Виктором не была в близких знакомых. Вряд ли могу что-то вспомнить, увы…Но мне очень приятно получить маленький привет из юности. Спасибо!