В детской песенке «Скрюченная песня» поется:
Жил на свете человек cкрюченные ножки,
И гулял он целый век по скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой в скрюченном домишке
Жили летом и зимой скрюченные мышки.
И стояли у ворот скрюченные елки,
Там гуляли без забот скрюченные волки.
И была у них одна скрюченная кошка,
И мяукала она, сидя у окошка.
(Синтия Мей Вестовер Алден. Перевод Корнея Чуковского).
Когда я читаю историю о Валааме в Чис. 22—24, я вспоминаю эту детскую песенку, потому что в этой истории тоже есть много чего-то такого, «скрюченного».
Эта история — о двух противоборствующих сторонах. На одной стороне был царь Валак и моавитяне. У Валака был план относительно Израиля: он хотел, чтобы Израиль был проклят, что позволило бы ему одержать победу над Израилем. На противоположной стороне был Израиль вместе с Богом. У Бога тоже был план относительно Израиля: Его план заключался в том, чтобы благословить Израиль. Эти противники были достаточно «прямолинейными», то есть такими, какими мы их себе могли представить, и поступали так, как мы ожидали от них.
Однако такого нельзя сказать о Валааме, который, в определенном смысле, находился между этими двумя противниками. Все, что касалось Валаама, было немного «скрюченным», то есть не таким, каким казалось. Такое впечатление, что мысли его метались из стороны в сторону. На литературном уровне, почти все, что происходит в истории, преисполнено иронии. Другими словами, повествование полно неожиданностей.
ВАЛААМ НЕ БЫЛ ТЕМ, КЕМ КАЗАЛСЯ
Израильтяне после почти сорокалетнего хождения по пустыне завоевали большую часть территории к востоку от Ханаана, на другой стороне реки Иордан. Они остановились на «равнинах Моава» (Чис. 22:1), где жила какая-то часть моавитян и мадианитян. Валак, видя в Израиле угрозу для Моава, послал в Месопотамию за Валаамом, известным прорицателем, чтобы тот пришел и проклял для него Израиль. Послы Валака пришли к Валааму и предложили ему денег за то, что тот проклянет Израиль; Валаам ответил, что должен спросить Господа. Валаам использовал личное имя Бога. Верил ли этот человек, проживавший далеко от Божьего народа, в единственного истинного Бога? Не исключено. Но скорее, Валаам был «пророком по найму», прорицателем, готовым благословить или проклясть во имя любого бога, если плата была подходящей. Бог сказал Валааму не идти к Валаку и не проклинать Израиль. Сначала Валаам послушался и отослал послов Валака обратно.
Валак настаивал, послав больше послов и предложив больше денег. Валаам снова отказался, сказав: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу» (Чис. 22:18). Читая это, мы думаем: «Какой замечательный пророк и слуга Божий»! Однако Валаам пригласил послов переночевать и сказал, что выяснит, что еще Господь скажет ему. В ту ночь Бог сказал ему пойти с ними.
Когда Валаам, отправился в Моав, Бог разгневался на него. На пути Валаама встал «ангел Господень», явно намереваясь убить Валаама. Валаам не мог видеть ангела, но ослица, на которой он ехал, видела. Трижды ослица реагировала на ангела, чем и спасла Валаама. Валаам не знал, почему ослица вела себя так странно, и он ударил ее. Наконец, Бог сделал возможным, чтобы ослица заговорила с Валаамом, а затем открыл глаза Валааму, чтобы он увидел стоящего ангела, готового его убить.
Разговор ослицы с Валаамом исполнен иронии. Вот, Валаам, известный провидец, не мог видеть ангела, в то время как ослица могла! Валаам, прорицатель, утверждал, что говорит от Бога, но это Бог заговорил с ним через ослицу! Однако Валаам все-таки выступал как пророк в этом рассказе в том смысле, что Бог говорил ему и через него. Бог, недовольный Валаамом, сказал: «Путь твой не прав предо Мной» (Чис. 22:32), указав на то, что еще бы немного, и Он бы убил Валаама. Тогда Валаам признал: «Согрешил я» (Чис. 22:34).
