Найти тему

Про фигуру и фон или про то, как смотреть на проблемы и неприятности

791 прочитал
Мне показалось, что в мой кабинет вползла туча, и почему-то захотелось включить поярче свет. «Работа достала», - сказал он, а туча угрожающе покачала пухлыми боками.

Мне показалось, что в мой кабинет вползла туча, и почему-то захотелось включить поярче свет. «Работа достала», - сказал он, а туча угрожающе покачала пухлыми боками. «Добрый день», - ответила я и оглянулась вокруг, сверяя свои ощущения с реальностью.

Я знакома с этими тучами и с их коварством: они кажутся монолитными и несокрушимыми, но на самом деле состоят из мелких облачков, сбившихся зачем-то воедино. Задаю осторожные вопросы, чтобы «разгештальгировать» ситуацию и понять, сколько облачков мне предстоит растащить по разные стороны из этой тучи, и какие из них можно считать проблемой, а какие служат всего лишь фоном для этой самой проблемы. Я так часто вижу тех, кто спешит поменять работу, вместо того чтобы начать решать семейные проблемы или тех, кто подает на развод, вместо того чтобы заняться собственными внутренними конфликтами, что давным-давно не принимаю за чистую правду первое услышанное. И меня давным-давно перестали смущать тучки и тучи, попадающие вместе с людьми в мой кабинет.

Со всей деликатностью и вселенской осторожностью я начинаю работать с грозной тучей, лишая ее монолитности. Отделяю случайные облачка, от тех, что уже налились нерешенными проблемами. Беру в руки каждое, осматриваю и, как заправский жонглёр, отправляю те, что полегче на свободу, а те, что потяжелее складываю в корзину для «проработки». Наконец-то нахожу облачко с именем «достала» и бережно кладу его на стол. Рассматриваем его с гостем внимательно, ворочаем осторожненько с боку на бок… А ведь это не работа. А то, от чего он на этой самой работе как раз и прячется. Вернее, от кого…

Все в нашей жизни является фигурой или фоном. И иногда ошибочно мы фон принимаем за фигуру, назначая его своей проблемой и не замечая главного.

Вам приходилось рассматривать «гештальт-картинки», двойственные изображения? Они всегда имеют фон и фигуру. И если смотреть внимательно, переключаясь мысленно с фигуры на фон и обратно, то можно увидеть на одной картинке и профиль прекрасной юной девушки и грустную старушку, а можно зацепиться глазами за что-то одно и не замечать другое. Вот и с нашей жизнью все то же самое. И с проблемами, и с неприятностями в ней. Если замедлиться и присмотреться повнимательней, все можно разделить на фигуру и фон. И даже поменять их друг с другом местами…

Психологи советов не дают. И у меня нет готовых ответов на все вопросы. Но «подсветить» ситуацию таким образом, чтобы была заметна и фигура, и фон, и то, что в них скрыто, используя свой опыт и знания, - вот это и есть моя работа…

А что видите на этой картинке Вы?

Ольга Караванова
клинический психолог

Мне показалось, что в мой кабинет вползла туча, и почему-то захотелось включить поярче свет. «Работа достала», - сказал он, а туча угрожающе покачала пухлыми боками.-2