жанр: соул, r&b, фанк, поп-музыка
главные композиции: Sir Duke, I Wish, Isn't She Lovely, As, Another Star, Pastime Paradise, Black Man
Кульминация первого и самого успешного периода творчества Стиви Уандера, двойной альбом, ставший не просто эталоном и апогеем жанров соула и арэнби на тот момент, но и работой, глобально повлиявшей на развитие этих жанров на последующие лет тридцать вперёд. Это помимо того, что сам Стиви полностью закрепил за собой статус настоящего музыкального гиганта, оказавшего влияние на большинство жанров музыки XX века. Далеко ходить не надо - некоторые песни с этого альбома были впоследствии вплоть до 90-2000-х годов либо переиграны, либо использованы в качестве сэмплов для новых арэнби- или же хип-хоп-хитов. А в последней редакции рейтинга ТОП-500 лучших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone эта работа заняла 4 место!
Работа была записана как всегда более, чем на 50% самим Стиви Уандером, являвшимся одним из самых известных в истории популярной музыки мультиинструменталистов: авторство песен, запись почти всех инструментов и проработка всех аранжировок полностью были его. Конечно же без армады дополнительных музыкантов тоже не обошлось: та же духовая секция, перкуссия или же масштабный хор. Среди приглашённых именитых музыкантов можно отметить самих Джорджа Бенсона и Хэрби Хэнкока.
На пластинке удачным образом перемежаются такие лёгкие для восприятия типичные уандеровские зажигательные прифанкованные с ровными ритмами известные вещи артиста, как Sir Duke (посвящение Дюку Эллингтону), I Wish, проникновенные соул-баллады наподобие Knocks Me Off My Feet, As или же самой моей любимой темы с альбома - Isn't She Lovely, а также сложные инструментальные вещи, такие, как, к примеру, Contusion.
В одной из самых жёстких по аранжировке фанк-тем с альбома Black Man я лично по мелодике вообще слышу не только будущие фанк-поп-хиты 80-90-2000-х, но и влияние на рок- и метал-жанры.
А одну из финальных тем Another Star можно чётко назвать одним из первых в истории диско-хитов: на её примере можно через как всегда гениальную аранжировку Уандера и въедающуюся в мозг мелодию хорового вокализа чётко уловить тот самый переходный этап от фанка к диско. Не последнюю роль сыграл в этом сыгравший в песне на гитаре сам Джордж Бенсон, знаменитый джаз-рок-соул-музыкант и композитор, автор известных саундтрэков к культовым фильмам. Мало того, эту тему ещё можно назвать одним из первых латино-поп-хитов, потому что мелодика вокализа и перкуссия с пианинной аранжировкой чётко выдают влияние латиноамериканщины.
Насчёт вещей, которые еще неоднократно прозвучат в последующих поп-арэнби-хип-хоп-хитах. Первая композиция, которая, конечно же, сразу приходит на ум - Pastime Paradise - именно эту музыку взяли в 1995 году за основу рэперы Кулио и L.V. в своём треке Gangsta’s Paradise, ставшем одним из символов хип-хоп-культуры 90-х годов, а также саундтрэком к фильму "Опасные умы" 1996 г. с Мишель Пфайффер в главной роли:
Оригинал Стиви Уандера
Песня Кулио и L.V., клип с кадрами из фильма "Опасные умы" (1996 г.)
Песню I Wish использовал Уилл Смит совместно с арэнби-хип-хоп-группой Dru Hill и олдскул-рэпером Kool Moe Dee в своём хите Wild Wild West, главной теме в саундтрэке к фильму "Дикий, дикий Запад" 1999 года, где сам Смит сыграл главную роль (отвратный фильм, если честно - моё субъективное мнение):
Оригинал Стиви Уандера
Песня Уилла Смита, Dru Hill и Kool Moe Dee, клип с кадрами из фильма "Дикий, дикий Запад" (1999 г.)
Джордж Майкл вместе с Мэри Джей Блайдж выпустили в том же 1999 году мощную кавер-версию уандеровского хита с этого альбома As (именно на нём сыграл на электропиано Хэрби Хэнкок), которая в основе своей имеет большое влияние госпела (в частности по запоминающейся хоровой партии в припеве):
Оригинал Стиви Уандера
Кавер Джорджа Майкла и Мэри Джей Блайдж
Подытожить могу так: этот альбом звучит как настоящая история музыки: и прошлой, и настоящей, и будущей на 1976 год. В нём Уандер постарался ярко отразить все самые яркие фишки тех жанров, из которых когда-то сформировался изначальный соул/арэнби: в тех же хоровых партиях на альбоме чётко слышны госпел или же спиричуэлс. Также Уандер этим альбомом фактически закрепил успех соула и фанка и немного подтолкнул к популярности жанр диско. И не просто закрепил: я бы смело сказал, что именно этот альбом сделал соул/арэнби чуть ли не основополагающими жанрами всей последующей популярной музыки - как неким фундаментом.
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.