Почему Бог был недоволен? Что сделал Валаам не так? Он второй раз задал вопрос, после того как Бог дал ему ответ. Вероятно, несмотря на свои смелые слова, Валаам жаждал огромного вознаграждения, которое было ему обещано. Внешне казалось, что Валаам больше всего был заинтересован в исполнении воли Божьей, но в действительности его больше интересовала жажда наживы.
Справедливо предположить, что ответ Валаама давал послам понять, что он готов торговаться. Валаам был из тех, кто может сказать «нет», имея в виду «да».
Такое предположение порождает еще один вопрос: если Бог был недоволен Валаамом и если Валаам не был таким хорошим, как казался, то почему тогда Бог позволил ему пойти к Валаку? Возможно, Бог послал Валаама к Валаку потому, что хотел, чтобы Его народ получил благословение. Для этой цели Бог мог использовать даже поврежденный сосуд. Бог всегда достигает Своих целей — порой даже вопреки, нежели благодаря своим человеческим орудиям.
ВАЛААМ ПОСТУПИЛ НЕОЖИДАННО
Валаам не стал делать то, чего от него ожидали, а поступил как раз наоборот! Когда пророк прибыл на равнины Моава, Валак ожидал, что он проклянет Израиль. Трижды Валак организовывал все для того, чтобы проклятие было произнесено; но трижды, вместо того чтобы проклясть израильтян, Валаам благословлял их.
Затем Валаам произнес четвертую благословляющую притчу. Он, в частности, сказал: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17).
Валак был разочарован. Он пригласил могущественного прорицателя за большое вознаграждение из далекой страны проклясть своих врагов, а прорицатель, вместо этого, благословил их! Мы можем почувствовать его разочарование. После первого благословения царь сказал: «Что ты со мною делаешь? Я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь?» (Чис. 23:11). После второго он сказал ему: «Ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его» (Чис. 23:25). После третьего он был настолько разгневан, что всплеснул руками и сказал: «Я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в свое место…» (Чис. 24:10, 11).
БОГ ПОСТУПИЛ НЕОЖИДАННО, ОБРАТИВ ПРОКЛЯТИЯ В БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Божий план для Израиля в данных обстоятельствах был осуществлен удивительным образом. Несмотря на испуганных противников, коварного царя и алчного и непостоянного пророка, Божий народ все равно был благословлен. Они были и будут сильными, многочисленными, праведными, плодотворными и благословенными Богом. Они будут побеждать своих врагов, и их не остановят ни армии, ни прорицатели.
Более того, такое благословение стало возможным благодаря странному повороту событий: тот, кого позвали проклясть, благословил. Моисей во Втор. 23:5 сказал относительно этого случая: «обратил Господь, Бог твой, проклятие его в благословение тебе, ибо Господь, Бог твой, любит тебя». Божий план для Израиля был осуществлен, а план Валака относительно Израиля был сорван.
Бог умеет обращать проклятия в благословения, изменять планы тех, кто выступает против Его народа. Когда люди стремятся расстроить Божий замысел, Он знает, как помешать их злым намерениям.
Библия постоянно говорит о Божьей способности обращать проклятия в благословения.
1. Иосиф. Братья Иосифа намеревались избавиться от ненавистного брата, продав его в Египет. Однако у Бога тоже был план. Он обратил зло, которое они причинили Иосифу, в добро, сохранив Израиль, когда наступил в земле голод годы спустя (Быт. 50:20). Бог обратил зло, которое они планировали сделать, — проклятие на своего брата — в благословение.
2. Есфирь. Аман задумал победить своего врага Мардохея, уничтожив евреев. В то же время у Бога был Свой план: Он воспользовался замыслом Амана для того, чтобы истребить врагов евреев (включая Амана), приобрести новообращенных в иудаизм, благословить евреев еще большим процветанием и сделать Мардохея важным чиновником в персидском правительстве. Бог обратил проклятие в благословение для Своего народа.
3. Иисус. Сатана планировал уничтожить Сына Божьего прежде, чем Он сможет установить Свое царство и разрушить замысел сатаны. Для этого он побудил людей распять Иисуса, но он не знал, что у Бога был лучший план — воспользоваться смертью Иисуса, чтобы лишить сатану силы (Евр. 2:14). Иисус воскрес из мертвых, победил смерть и одержал победу над сатаной, обратив проклятие в благословение.
