Найти тему
Alebrio

Актуальные и поныне, весёлые рисунки советского карикатуриста Евгения Щеглова.

В советское время было немало отличных карикатуристов, которые умели удивительно точно высмеивать имеющие тогда недостатки. Впрочем, их карикатуры актуальны и сегодня, ибо шутили талантливо и на вечные темы, не размениваясь на текущую политическую ситуацию и беспросветную безнадёгу, как было модно в 90-е. Но между тем карикатуристам позволялось намного больше, чем обычным художникам в то время, сам жанр шутливого рисунка предусматривал некоторую вольность в отображении образов и сюжетов, иначе бы терялся весь смысл, а карикатуры из острой сатиры превратились бы в скучное восхваление действительности и советского строя, которое мало кого интересовало.

Вставляю стёкла, произвожу мелкий ремонт и устраняю недоделки.
Вставляю стёкла, произвожу мелкий ремонт и устраняю недоделки.

Советское руководство это понимало, потому и печатали карикатуры охотно, а художники прекрасно знали, над чем шутить можно, а над чем лучше воздержаться — слишком опасно для карьеры и возможности быть на свободе. Но и имеющих тем было достаточно для хорошего мастера, чтобы создавать настоящие «маленькие шедевры юмористического жанра», с полностью проработанными образами, ненавязчивой, но действительной моралью и способные вызвать если не громкий смех, то добрую улыбку.

Считаем у кого отпуск в ноябре
Считаем у кого отпуск в ноябре

Таков был и Евгений Щеглов (1927–1991) — советский карикатурист, иллюстратор и художник, считающийся одним из ведущих послевоенных карикатуристов Советского времени. Он сотрудничал на постоянной основе с журналом Крокодил — рисовал карикатуры, высмеивающие всевозможные недостатки отдельных граждан, однако делая это смешно тонко и ненавязчиво.

В картинной галерее
В картинной галерее

Времена изменились радикально, советская действительность уже стала историей, а карикатуры Щеглова остаются актуальными и поныне. Разве мало сейчас таких же граждан, готовых принести в культурные места парочку биг-маков или шаурму, которые купили в ближайшем фастфуде? Отчасти их понять можно — посидеть в кафе или ресторане дорого, не все в Москве могут себе это позволить, вот и экономят как могут. Но и об остальных посетителях нужно думать, очень сложно приобщиться к прекрасному, когда ноздри щекочет сомнительный запах быстрой еды из привокзального ларька.

Гляди, совсем стыд потеряли
Гляди, совсем стыд потеряли

Пьянство тоже никуда не делось и далеко не все тихо сидят по домам за бутылкой водки, поддакивая рассуждениям ведущих и гостей на многочисленных социально-политических ток-шоу по телевизору, или шумно и круто отрываются в ночных клубах, тратя там последние заработанные деньги. Поддатые граждане в парках никуда не исчезли, так же как и целующиеся парочки. Но оказывается между ними есть острый антагонизм и высокоморальные пьяницы готовы заклеймить позором потерявших стыд «моральных разложенцев», которые никак не могут сдержать своих любовных чувств.

Вася! Помоги! Слесарь тонет.
Вася! Помоги! Слесарь тонет.

Тема ЖКХ тоже вечна. Переименование ЖЭКов в управляющие компании больше отразилось на счетах граждан, нежели на качестве обслуживания, да и работают все те же люди, которые любят «заложить за воротник». Потому иногда нужно спасать их самих, а не обстановку квартиры в случае какого-нибудь ЧП.

Евгений Щеглов сотрудничал и со знаменитыми детскими журналами «Весёлые картинки» и «Костёр», где рисовал замечательные рисунки о детях и для детей.

​Юный художник
​Юный художник

У него есть целые серии подобных рисунков «О больших и маленьких» и «Осторожно дети!», которые у многих, кто вырос в Советском Союзе, вызывает добрые ностальгические воспоминания с щемящей ноткой грусти и тоской по времени, которое ушло и уже никогда не возвратится. Но как же приятно его иногда вспомнить, и рисунки Щеглова вам в помощь.

​А у нас во дворе
​А у нас во дворе

Кроме того, Щеглов иллюстрировал фельетоны и рассказы советских писателей-юмористов, оформлял декорации для спектаклей и реквизит для цирка.

Постепенно сформировал свой самобытный стиль, а критики отмечали его удивительно точную наблюдательность, умение найти смешное в обычной непримечательной «бытовухе» и сделать это достоверно, не натянуто, когда сама юмористическая ситуация логично исходит из жизненных обстоятельств.

Интересный разговор.
Интересный разговор.

У него удивительно точные образы, а за кажущейся небрежностью рисунка стоит огромный труд, множество этюдов, поиск наиболее достоверного и запоминающегося образа, пусть даже такого приземлённого, как пьяница или торговка.

-9

Картины в интерьер, в подарок покупайте напрямую у художника на сайте маркетплейса artAlebrio.com

автор статьи Михаил Федорин