4. Церковь. У иудеев, описанных в первых главах Деяний, был план остановить распространение церкви при помощи гонений. У Бога же был противоположный план, направленный на то, чтобы церковь возрастала. Поэтому гонения в Иерусалиме, целью которых было остановить рост церкви, наоборот, помогли ей возрасти, когда христиане рассеялись по миру, всюду проповедуя евангелие (Деян. 8:4). Бог обратил проклятие гонений в благословение.
Божье провидение сегодня такое же. Он хочет и может обращать проклятия в благословения. Он может обратить явное поражение в победу и превратить трагедию в триумф.
ВАЛААМ ПРЕУСПЕЛ... И ПАЛ
Бог использовал Валаама, чтобы обратить проклятие в благословение. Нам может показаться, что это конец истории, но это не так. На самом деле, Валаам выполнил то, о чем просил Валак — он просто не получил личной выгоды от этого успеха.
Продолжив чтение после главы 24, мы в главе 25 узнаем о трагическом событии. Израильские мужчины начали прелюбодействовать с моавитскими женщинами, вызвав тем самым на себя и свой народ Божий гнев (Чис. 25:1-9).
Какое отношение эта трагедия имеет к Валааму? В конце главы 24 Валаам возвращается на свое место. Позднее, в главе 31, израильтяне по приказу Бога напали на мадианитян, чтобы отомстить им за ту боль, которую они причинили народу Израиля (Чис. 31:1, 2). Мы читаем, что израильтяне, среди прочих, «Валаама, сына Веора, убили мечом» (Чис. 31:8). Мы также узнаем, что духовный и физический блуд израильтян с мадианитянами был результатом осуществления заговора, разработанного Валаамом (Чис. 31:15, 16). Должно быть, Валаам сказал царю Моава и князьям мадиамским нечто следующее:
«Ясно, что мы не сможем победить этот народ при помощи наших армий точно так же, как я не мог проклясть их — так могуществен их Бог. Если мы хотим спастись от них, то должны обратить их Бога против них самих. Вот что мы можем сделать. Подружитесь с ними, пригласите их на свои праздники, пусть они участвуют в поклонении вашим богам и позвольте вашим прекрасным женщинам соблазнить их. Тогда, я уверяю вас, их Бог отвернется от них и уничтожит их!»
Из-за того что Валаам дал такой совет, он имеет последовательное осуждение себе в Новом Завете (2 Пет. 2:15, 16; Иуд. 11; Отк. 2:14).
Почему Валаам дал такой совет? Очевидно, он все еще хотел заполучить деньги Валака. Причиной падения Валаама была жадность. Многие пали в результате такого греха. Да не впасть нам в грех жадности и пожелания чужого.
Какой точный был расчет! Никакой другой бог не мог превзойти Господа Бога. Ни один прорицатель не мог проклясть Божий народ, если Бог благословил его. Ни одна армия не могла устоять против народа, на стороне которого был Бог. Существовал единственный способ победить Израиль — это отделить народ от его Бога. Валаам понимал это и предложил тактику, которая моментально сработала. Ее успех мог быть окончательным, если бы она не была вовремя остановлена.
Валаам, однажды потерпевший неудачу, преуспел в своей второй попытке приостановить продвижение Израиля. Получил ли он золото и почести, обещанные Валаком? Не исключено. Однако я подозреваю, что, когда он был уже готов насладиться деньгами, заработанными кривым путем, израильская армия, благословленная Богом, настигла его. Он умер без всяких почестей. Его совет оказался действенным, но не принес ему личного успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чему учит нас история о Валааме? Наш урок начался стихотворением. Еще три строчки могут помочь нам запомнить некоторые факты о Валааме:
(1) Валаам был плутом, который говорил «нет», а подразумевал «да».
(2) Его позвали проклясть, а он благословил.
(3) Его совет сработал, но успеха ему не принес.
Бог, который непостижимым образом творит чудеса и от которого нельзя требовать, чтобы Он поступал всегда предсказуемо, то есть так, как мы ожидаем, готовит сюрпризы и для нас сегодняшних.